Безработица и ее проблемы в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы - рассмотреть вопросы, связанные с таким явлением, как безработица в целом, и, в частности, на примере Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты, связанные с понятием «безработица», ее причинами и формами;
2) определить социально-экономические последствия безработицы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1. Сущность безработицы 5
1.2. Причины безработицы 7
1.3. Классификация безработицы 7
1.4. Социально-экономические последствия безработицы 10
2. ВЗАИМОСВЯЗЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ИНФЛЯЦИИ 12
2.1. Кривая Филлипса для краткосрочного периода 12
2.2. Кривая Филлипса для долгосрочного периода 14
3. БЕЗРАБОТИЦА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 16
3.1. Что такое переходная экономика? 16
3.2. Причины безработицы в переходной экономике 16
4. ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

Аня.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в экономике республики активизируются процессы реформирования производства и инвестиционной деятельности по созданию новых рабочих мест, в связи с чем намечается тенденция роста численности занятого населения.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006  –  2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384, основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере в 2006 -2010 гг. является повышение эффективности использования трудовых  ресурсов и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства.

Рост численности занятых в экономике отмечен с 2005 г. (за 2005-2006 гг. численность занятых увеличилась на 86,5 тыс. чел.). Прогнозируется дальнейшее  увеличение численности занятых в экономике до 4740-4775 тыс. человек к 2010 году (по сравнению с 2005 г. примерно на 400 тыс. человек) и рост уровня занятости до 77,5-77,6% (отношение численности занятых в экономике к трудовым ресурсам).[20]

В республике численность населения, занятого в экономике за январь-июнь 2007 года, по данным Министерства статистики и анализа, составила 4471,8 тыс. человек, увеличившись по сравнению с началом 2007 года на 26,5 тыс. человек (при прогнозе 4375-4448 тыс.человек).[19]

Продолжается перераспределение занятого населения между отраслями экономики, увеличение доли работающих в сфере услуг. Рынок труда наиболее массовых профессий в Республики Беларусь по состоянию на 01.06.2008г. представлен в Приложении В.

За январь-июнь 2008 года  прием работников восполнил их выбытие на 102,3 процента, принято работников на 9,8 тысяч больше, чем уволено.[20]

Оборот рабочей силы составил 859,0 тысяч человек или 24,3 процента от среднесписочной численности работающих (в аналогичном периоде 2007 г. – 22,8 процента).[20]

В связи с высвобождением уволено 4,5 тысяч человек, что составило 90,0 процентов к аналогичному периоду 2007  года.[20]

Вынужденная неполная занятость на производстве сократилась с 98,9 тыс. человек в первом полугодии 2007 до 64,0 тыс. человек в 2008 году, или на 35,3 процента к 2007 году.[20]

В 2008 году увеличилось число граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве на постоянную работу  как в целом по республике, так и по областям. В I полугодии 2008 г. на учет было поставлено 168,8 тыс. граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, из них признано безработными 107,7 тыс. человек, или 64 % от числа обратившихся. [20]

Увеличился спрос на рабочую силу. На 1 июля 2008 г. в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 68,7 тыс. вакансий, что составило 120,5 процента к уровню 2006 года, количество свободных рабочих мест в 1,6 раза превысило число безработных  (в г. Минске на одного безработного приходилось семь вакансий).[20]

С начала года трудоустроено 108,5 тыс. человек, в том числе 70,3 тыс. безработных, или 65 % от числа всех трудоустроенных. [20]

В общественных оплачиваемых работах приняли участие в I полугодии 2008 г. приняли участие 43 тыс. человек, из них 28 тыс. безработных, или 65% от всех принявших участие.[20]

Переселено на новое место жительства и работы, с их согласия, 218 семей безработных (151,4% к аналогичному периоду прошлого года) с оказанием им финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения.[20]

На 1 июля 2008 года в органах по труду, занятости и социальной защите состояло на учете 42,7 тыс. безработных (92,2 процента от численности безработных на 1 июля 2007 г.), уровень безработицы удерживался в социально допустимых пределах – 0,9 процента к численности экономически активного населения  (на 1 июля 2007 г. – 1,0 процент).[20]

Средний размер пособия на одного безработного в июне 2008 г. составил 46 тыс. рублей, или 22% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.[20]

В январе-июне 2008 года развитие рынка труда малых городских поселений происходило в соответствие с общереспубликанской тенденцией изменения численности зарегистрированных безработных.

