Безработица - виды, формы, причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;
провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в нашей стране.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования рынка труда и
безработица 5
1.1 Понятие и сущность безработицы и занятости 5
1.4. Причины безработицы, ее виды и измерение 15
2. Современные проблемы занятости и безработица на российском рынке
труда 22
2.1 Анализ рынка труда основных городов и в целом по России 22
2.2 Рынок труда в РФ и потребность российских предприятий в иностранных работниках 25
2.3. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ 27
Заключение 34
Литература 36
Приложение

Файлы: 1 файл

Безработица - виды формы причины (К) 2004.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)
 

Экономически  активное население

В том числе

млн.

чел.

в % к соответст  вующему периоду предыдущего  года

занятые

безработные

безработные, зарегистрированные в службах занятости

млн.человек

в % к соответст вующему периоду предыдущего года

млн.человек

в % к соответст  вующему периоду предыдущего  года

млн. человек

в % к соответст  вующему периоду предыдущего  года

2002г.

январь

72,6

99,7

65,3

98,6

7,3

109,8

2,5

104,0

февраль

72,6

99,6

65,1

98,3

7,5

111,6

2,6

99,5

март

72,7

99,7

65,1

98,3

7,6

113,2

2,5

95,3

апрель

72,7

99,6

64,9

98,2

7,8

112,1

2,5

91,1

май

72,7

99,6

64,8

98,2

7,9

113,0

2,4

89,5

июнь

72,7

99,6

64,8

98,2

7,9

112,5

2,3

88,3

июль

72,7

99,5

64,8

98,2

7,9

111,8

2,2

86,7

2003г.

январь

72,7

100,1

64,5

98,8

8,2

112,5

2,0

78,3

февраль

72,6

100,0

64,3

98,8

8,3

110,8

2,0

77,7

март

72,6

99,9

64,3

98,8

8,3

109,2

2,0

76,9

апрель

72,7

100,0

64,3

99,1

8,4

108,0

1,9

76,8

май

72,7

100,0

64,4

99,4

8,3

105,3

1,9

77,4

июнь

72,7

100,0

64,4

99,4

8,3

105,3

1,8

77,9

июль

72,7

100,0

64,4

99,4

8,3

105,8

1,8

79,8


 

К началу 2004 года численность  безработных в России на 8,3% превышала  их количество годом раньше. Между  тем численность зарегистрированных в службе занятости безработных  по сравнению с началом февраля прошлого года снизилась на 1,6% и составила лишь 1 млн. 938 тыс. человек. Уровень безработицы в России за годы реформ неизменно увеличивался из года в год, колеблясь лишь по месяцам года.

 

 

 

2.2 Рынок труда в  РФ и потребность российских  предприятий в иностранных работниках.

Одним из следствий социально - экономических      и политических преобразований на территории бывшего СССР является превращение России в центр притяжения мигрантов из стран СНГ и Балтии. Тенденция в этой области в последние годы показывают, что привлечение трудящихся-мигрантов из этих государств становится неотъемлемым элементом рынка труда в России и ее регионах. Дальнейшее углубление процесса экономической интеграции, реализация договоренностей о создании Экономического союза на территории бывшего СССР предполагают усиление сотрудничества России со странами ближнего зарубежья в области трудовой миграции, превращение его в приоритетное направление развития внешнеэкономических связей.

Трудовая  миграция в Россию проходит в условиях сложной и, противоречивой ситуации на рынке труда. Структурная перестройка экономики привела к абсолютному высвобождению работников. По Данным Госкомстата РФ, общая численность безработных в стране (Рассчитанная по методологии МОТ) к концу второго полугодия 2003 г. достигла 7,6% экономически активного населения. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему жеванию неполный рабочий день или неделю и т.д.). В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 13 до 17% экономически активного населения.

 Несмотря  на рост масштабов безработицы  вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов. В 2003 гг. в целом по народному хозяйству России число свободных рабочих мест и вакансий (только зарегистрированных Федеральной службой занятости) колебалось от 320 тыс. до 400 тыс.11

Более того, в 2003 г. наблюдался рост дополнительной потребности российских предприятий  в рабочей силе. По данным Госкомстата  России, в первом полугодии 2004 года дополнительная потребность предприятий в работниках увеличилась с 311 тыс. до 445 тыс. человек, или на 43,1 %.12

В настоящее  время существует спрос главным  образом на кадры рабочих специальностей. В конце декабря 2003 г. около 80% заявленной предприятиями и организациями в службы занятости потребности в работниках составляли рабочие. При этом они требовались предприятиям как производственной, так и непроизводственной сферы.

Что касается территориального распределения свободных  рабочих мест, то более 1/5 их приходится на Урал и Западную Сибирь и около 1/3 на Центральный район (см. Приложение 1). Остро ощущается нехватка кадров на севере Тюменской области - в Ханты-Мансийском и Ямала - Ненецком автономных округах. В Центральном экономическом районе вакансии и свободные рабочие места концентрируются в основном в столичной агломерациии. На Москву и Московскую область приходится примерно 50% общего количества вакансий по данному региону.

Серьезными  различиями характеризуется распределение  свободных рабочих мест на Северном Кавказе. Так, в Краснодарском крае и Ростовской области вакансии составляют 55% общего числа по региону. И хотя именно в эти районы направляется наибольший поток беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, он не может покрыть сохраняющийся спрос на рабочую силу по отдельным профессиям и специальностям. Несмотря на то что в других регионах России  абсолютная величина потребности в работниках значительно меньше. Недокомплект кадров ощутим и там, особенно на отдельных предприятиях.

Таким образом, можно констатировать несоответствие между потребностью  населения  в трудоустройстве и потребностью в кадрах по России в целом и  ее регионам. Оно касается профессионального  состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Такая диспропорция, в большей или меньшей степени проявляющаяся во всех регионах, отраслях хозяйства, в любых условиях (даже при растущей безработице и общем падении жизненного уровня населения), существует давно. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Последние не могут заполнить имеющиеся "ниши" занятости только за счет россиян и вынуждены привлекать дополнительных работников из-за рубежа.

 

  2.3. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ 

 

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого  человека. Потеря работы для большинства  людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

В связи  с этим, нового осмысления потребовало  такое экономическое понятие, как  полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства. 

Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества  факторов, главные из которых - изменение  форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий  и производств, предстоящая структурная перестройка.  Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.  Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером,  условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

С одной  стороны, в ходе радикальных экономических преобразований  в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.

С другой стороны, многие проблемы занятости  приняли глубинный характер.

 Речь  идет об увеличении скрытой  безработицы, о росте доли лиц,  обращающихся в службу занятости,  среди всех лиц, испытывающих  трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи.

Одновременно  быстрыми темпами развивается занятость  в теневой экономике, масштабы которой  оцениваются в 10-15 млн. человек.

На сегодняшний  день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены  в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.

Основная  задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Для ее выполнения разработана Государственная программа  занятости населения, в которой  предусмотрены организационные  и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения.

Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно. 

Мне представляется, что Правительственная программа  содействия занятости населения  должна опираться на государственную  политику занятости.

Согласно  российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной  защиты граждан на рынке труда.

Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных  условиях исходным постулатом стратегии  занятости  в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое будет различным в российских  регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Так, в  московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора  позиции руководства двух субъектов  РФ Москвы и Московской области - в  отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия  текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные  кредиты для пополнения оборотных средств.

Информация о работе Безработица - виды, формы, причины