Безработица - теоретические и правовые аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 10:47, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в России – то есть теоретических и практических аспектов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности понятия безработицы
- анализ причин и последствий безработицы, а также анализ рынка труда в различных экономических концепциях (Кейнсианская, классическая, марксистская, монетаристская теории),
- изучение динамики российской безработицы,
- анализ сложившейся на данный момент структурной безработицы в России,
- поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной политики в целях снижения безработицы в России.

Содержание работы

Введение. 2
1. Теоретические аспекты безработицы. 3
1.1. Показатели уровня безработицы. 3
1.2. Виды безработицы. 7
1.3. Подходы к анализу рынка труда и причин безработицы,
а также ее возможных последствий. 8
1.3.1. Классический подход. 8
1.3.2. Кейнсианская концепция. 9
1.3.3. Монетаристская модель. 10
1.3.4. Марксистский подход. 11
1.3.5. Современное представление. 11
1.4. Последствия безработицы. 12
2. Практические аспекты безработицы. 18
2.1. Безработица в России. 18
2.2. Возможные пути решения проблем безработицы в России. 22
2.2.1. Пособия по безработице. 22
2.2.2. Трудоустройство. 22
2.2.3. Переобучение. 24
2.2.4. Самозанятость - поддержка предпринимательства. 27
2.2.5. Общественные работы. 29
Заключение. 30
Список литературы. 32

Файлы: 1 файл

Безработица-теоретические и правовые аспекты.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

- стажировку, в том  числе в других субъектах Российской  Федерации, выпускников учреждений профессионального образования, проживающих в субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда;

- профессиональное обучение  и аттестацию ищущих работу  граждан с целью получения  документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию, в субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда10.

 

2.2.4. Самозанятость поддержка предпринимательства.

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.

В рамках реализации программы  самозанятости количество граждан, решивших открыть свое дело, выросло  на 37%. На этом направлении сделан акцент в 2010 году. 55,3 тыс. человек получили поддержку в организации собственного дела в 2009 году, по итогам 2009 года предполагается оказание поддержки 64 тыс. участников программы самозанятости.

В 2012 году Государственная  услуга содействия самозанятости безработных  граждан с выплатой единовременной финансовой помощи в размере 58,8 тыс. рублей в продолжает оказываться. Однако, поскольку это является обязательством краевых бюджетов, количество получателей единовременной выплаты ограничено. Соответственно, ужесточен конкурсный отбор бизнес-планов.

 

2.2.5. Общественные работы.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая  социально-полезную направленность и  организуемая для дополнительной поддержки  граждан, ищущих работу11.

Государственная услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ предоставляется центрами занятости населения в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 июня 2007 № 40112.

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключении хотелось бы сказать, что безработица в России носит ярко выраженный региональный характер.

В настоящее время  в Российской Федерации особенную  тревогу вызывают следующие проблемы: во-первых, увеличение скрытой безработицы; во-вторых, рост обращающихся в службу занятости; в-третьих, быстрое развитие занятости в теневой экономике. Кроме того, население плохо информировано о территориальном расположении центров занятости. Возможности центров занятости по трудоустройству ограничены, так как подавляющее большинство работодателей не прибегают к их услугам при поиске рабочей силы. Размеры пособия по безработице минимальны. Однако в регионах с высоким уровнем безработицы доля получавших пособие по безработице оказалась существенно выше. Таким образом, уровень безработицы определяет и размер выплачиваемых пособий.

Рост безработицы сокращает  спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, могут  купить лишь минимум средств к  существованию. В результате затрудняется сбыт товаров. Тем самым рост безработицы  обостряет экономические проблемы страны. Безработица также обостряет политическую напряженность в стране. Причиной тому служит озлобление людей, не имеющих возможности содержать свою семью и проводящих день за днем в изнуряющем поиске работы.

Для уменьшения безработицы могут быть использованы методы - поощрения индивидуального предпринимательства, организация переобучения безработных многое другое.

Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной  службой занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Применение части приведенных  способов минимизации безработицы  и рост доверия безработных к  государственным службам занятости  позволят снизить уровень безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

Законодательные и нормативные акты:

1. Конституция РФ.

2. Трудовой кодекс РФ.

3. Закон РФ «О занятости  населения в Российской Федерации» № 1032-1

от 19 апреля 1991 года.

4. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 888 
"О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год"

5. Постановление Правительства РФ № 324 «Об утверждении положения

о федеральной службе по труду и занятости» от 30 июня 2004 г.

6. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1146 
«О предоставлении и распределении в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июня 2007 г. № 401 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ».

Книги, статьи, интернет-сайты:

8. Пельцман Л. «Стрессовые состояния у людей, потерявших работу». Психологический журнал, М., 1992. Т. 13. № 1.

9. Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.:Экономист. 2008 г.

10. Программа сомозанятости населения //www.pro-biznes.

11. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru.

1 Федеральная служба государственной статистики. // www.gks.ru

2 Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 года.

3 Федеральная служба государственной статистики. // www.gks.ru

4 Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.: Экономистъ. 2008 г.

5 Пельцман Л. «Стрессовые состояния у людей, потерявших работу». Психологический журнал, М., 1992. Т. 13. № 1.

6 Федеральная служба государственной статистики. // www.gks.ru

7 Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 888 
«О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год».

8 Федеральная служба по труду и занятости. // www.rostrud.ru

9 Федеральная служба государственной статистики. // www.gks.ru

10 Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1146 
«О предоставлении и распределении в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

11 Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 года.

12 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июня 2007 г. № 401 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ».




Информация о работе Безработица - теоретические и правовые аспекты