Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 10:47, реферат
Целью настоящей работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в России – то есть теоретических и практических аспектов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности понятия безработицы
- анализ причин и последствий безработицы, а также анализ рынка труда в различных экономических концепциях (Кейнсианская, классическая, марксистская, монетаристская теории),
- изучение динамики российской безработицы,
- анализ сложившейся на данный момент структурной безработицы в России,
- поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной политики в целях снижения безработицы в России.
Введение. 2
1. Теоретические аспекты безработицы. 3
1.1. Показатели уровня безработицы. 3
1.2. Виды безработицы. 7
1.3. Подходы к анализу рынка труда и причин безработицы,
а также ее возможных последствий. 8
1.3.1. Классический подход. 8
1.3.2. Кейнсианская концепция. 9
1.3.3. Монетаристская модель. 10
1.3.4. Марксистский подход. 11
1.3.5. Современное представление. 11
1.4. Последствия безработицы. 12
2. Практические аспекты безработицы. 18
2.1. Безработица в России. 18
2.2. Возможные пути решения проблем безработицы в России. 22
2.2.1. Пособия по безработице. 22
2.2.2. Трудоустройство. 22
2.2.3. Переобучение. 24
2.2.4. Самозанятость - поддержка предпринимательства. 27
2.2.5. Общественные работы. 29
Заключение. 30
Список литературы. 32
Данные последствия
2. Практические аспекты безработицы.
2.1. Безработица в России.
Рассматривая вопрос динамики безработицы в России, следует обратить внимание на характерные причины ее возникновения, особенности социально-экономических условий, влияющих на ее формирования. Если обратиться ко времени построения социалистического государства (ведь говоря об эпохе «перестройки» следует помнить, что экономически активное население было воспитано в духе построения социализма), стоит отметить, что в данный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.
Рыночной экономике
При переходе к капиталистическому
развитию многие промышленные предприятия
потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными.
Проблемы с законодательным
1 июля 1991 года началась официальная
регистрация безработных в
По данным Росстата проблема занятости по состоянию на вторую неделю августа 2012 года:
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2012г. составила 76,4 млн.человек, или около 54% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 72,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в августе 2012г. составил 5,2% (без исключения сезонного фактора).
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в августе 2012г. составил 65,4%.
По сравнению с июлем 2012г. численность занятого населения в августе увеличилась на 216 тыс.человек, или на 0,3%, численность безработных уменьшилась на 169 тыс.человек, или на 4,1%. По сравнению с августом 2011г. численность занятого населения выросла на 480 тыс.человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 717 тыс.человек, или на 15,3%.
Общая численность безработных, классифицируемых
в соответствии с критериями МОТ,
в 3,7 раза превысила численность
безработных, зарегистрированных в
государственных учреждениях
В августе 2012г., 71% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в августе 2011г. - 65%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в августе 2012г. составила 28,5%, среди безработных женщин - 30,1%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в августе 2012г. его использовали 62,6% безработных.
Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в августе 2012г. составила 47,0%, доля городских жителей - 62,5%.
Безработица городского и сельского
населения характеризуется
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в августе 2012г. составил 34 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 32,3%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 7,1%, 20-24 лет - 25,2%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (27,8%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с августом 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 0,7 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 1 процентный пункт.
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в августе 2012г. составил 14,5%, в том числе среди городского населения - 13,8%, среди сельского населения - 15,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 4 раза, в том числе среди городского населения - 4,6 раза, сельского населения - 2,5 раза.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 39,3% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,3% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей
доля застойной безработицы
Наличие опыта работы. В численности безработных 34,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2012г. их численность по сравнению с августом 2011г. уменьшилась на 143 тыс.человек, или на 9,5% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 53,2% - от 20 до 24 лет, 13,5% - от 25 до 29 лет.
В августе 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 15,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,7% (в августе 2011г. - соответственно 19,4% и 22,6%).
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.
2.2. Возможные пути решения проблем безработицы в России.
2.2.1. Пособия по безработице.
