Безработица - теоретические и правовые аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 10:47, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в России – то есть теоретических и практических аспектов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности понятия безработицы
- анализ причин и последствий безработицы, а также анализ рынка труда в различных экономических концепциях (Кейнсианская, классическая, марксистская, монетаристская теории),
- изучение динамики российской безработицы,
- анализ сложившейся на данный момент структурной безработицы в России,
- поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной политики в целях снижения безработицы в России.

Содержание работы

Введение. 2
1. Теоретические аспекты безработицы. 3
1.1. Показатели уровня безработицы. 3
1.2. Виды безработицы. 7
1.3. Подходы к анализу рынка труда и причин безработицы,
а также ее возможных последствий. 8
1.3.1. Классический подход. 8
1.3.2. Кейнсианская концепция. 9
1.3.3. Монетаристская модель. 10
1.3.4. Марксистский подход. 11
1.3.5. Современное представление. 11
1.4. Последствия безработицы. 12
2. Практические аспекты безработицы. 18
2.1. Безработица в России. 18
2.2. Возможные пути решения проблем безработицы в России. 22
2.2.1. Пособия по безработице. 22
2.2.2. Трудоустройство. 22
2.2.3. Переобучение. 24
2.2.4. Самозанятость - поддержка предпринимательства. 27
2.2.5. Общественные работы. 29
Заключение. 30
Список литературы. 32

Файлы: 1 файл

Безработица-теоретические и правовые аспекты.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Данные последствия безработицы  показывают необходимость изучения причин ее возникновения, значимость проведения анализа сложившейся ситуации и  поиска методов снижения безработицы, превышающей естественный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практические аспекты безработицы.

 

2.1. Безработица в России.

Рассматривая вопрос динамики безработицы  в России, следует обратить внимание на характерные причины ее возникновения, особенности социально-экономических условий, влияющих на ее формирования. Если обратиться ко времени построения социалистического государства (ведь говоря об эпохе «перестройки» следует помнить, что экономически активное население было воспитано в духе построения социализма), стоит отметить, что в данный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.

Рыночной экономике требовались  активные работники, желающие развиваться, самостоятельно разрешать возникающие  проблемные ситуации, обучаться. Что  предполагает наличие людей с  другими установками. Следовательно, возникла задача формирования самостоятельного агента рыночной экономики, к чему не было приспособлено экономически активное население того времени. Отсутствие инициативы и негативное отношение к малому предпринимательству препятствовали формированию новых рабочих мест, способствуя безработице.

При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия  потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными. Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных.

1 июля 1991 года началась официальная  регистрация безработных в городах  России. Российская система службы  занятости, созданная в соответствии  с принятым в 1991 году законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» стала посредником в поиске работы гражданами и работников работодателями. В 1995 году число безработных увеличилось почти вдвое по сравнению с 1992 (по результатам обследования населения по проблемам занятости число безработных в стране составило 6,6 млн. человек). В 2000 году число безработных превысило 7,6 миллионов человек, что не могло не сказаться на уровне экономической активности населения. С 2000 года уровень безработицы стал снижаться6. (Приложение 2)

По данным Росстата проблема занятости  по состоянию на вторую неделю августа 2012 года:

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2012г. составила 76,4 млн.человек, или около 54% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного  населения 72,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в августе 2012г. составил 5,2% (без исключения сезонного фактора).

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в августе 2012г. составил 65,4%.

По сравнению с июлем 2012г. численность  занятого населения в августе  увеличилась на 216 тыс.человек, или на 0,3%, численность безработных уменьшилась на 169 тыс.человек, или на 4,1%. По сравнению с августом 2011г. численность занятого населения выросла на 480 тыс.человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 717 тыс.человек, или на 15,3%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,7 раза превысила численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце  августа 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1068 тыс.человек, что на 1,7% меньше по сравнению с июлем 2012 года.

В августе 2012г., 71% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в августе 2011г. - 65%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины.  Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в августе 2012г. составила 28,5%, среди безработных женщин - 30,1%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в августе 2012г. его использовали 62,6% безработных.

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в августе 2012г. составила 47,0%, доля городских жителей - 62,5%.