В целом по малым городам Республике Беларусь количество безработных за анализируемый период снизилось на 973 человека (-8,9%) – с 10950 до 9977 человек. Рост безработных произошел в 55 городских поселениях из 187 (29,4%), в 119 (63,6%) – произошло снижение, в 13 (7%) – ситуация стабилизировалась.[20]

В областном разрезе численность безработных с начала года:[20]

в Брестской области снизилась на 110 человек (-5%) с 2210 до 2100 чел.;

в Витебской – снизилась на 80 человек (-4,6%) с 1757 до 1677 чел.;

в Гомельской – снизилась на 6 человек (-0,4%) с 1591 до 1785 чел.;

в Гродненской – снизилась на 268 человек (-12,7%) с 2112 до 1844 чел.;

в Минской – снизилась на 188 человек (-12,1%) с 1556 до 1368 чел.;

в Могилевской – снизилась на 321 человек (-18,6%) с 1724 до 1403 чел.

Таким образом, по состоянию на 1.07.2008  21% всех безработных в малых городах сконцентрированы в Брестской области, 16,8% – в Витебской, 15,9% – в Гомельской, 18,5% – в Гродненской, 13,7% – в Минской, 14,1% – в Могилевской.[20]

Количество вакансий по малым городским поселениям с начала года увеличилось с 6714 до 9622 мест, или на 43,3%. Напряженность на рынке труда малых городов снизилась с 1,6 безработных на 1 вакансию на 1.01.2008 (1,3 по республике) до 1,0 на 1.07.2008 (по республике 0,9). Этот показатель варьируется от 2,0 в Брестской области до 0,6 в Минской. В 17 малых городских поселениях (9,1% от общего количества) по состоянию на 1.07.2008 вакансии отсутствовали.[20]

В 36-ти городских поселениях, включенных в Государственную программу содействия занятости населения на 2008 год за январь-июнь суммарно численность безработных снизилась на 412 человек (-11,3%) с 3647 на 1.01.2008 до 3235 на 1.07.2008.[20]

Снижение численности безработных произошло в 27 городских поселениях (75% от общей численности программных городов), в 7 (19,4%) численность безработных незначительно увеличилась, в 2 (5,6%) – стабилизировалась.[20]

В территориальном разрезе 31,4% от всех безработных в программных городах сконцентрированы в Брестской области, 20,1% – в Витебской, 11% – в Гомельской, 11,1% – в Гродненской, 14,5% – в Минской, 11,9% – в Могилевской.[20]

Средняя по республике напряженность на рынке труда программных городов на 01.07.2008 составила 1,7 безработных на 1 вакансию (на 01.01.2008 – 2,4) и варьируется от 3,2 в Витебской области до 0,8 в Гомельской. В г. Высокое и г.п. Кривичи вакансии по состоянию на 1.07.2008 отсутствовали.[20]

В  Беларуси  постоянно реализуются активные меры политики занятости (Приложение Г).

Социальная  защита  безработных  и  членов   их   семей   основана   на Конституции Республики Беларусь,  Кодексе  законов  о  труде,  Законе  «О  занятости   населения Республики Беларусь» и других нормативно-правовых актах.  В  соответствии  с законодательством государство гарантирует безработным предоставление  особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице  и стипендии в период профессионального обучения, оказание материальной  помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с  переездом  в  другую местность для трудоустройства.[16, с.9]

Вместе  с  тем  социальная  защита  безработных  имеет  и  существенные недостатки. К ним относятся, в частности,  чрезвычайно  низкая  материальная помощь,  которая  не  обеспечивает   элементарных   жизненных   потребностей безработного и членов его  семьи.  Средний  размер  пособия  по  безработице покрывает  всего  около  13%  прожиточного  минимума.  Низкие   пособия   по безработице и отсутствие, как правило, в службе занятости подходящей  работы ведут к тому, что безработные  теряют  всякие  стимулы  к  регистрации.  Это означает, что служба занятости  не  контролирует  значительную  часть  рынка труда,  тем  самым  не  оказывая  помощи  в  трудоустройстве  и  подготовке, переподготовке незанятого населения.[16, с.9]

Таким образом, в стране назрела необходимость   увеличение  пособий  по безработице  до  социально  оправданного   уровня,   соответствующего   общепринятым международным нормам гарантий социальной защищенности  граждан  (от 10 до 60% величины минимального потребительского бюджета, в  зависимости  от категории безработных).[16, с.9]

Создание  в  Беларуси  социально- ориентированной   экономики   требует усиления   социальных  амортизаторов,  в   частности   организации   системы государственного   обязательного   страхования   от   безработицы.   Система страхования  граждан  от  безработицы  значительно  поднимает   уровень    и длительность материальной помощи  безработным,  ориентирует  безработных  на активный поиск работы и  трудоустройство.  В  результате  безработные  будут стремиться не только к получению высокого пособия по  безработице,  но  и  к быстрому нахождению подходящей работы,  то  есть  к  совсем  иным,  активным формам социальной защиты.