Пособие по безработице – это
денежные выплаты гражданам, признанным
в установленном порядке
Начисление пособия по безработице производится с первого дня признания гражданина безработным. В случае увольнения гражданина из организации по сокращению численности (штата) работников организации, а также в связи с ликвидацией самой организации, и если при этом гражданин не нашел себе работу в течение периода времени, пока за ним сохранялась средняя заработная плата по последнему месту работы (с зачетом выходного пособия), то пособие по безработице начисляется начиная с первого дня после истечения срока, в течение которого за гражданином сохраняли среднюю заработную плату.
На 2012 год минимальная величина пособия по безработице составляла 850 рублей, максимальная– 4 900 рублей7.
2.2.2. Трудоустройство.
По данным Федеральной службы по труду
и занятости общая численность безработных
граждан с января по март 2012 года снизилась
на 37 тыс. человек и на конец марта составила
4,87 млн. человек. По сравнению с аналогичным
периодом прошлого года общая численность
безработных граждан снизилась на 480 тыс.
человек или 10 %.
По состоянию на 18 апреля 2012 года численность
зарегистрированных безработных составила
1,29 млн. человек.
По состоянию на 18 апреля 2012 года в 40 регионах
России отмечается увеличение по сравнению
с началом 2012 года численности безработных
граждан, зарегистрированных в органах
службы занятости. Наибольший рост отмечается
в республиках Тыва, Бурятия, Хакасия,
Саха (Якутия), Дагестан, Кабардино-Балкарской
Республике.
Вместе с тем, в 43 регионах отмечается
снижение численности безработных граждан,
зарегистрированных в органах службы
занятости. Например, в республиках Калмыкия
и Ингушетия, Ивановской, Ярославской
и Волгоградской областях, Удмуртской
Республике, Ставропольском крае.
Уровень регистрируемой безработицы в
целом по Российской Федерации с начала
2012 года остался неизменным и составил
1,7 % от численности экономически активного
населения (аналогичный показатель 2011
года – увеличился с 2,1 % до 2,2 %).
Высокий уровень регистрируемой безработицы
отмечается в регионах, входящих в Дальневосточный
федеральный округ (в среднем 2,2 %), Сибирский
федеральный округ (в среднем 2 %). Самый
высокий уровень регистрируемой безработицы
зафиксирован в Чеченской Республике
(32,32 %), Республике Ингушетия (16, 3%), Республике
Тыва (5,5 %).
Наиболее низкий уровень регистрируемой
безработицы зафиксирован в городе Санкт-Петербурге
(0,5 % от численности экономически активного
населения), городе Москве, Ленинградской
области (0,6 %), Липецкой, Московской и Тюменской
областях (0,7 %).
Количество вакансий, заявленных работодателями
в органы службы занятости субъектов Российской
Федерации, возросло с 1,16 млн. единиц на
начало 2012 года на 338,5 тыс. единиц (на 29,2
%) и составляет в апреле 2012 года 1,5 млн.
единиц (в 2011 году аналогичный показатель
вырос на 250,2 тыс. единиц или 25,5 % и составлял
в апреле 2011 года 1,4 млн. единиц).
Коэффициент напряженности в целом по
Российской Федерации в 2012 году снизился
с 1,2 до 1 человека на одну вакансию.
В органы службы занятости с начала 2012
года за предоставлением государственных
услуг обратились 2,4 млн. человек, в том
числе за содействием в поиске подходящей
работы – 1,1 млн. человек, что на 17,1 % меньше
по сравнению с аналогичным периодом 2011
года. Каждый второй из числа обратившихся
был трудоустроен при содействии органов
службы занятости (545,4 тыс. человек). Уровень
трудоустройства составил 51 %.
В целом по Российской Федерации доля
трудоустроенных граждан увеличилась
на 6,3 % по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года. Наибольший рост уровня
трудоустройства в 2012 году отмечается
в С-Петербурге (на 29,4 %), Ивановской области
(на 22,1 %), Карачаево-Черкесской Республике
(на 18 %), Калининградской (на 14,6 %), Липецкой
(на 12,4 %), Астраханской (на 11,9 %), Тульской
(на 11,6 %) и Ярославской (на 11,3 %) областях.