Безработица городского и сельского  населения характеризуется превышением  уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем  безработицы среди городских  жителей. В августе 2012г. это превышение составило 1,8 раза.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в августе 2012г. составил 34 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 32,3%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 7,1%, 20-24 лет - 25,2%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (27,8%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с августом 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 0,7 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 1 процентный пункт.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в августе 2012г. составил 14,5%, в том числе среди городского населения - 13,8%, среди сельского населения - 15,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 4 раза, в том числе среди городского населения - 4,6 раза, сельского населения - 2,5 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 39,3% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,3% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей  доля застойной безработицы составила 30,3%, среди городских - 27,1%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 34,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2012г. их численность по сравнению с августом 2011г. уменьшилась на 143 тыс.человек, или на 9,5% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 53,2% - от 20 до 24 лет, 13,5% - от 25 до 29 лет.

В августе 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 15,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,7% (в августе 2011г. - соответственно 19,4% и 22,6%).

Безработица по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

 

2.2. Возможные пути решения проблем безработицы в России.

 

2.2.1. Пособия по безработице.

Пособие по безработице – это  денежные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о выплате пособия  по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Начисление пособия по безработице  производится с первого дня признания  гражданина безработным. В случае увольнения гражданина из организации по сокращению численности (штата) работников организации, а также в связи с ликвидацией самой организации, и если при этом гражданин не нашел себе работу в течение периода времени, пока за ним сохранялась средняя заработная плата по последнему месту работы (с зачетом выходного пособия), то пособие по безработице начисляется начиная с первого дня после истечения срока, в течение которого за гражданином сохраняли среднюю заработную плату.

На 2012 год минимальная величина пособия по безработице составляла 850 рублей, максимальная– 4 900 рублей7.

 

2.2.2. Трудоустройство.

По данным Федеральной службы по труду и занятости общая численность безработных граждан с января по март 2012 года снизилась на 37 тыс. человек и на конец марта составила 4,87 млн. человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общая численность безработных граждан снизилась на 480 тыс. человек или 10 %. 
 По состоянию на 18 апреля 2012 года численность зарегистрированных безработных составила 1,29 млн. человек. 
 По состоянию на 18 апреля 2012 года в 40 регионах России отмечается увеличение по сравнению с началом 2012 года численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Наибольший рост отмечается в республиках Тыва, Бурятия, Хакасия, Саха (Якутия), Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике. 
 Вместе с тем, в 43 регионах отмечается снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Например, в республиках Калмыкия и Ингушетия, Ивановской, Ярославской и Волгоградской областях, Удмуртской Республике, Ставропольском крае. 
 Уровень регистрируемой безработицы в целом по Российской Федерации с начала 2012 года остался неизменным и составил 1,7 % от численности экономически активного населения (аналогичный показатель 2011 года – увеличился с 2,1 % до 2,2 %). 
 Высокий уровень регистрируемой безработицы отмечается в регионах, входящих в Дальневосточный федеральный округ (в среднем 2,2 %), Сибирский федеральный округ (в среднем 2 %). Самый высокий уровень регистрируемой безработицы зафиксирован в Чеченской Республике (32,32 %), Республике Ингушетия (16, 3%), Республике Тыва (5,5 %). 
Наиболее низкий уровень регистрируемой безработицы зафиксирован в городе Санкт-Петербурге (0,5 % от численности экономически активного населения), городе Москве, Ленинградской области (0,6 %), Липецкой, Московской и Тюменской областях (0,7 %). 
 Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости субъектов Российской Федерации, возросло с 1,16 млн. единиц на начало 2012 года на 338,5 тыс. единиц (на 29,2 %) и составляет в апреле 2012 года 1,5 млн. единиц (в 2011 году аналогичный показатель вырос на 250,2 тыс. единиц или 25,5 % и составлял в апреле 2011 года 1,4 млн. единиц). 
Коэффициент напряженности в целом по Российской Федерации в 2012 году снизился с 1,2 до 1 человека на одну вакансию. 
 В органы службы занятости с начала 2012 года за предоставлением государственных услуг обратились 2,4 млн. человек, в том числе за содействием в поиске подходящей работы – 1,1 млн. человек, что на 17,1 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Каждый второй из числа обратившихся был трудоустроен при содействии органов службы занятости (545,4 тыс. человек). Уровень трудоустройства составил 51 %. 
В целом по Российской Федерации доля трудоустроенных граждан увеличилась на 6,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший рост уровня трудоустройства в 2012 году отмечается в С-Петербурге (на 29,4 %), Ивановской области (на 22,1 %), Карачаево-Черкесской Республике (на 18 %), Калининградской (на 14,6 %), Липецкой (на 12,4 %), Астраханской (на 11,9 %), Тульской (на 11,6 %) и Ярославской (на 11,3 %) областях. 
Снижение уровня трудоустройства за указанный период отмечается в Калужской области (на 10,8 %), Республике Адыгея (на 7,8 %), Амурской области (на 6 %), Кировской области (на 4 %), Вологодской области (на 3,6 %), Хабаровском крае (3 %)8. В августе 2012 года численность уволенных работников по наблюдаемым видам экономической деятельности составила 519,4 тыс. человек по сравнению с 500,2 тыс. в июле 2012 года, свидетельствуют данные федерального статистического наблюдения о неполной занятости и движении работников. Таким образом, численность уволенных за месяц выросла на 3,8%. По сравнению с августом 2011 года число уволенных сократилось на 3,4%. 
 В августе число принятых снизилось за месяц на 6,7% - до 480,5 тыс. человек. По сравнению с августом прошлого года этот показатель подрос на 0,1%. 
 В августе численность выбывших работников организаций превысила численность принятых работников на 38,9 тыс. человек. 
 В предыдущем месяце число принятых работников превысило количество уволенных, впервые за 5 месяцев. 
 В общей численности принятых в августе 2012 г. работников доля приема на дополнительно введенные рабочие места составила 4,5%, в том числе в организациях финансовой деятельности - 7,7%. 
 По сведениям обследованных организаций, на конец августа 2012 г. численность работников, которых требуется принять на вакантные рабочие места, составила 2,2% от списочной численности работников. По видам экономической деятельности этот показатель колеблется от 1,2% - в организациях строительства до 4,3% - в организациях, осуществляющих лесозаготовки. 
 В общей численности выбывших работников 75,2% составляют уволившиеся по собственному желанию (на 0,2 процентного пункта меньше, чем в июле 2012 г.), 5,7% - по соглашению сторон (на 0,1 процентного пункта меньше, чем в июле 2012 г.), 2,0% - в связи с сокращением численности (на 0,4 процентного пункта меньше, чем в июле 2012 г.).  
 Доля работников, выбывших в связи с сокращением численности, в общей численности выбывших колеблется от 0,6% в организациях строительства до 5,4% - в организациях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. 
 В августе 0,8% списочной численности работников обследуемых организаций работали неполное рабочее время (на уровне июля 2012 г.). Доля работников, находившихся в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в августе составила 0,3% списочной численности работников (в июле 2012 г. - 0,4%)9.

