Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:13, курсовая работа
Безработицей является незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Существует фрикционная безработица, имеющая место тогда, когда индивид не ищет работу по собственному желанию, и институциональная безработица, которая возникает в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в нестесненном рыночном хозяйстве. Ключевая цель данной работы - изучение вопроса социального пособия по безработице в РФ.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие пособия по безработице и порядок регистрации безработного
1.1. Понятие пособия по безработице
1.2. Понятие безработного. Порядок регистрации безработного
2. Размер пособия по безработице и сроки выплаты
2.1. Порядок определения размера пособия по безработице
2.2 Условия и сроки выплаты пособия по безработице
3. Приостановление и прекращение пособия по безработице
3.1 Сокращение размера и приостановление пособия по безработице
3.2 Прекращение выплаты пособия по безработице
Заключение
Список используемой литературы
1.2 Понятие безработного. Порядок регистрации безработного
В первую очередь, прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается под понятием ВлбезработныйВ». Дело в том, что для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России [ТЕКСТ]: учебник/ Москва 2007 с. 72
В соответствии со ст. 3 Закона ВлО занятости населения в Российской ФедерацииВ» от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 18.10.2007), безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Исходя
из этого определения можно
Трудоспособность
граждан оценивается по двум критериям:
состояние здоровья и возраст. Так,
например, инвалид не может считаться
трудоспособным, если у него нет
заключения медико-социальной экспертной
комиссии, где конкретно указывается,
какую работу данный гражданин может
выполнять, рекомендуемый для него
режим труда и отдыха. Граждане,
не достигшие трудоспособного
Под гражданами, не имеющими работы и заработка, подразумеваются граждане, не работающие и не имеющие каких-либо форм доходов. Доходы могут быть самыми разнообразными. Это не только заработная плата, но и получение процентов по ценным бумагам, получение дохода от участия в хозяйственных товариществах и обществах и т.д.
Готовность
приступить к работе - такое условие,
которое носит чисто
Одним из основных условий получения статуса безработного является регистрация гражданина в службе занятости населения.
Регистрация
трудоспособных граждан, не имеющих
работы и заработка (дохода), ищущих
работу и готовых приступить к
ней, обратившихся в органы по вопросам
занятости осуществляется в 3 этапа:
первичная регистрация
Первичная
регистрация осуществляется в целях
учета общей численности
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения. Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства или соответствующей справкой из органов внутренних дел. Яковлев С.Н. Право социального обеспечения. [ТЕКСТ]: учебник/ Яковлев С.Н. Москва 2001 с. 12
Для
осуществления регистрации
- паспорт или иной документ, заменяющими паспорт, которым является удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства;
- трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж, Документом, заменяющим трудовую книжку, является дубликат трудовой книжки. Документами, подтверждающими трудовой стаж, являются справки о времени, засчитываемом в общий трудовой стаж, выписки из приказов, письменные трудовые договоры (контракты), договоры гражданско-правового характера с отметкой об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
- документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;
- справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), оформленную в установленном порядке (выдается работодателем). Порядок определения среднего заработка установлен Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 №62 ВлО порядке исчисления среднего заработкаВ».
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
Инвалиды, в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.
Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера или план самостоятельного поиска работы, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
Согласно ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Для некоторых категорий граждан предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде. Власов В.И., Комментарий к Закону Российской Федерации ВлО занятости населения в Российской ФедерацииВ» [ТЕКСТ]: учебник/ Власов В.И. Москва 2006 с. 85 Это правило применяется в отношении граждан: - впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;
- обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
На
каждого безработного гражданина, зарегистрированного
в целях поиска подходящей работы,
оформляется личное дело. В нем
производятся соответствующие записи
о всех предложениях органа по вопросам
занятости, в том числе по предоставлению
подходящей работы, о направлении
к работодателям для
Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных, предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
- документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.
При необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
Таким
образом, гражданин, имеющий все
основания для регистрации в
качестве безработного, после регистрации
в целях поиска подходящей работы
в течение 10 дней не имеет статуса
безработного и подлежит трудоустройству.
При невозможности
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости с учетом Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (ред. от 01.03.2008) ВлО социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Так, для регистрации в качестве безработного, ему надлежит представить дополнительно к перечисленным выше документам, индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России [ТЕКСТ]: учебник/ Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Москва 2007 с. 93
Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного
характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды, в том числе и профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности;
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Если гражданину отказано в регистрации в качестве безработного, за ним сохраняется право повторного обращения в органы по вопросам занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными. В случае отказа гражданину в регистрации его безработным, органы по вопросам занятости устно или письменно, с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.
Основаниями для снятия безработных с регистрационного учета, следствием которого является прекращение у гражданина статуса безработного, закон выделяет следующие случаи:
- признание гражданина занятым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
По
Закону о занятости занятыми считаются
граждане, работающие по трудовому
договору (контракту); занимающиеся предпринимательской
деятельностью; занятые в подсобных
промыслах и реализующие
- неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения ему подходящей работы, а также при неявке в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации его в качестве безработного;
Информация о работе Безработица и адаптация в условиях современного рынка труда