Снижение уровня трудоустройства за указанный
период отмечается в Калужской области
(на 10,8 %), Республике Адыгея (на 7,8 %), Амурской
области (на 6 %), Кировской области (на 4
%), Вологодской области (на 3,6 %), Хабаровском
крае (3 %)8. В августе 2012 года численность уволенных
работников по наблюдаемым видам экономической
деятельности составила 519,4 тыс. человек
по сравнению с 500,2 тыс. в июле 2012 года,
свидетельствуют данные федерального
статистического наблюдения о неполной
занятости и движении работников. Таким
образом, численность уволенных за месяц
выросла на 3,8%. По сравнению с августом
2011 года число уволенных сократилось на
3,4%.
В августе число принятых снизилось за
месяц на 6,7% - до 480,5 тыс. человек. По сравнению
с августом прошлого года этот показатель
подрос на 0,1%.
В августе численность выбывших работников
организаций превысила численность принятых
работников на 38,9 тыс. человек.
В предыдущем месяце число принятых работников
превысило количество уволенных, впервые
за 5 месяцев.
В общей численности принятых в августе
2012 г. работников доля приема на дополнительно
введенные рабочие места составила 4,5%,
в том числе в организациях финансовой
деятельности - 7,7%.
По сведениям обследованных организаций,
на конец августа 2012 г. численность работников,
которых требуется принять на вакантные
рабочие места, составила 2,2% от списочной
численности работников. По видам экономической
деятельности этот показатель колеблется
от 1,2% - в организациях строительства до
4,3% - в организациях, осуществляющих лесозаготовки.
В общей численности выбывших работников
75,2% составляют уволившиеся по собственному
желанию (на 0,2 процентного пункта меньше,
чем в июле 2012 г.), 5,7% - по соглашению сторон
(на 0,1 процентного пункта меньше, чем в
июле 2012 г.), 2,0% - в связи с сокращением численности
(на 0,4 процентного пункта меньше, чем в
июле 2012 г.).
Доля работников, выбывших в связи с сокращением
численности, в общей численности выбывших
колеблется от 0,6% в организациях строительства
до 5,4% - в организациях по производству
и распределению электроэнергии, газа
и воды.
В августе 0,8% списочной численности работников
обследуемых организаций работали неполное
рабочее время (на уровне июля 2012 г.). Доля
работников, находившихся в простое по
вине работодателя и по причинам, не зависящим
от работодателя и работника, в августе
составила 0,3% списочной численности работников
(в июле 2012 г. - 0,4%)9.
2.2.3. Переобучение.
В 2009 году в рамках опережающего обучения основным являлся социальный аспект. Опережающее обучение было предназначено для людей, которые либо стали безработными, либо находились под риском увольнения на тех предприятиях, которые в период кризиса, скажем так, "плохо себя чувствовали". В 2009 году это были короткие программы опережающего обучения, рассчитанные максимум на три месяца и ориентированные в основном на специалистов с начальным профессиональным образованием, то есть людей рабочих профессий. Программы опережающего обучения были так сориентированы, чтобы человек получил достаточно быстро новую профессию.
С 2010 года запущена новая программа опережающего обучения специалистов, направленная на переподготовку кадров для ведущих отраслей экономики страны. В отличие от программы, действующей в 2009 году, в рамках которой краткосрочные курсы переобучения проходили специалисты рабочих специальностей, теперь получить новую профессию смогут люди с высшим и среднеспециальным образованием. По словам разработчиков программы, такая переподготовка, продолжительностью от одного года до двух лет, фактически будет приравниваться к получению второго высшего образования, и подтверждаться дипломами государственного образца. Необходимость столь масштабной переподготовки кадров объясняется нуждами посткризисной экономики, которая требует большого количества профессионалов, способных обеспечить инновационное развитие страны. А для каждого участника программы возможность бесплатно получить второе высшее образование в ведущих вузах страны станет уникальным шансом добиться личного профессионального и жизненного успеха.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В соответствии с данными Правилами субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия направленные в том числе на:
-опережающее профессиональное
обучение и стажировку
Информация о работе Безработица - теоретические и правовые аспекты