 

2.2.3. Переобучение.

  В 2009 году в рамках опережающего обучения основным являлся социальный аспект. Опережающее обучение было предназначено для людей, которые либо стали безработными, либо находились под риском увольнения на тех предприятиях, которые в период кризиса, скажем так, "плохо себя чувствовали". В 2009 году это были короткие программы опережающего обучения, рассчитанные максимум на три месяца и ориентированные в основном на специалистов с начальным профессиональным образованием, то есть людей рабочих профессий. Программы опережающего обучения были так сориентированы, чтобы человек получил достаточно быстро новую профессию.

С 2010 года запущена новая  программа опережающего обучения специалистов, направленная на переподготовку кадров для ведущих отраслей экономики страны. В отличие от программы, действующей в 2009 году, в рамках которой краткосрочные курсы переобучения проходили специалисты рабочих специальностей, теперь получить новую профессию смогут люди с высшим и среднеспециальным образованием. По словам разработчиков программы, такая переподготовка, продолжительностью от одного года до двух лет, фактически будет приравниваться к получению второго высшего образования, и подтверждаться дипломами государственного образца. Необходимость столь масштабной переподготовки кадров объясняется нуждами посткризисной экономики, которая требует большого количества профессионалов, способных обеспечить инновационное развитие страны. А для каждого участника программы возможность бесплатно получить второе высшее образование в ведущих вузах страны станет уникальным шансом добиться личного профессионального и жизненного успеха.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения  в Российской Федерации" и Федеральным  законом "О федеральном бюджете  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

В соответствии с данными  Правилами субсидии предоставляются  на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке  и предусматривающих дополнительные мероприятия направленные в том числе на:

  -опережающее профессиональное  обучение и стажировку работников  организаций, включая работников, находящихся под риском увольнения (простой, введение режима неполного  рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников) (далее - опережающее профессиональное обучение), в субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда;

Информация о работе Безработица - теоретические и правовые аспекты