Учитывая опыт других стран,  система государственного  страхования  от безработицы должна охватывать лиц наемного  труда  и   финансироваться работодателями и работниками в  соответствии   со  специальной  шкалой:  чем ниже  заработок  работника,  тем  большую  долю  налога   платит   за   него работодатель.  Страховая  система  предполагает,   что  гарантии   получения определенного  дохода  в  случае  потери   работы   зарабатываются,   а   не предоставляются как милость. Принципиально важно становится одно – имеет  ли человек право на пособие по  безработице,  то  есть,  участвовал   ли  он  в период своей занятости  в формировании страхового фонда.

Таким образом, для смягчения  негативных последствий  перехода страны к рыночной  экономике   социально  ориентированного  типа  ключевое   значение имеет государственное  регулирование рынка труда.

Учитывая опыт развитых стран, следует  отметить,  что  для  преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление  мер  государственного регулирования  рынка  труда,   проведение   активной   политики   занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую  деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть  направлено  в первую  очередь  на  создание  и  сохранение  рабочих  мест,  подготовку   и переподготовку рабочей  силы.  При  этом  социальная  защита   населения  от безработицы   должна   стимулировать   безработных   на   поиск   работы   и трудоустройства.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Такова сегодня обстановка на рынке труда в Беларуси. И чтобы нормализовать ее, в стране должны предприниматься необходимые меры, включающие помощь предприятиям в создании новых рабочих мест, организацию переобучения безработных. Освобождение предприятий от излишних кадров должно предваряться созданием надежных социальных амортизаторов, поглощающих высвобождаемую рабочую силу, структурной перестройкой экономики, межотраслевым перераспределением рабочей силы, изменением системы подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей рынка труда.

Всем субъектам социальной политики надо, наконец, понять, что экономические реформы не только не принесут должного результата, но и вовсе не начнутся до тех пор, пока будут существовать скрытые внутрипроизводственные резервы рабочей силы.

Что же касается роста трудовых ресурсов, то ожидать его раньше, чем нормализуется демографическая ситуация, по крайней мере, неразумно. Все это придет само собой со стабилизацией и подъемом экономики. А это, в свою очередь, напрямую связано с проблемой переходной экономики. Другое дело, как ускорить этот процесс. Однозначного мнения на этот счет пока нет.

Наличие как макроэкономических, так и иных ограничений и препятствий оказывает сдерживающее влияние на сокращение безработицы и рост занятости даже в период экономического оживления. Надежды на автоматическое улучшение функционирования рынка труда при благоприятной макроэкономической динамике выглядит излишне оптимистично. На сегодняшний день нет оснований полагать, что проблема открытой безработицы будет снята в ближайшие годы. Она будет либо достаточно интенсивно расширяться, либо сохранит «ползучий» характер. Не исключено, что увеличение безработицы будет происходить параллельно с позитивными переменами в ВВП и производительности на стадии подъема.

Проблема «недозанятости» также останется актуальной. Ее «накопленные» объемы, а также скорость, с которой произойдет рационализация фонда рабочего времени (рассасывание «недозанятости»), будут оказывать влияние как на темпы экономического оживления, так и на масштабы открытой безработицы. В том случае, если произойдет изменение в распределении избыточной рабочей силы между безработными и «недозанятыми», изменятся и акценты трудовой политики в сторону мер, направленных на возвращение потерявших работу к труду.

В целом же, как представляется, вопрос состоит не в том, каких позитивных перемен нужно ожидать на рынке труда, а в том, каким образом, использовать весьма ограниченные возможности для нейтрализации потенциальных факторов риска ухудшения занятости. Решающую роль здесь играет макроэкономическая политика. Учитывая это состояние рынка труда, динамика безработицы будет оказывать все возрастающее влияние на экономическое оздоровление и его скорость, эта политика должна быть модифицирована.

С точки зрения влияния на занятость эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным влиянием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к генерации занятости в целом составляет задачу экономической политики.

Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике