Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;
провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в нашей стране.
Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования рынка труда и
безработица 5
1.1 Понятие и сущность безработицы и занятости 5
1.4. Причины безработицы, ее виды и измерение 15
2. Современные проблемы занятости и безработица на российском рынке
труда 22
2.1 Анализ рынка труда основных городов и в целом по России 22
2.2 Рынок труда в РФ и потребность российских предприятий в иностранных работниках 25
2.3. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ 27
Заключение 34
Литература 36
Приложение
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования рынка труда и
безработица 5
1.1 Понятие и сущность безработицы и занятости 5
1.4. Причины безработицы, ее виды и измерение 15
2. Современные проблемы занятости и безработица на российском рынке
труда 22
2.1 Анализ рынка труда основных городов и в целом по России 22
2.2 Рынок труда в
РФ и потребность российских
предприятий в иностранных
2.3. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ 27
Заключение 34
Литература 36
Приложение
Введение
Сфера труда - важная
и многоплановая область
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:
1. Теоретические аспекты функционирования рынка труда и безработица
1.1 Понятие
и сущность безработицы и
Чтобы определиться в вопросах политики занятости, необходимо прежде всего выяснить, что же собой представляет занятость с экономических и социальных позиций.
Занятость с точки
зрения экономических позиций
общества - это деятельность трудоспособного
населения по созданию общественного
продукта или национального дохода,
а предоставление всем желающим и
способным трудиться в
Занятость в общественном
производстве не исчерпывает всех видов
полезной занятости, таких как учеба
в общеобразовательных и
Учет всех видов экономической и социально - полезной деятельности нашел свое отражение в понятии глобальной занятости. За ее пределами остаются те, кто по субъективным или объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону.
Однако с точки зрения
развития самого общества решающее значения
имеет занятость в общественном
производстве, которая определяет как
экономический потенциал
Следует различать занятость глобальную (всеобщую) и экономическую. Глобальная занятость включает в себя, помимо экономической занятости, учебу в общеобразовательных, средних специальных, высших учебных заведениях; ведение домашнего хозяйства и воспитание детей; уход за престарелыми и инвалидами; участие в органах государственной власти, общественных организациях; службу в вооруженных силах.
Экономическая занятость
подразумевает участие трудоспо
Таким образом экономическая
Важное значение имеет различие занятости законной и незаконной (т.е. воровство, подпольная деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализации наркотиков, оружия и т.д.); критерием здесь служит соответствие или противоречие вида деятельности действующему законодательству.
По статистике к рабочей силе в развитых странах, в том числе и в России, относят всех занятых ( включая военнослужащих ) и безработных. Синонимом понятия рабочая сила является категория экономически активное население. В статистике выделяется также гражданская рабочая сила, т.е. за исключением военнослужащих.
По категориям к экономически активному населению в России являются лица обоего пола, которые :
В разных странах определение экономически активного населения несколько различается, например, по возрасту вступления в активную жизнь. В США этот возраст определен в 15 лет, как в большинстве других стран, в Швеции - 16 лет.1
Есть отличия и по категориям . Так, в Великобритании в состав экономически активного населения не входят учащиеся, работающие неполное рабочее время или ищущие работу. Они учитываются отдельно. В США в число экономически активного населения включаются неоплачиваемые члены семьи, но при условии, что в неделю обследования они проработали не менее 15 часов.
Трудовой статус экономически активного населения количественно определяется по числу отработанных недель или дней в определенный период времени. По количеству отработанного времени экономически активное население подразделяется на занятых, безработных и частично занятых. В США, например, к занятым относятся лица проработавшие 35 часов и более в течении недели, а к частично занятым - проработавшие от 1 до 34 часов в неделю.2
В составе неактивного населения также можно выделить несколько групп. Самую большую составляют учащиеся очных форм обучения, домашние хозяйки, пенсионеры, лица, получающие материальную поддержку от общественных организаций и частных лиц, и др.
К той же категории экономически неактивного населения относятся также лица трудоспособного возраста, которые могут работать, но не ищут работу в силу субъективных или объективных причин.
В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы развитых стран в последние десятилетия, прослеживаются две важнейшие тенденции: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг в связи с ее расширением и превращением в ведущую сферу приложения общественного труда.
Занятость в сельском хозяйстве США сократилась с 6.5 млн. человек в 1955 г. до 3.2 млн. человек в 1994 г., а в сфере услуг возросла с 30,1 млн. человек в 1955 г. до 91,3 млн. человек в 1994 г., составив 74,2 % от общего числа занятых.3
В 70 - 90 - х г. г. происходит также ускоренный рост занятости в наукоемких отраслях экономики. Занятость здесь растет в два раза быстрее, чем в промышленности в целом.
В России пока численность экономически активного населения составляет 75,5 млн человек, или более 53% от общей численности населения страны.
Регулирование занятости населения можно осуществлять различными путями:
1.Путем изменения потребности
самого производства в рабочей
силе, что и достигается вводом
новых мест, предусмотренным
2.Путем изменения (уменьшения) потребности в раьочих местах со стороны рабочих, что происходит в связи с осуществлением государством масштабных социальных и социально-экономических мероприятий (расширение контингентов молодежи, обучающейся с отрывом от производства, льготные отпуска женщинам с малолетними детьми, сокращение возраста выхода на пенсию отдельным группам работников и т.д.).
Важное значение в разработке и осуществлении планов по регулированию занятости имеет уяснение закономерностей ее динамики; значительные достижения в их исследовании имеют экономисты Запада.
Существует определенная взаимосвязь между изменениями объема производства, производительности труда и занятости. У нас долгое время было распространено однозначное мнение о том, что рост производительности труда на основе развития науки и техники, сопровождается повышением “органического строения капитала”, неизбежно ведет к увеличению безработицы. Конечно же, при внедрении технических усовершенствований происходит вытеснение части занятых работников из производства, но это в краткосрочном плане. В долгосрочном же взаимосвязь между техническим прогрессом, ростом производительности труда и занятости – неоднозначно, а более сложно. Ведь как известно, прогресс науки и техники сопровождается возникновением новых производств и даже отраслей, которые порождают спрос на рабочую силу. Например, в развитых странах в 1989-91 гг. при среднегодовом увеличении производительности труда на 0,5% , занятость возрасла на 0,2%, с другой стороны, понижение производительности на 0,5% влечет за собой уменьшение занятости на 0,4%.
В целом единственная надежная стратегия, направленная на обеспечение устойчивой и высокооплачиваемой занятости, должна базироваться на повышении производительности труда на основе НТП.
Другая зависимость в рыночной экономике существует между уровнем безработицы и инфляцией (“кривая Филипса”).
Рисунок 1. Кривая Филлипса: Ip - среднегодовой темп роста цен,%; Lue - уровень безработицы, %.4
В результате исследования измерения заработной платы в Великобритании за 1861-1957 гг. профессор У.Филипс пришел к выводу о существовании инверсионной (обратной) зависимости между уровнем безработицы и увеличением денежной заработной платы.
Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально - экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное - в данных величинах и безработице.