Безработица и её типы. Особенности современной безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы безработицы в условиях переходного периода, выявление ее типов, а также нахождение возможных путей ее преодоления в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….5
1 Сущность и основные виды безработицы …………………………………..6
2 Социальные и экономические потери, обусловленные безработицей. Проблема обеспечения полной занятости……………………………………..11
3 Особенности безработицы в условиях переходного периода……………...15
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Безработица.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

На продолжительность временного лага между сокращением производства и занятости оказывает влияние кредитно-денежная политика государства. Низкая учетная ставка процента, широкие масштабы льготного кредитования, система взаимозачетов долговых обязательств предприятий, характерные для первых этапов рыночной реформы, позволяли многим предприятиям содержать прежнее количество работников, несмотря на существенное сокращение производства и доходов. Ужесточение кредитно-денежной политики заставляет предприятия быстрее реагировать на сокращение выпуска и доходов понижением численности работников.

«Эффект запаздывания»  в реакции занятости на сокращение производства играет роль своеобразного  стабилизатора в начальный период перехода к рынку. Не происходит резкого роста безработицы, ее уровень повышается постепенно, что смягчает негативные социальные последствия безработицы и дает возможность адаптироваться к новой ситуации, отладить механизм социальной защиты безработных и систему регуляторов, способствующих повышению уровня занятости. Было бы ошибкой искусственно блокировать механизмы воздействия кризисного падения производства на уровень занятости, сдерживая процесс приватизации и проводя последовательно мягкую кредитно-денежную политику. Платой за низкий уровень безработицы было бы в этом случае торможение самой рыночной реформы, консервация кризисных тенденций в экономике.

Негативный эффект высокого уровня безработицы в переходной экономике более ощутим, чем в  сложившемся рыночном хозяйстве. Система  материальной поддержки безработных в переходный период находится в стадии формирования, и потому недостаточно эффективна. Недостаток финансовых ресурсов не позволяет поддерживать пособие по безработице на приемлемом, хотя бы приближенном к прожиточному минимуму, уровне. Наконец, трудоспособное население, сформировавшееся в условиях стабильно высокой занятости, психологически более тяжело воспринимает потерю работы. В этой связи особенно актуальным становится проведение политики повышения занятости.

Методы проведения политики повышения занятости можно разделить на две группы: методы регулирования, направленные на снижение естественного уровня безработицы, и методы, направленные на снижение уровня циклической безработицы.

Причиной циклической  безработицы является сокращение производства ниже потенциального объема ВНП. Поэтому все методы стимулирования деловой активности в периоды экономических спадов являются в то же время методами сокращения циклической безработицы. В этом плане главенствующая роль принадлежит методам стимулирующей бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики. Проводя такую политику, следует учитывать, однако, взаимозависимость между уровнем безработицы и темпами инфляции.

Взаимосвязь между  безработицей и инфляцией иллюстрируется обычно посредством так называемой кривой Филлипса (рис.3.1).

 

Рис 3.1 Кривая Филлипса

 

        Различают краткосрочную и долгосрочную кривые Филлипса. Последняя выглядит на (рис.3.1) как прямая вертикальная линия и иллюстрирует тот факт, что в длительном периоде инфляция и безработица не корреспондируют друг с другом. Экономика имеет тенденцию выходить на уровень полной занятости (естественный уровень безработицы) при любых темпах инфляции. В отличие от этого, краткосрочная кривая Филлипса иллюстрирует обратную взаимозависимость между темпами инфляции и уровнем безработицы.

Ряд факторов оказывает  одновременное и разнонаправленное  воздействие на темпы инфляции и  уровень безработицы. Жесткая фискальная, бюджетная и кредитно-денежная политика позволяет снизить темпы инфляции. Но в то же время уменьшение бюджетных дотаций убыточным предприятиям, повышение налогов, снижение доступности кредитных ресурсов в условиях экономического спада сопровождается увеличением числа банкротств, способствует более быстрому падению производства, сокращает возможности фирм удерживать избыточные трудовые ресурсы, что приводит к повышению безработицы. И наоборот, стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно-денежная политика, сдерживая в краткосрочном периоде падение производства и рост безработицы, способствует повышению темпов инфляции.

Краткосрочная кривая Филлипса, (Рs1), показывает, что каждому значению (показателю) темпов инфляции соответствует определенный уровень безработицы. Снижение темпов инфляции оборачивается ростом безработицы. Попытки повысить уровень занятости сопровождаются усилением инфляции. Это ставит перед экономической наукой сложнейшую проблему: найти ориентир, на достижение которого должна быть направлена бюджетная, фискальная и, прежде всего, кредитно-денежная политика в переходный период. Из бесчисленного множества альтернативных возможностей нужно отыскать   такое   сочетание   темпа   инфляции   и   уровня   безработицы,   при   котором негативный совокупный эффект безработицы и инфляции был бы минимальным./6/

Искомый результат, изображенный в виде точки А с координатами пs, Us, может рассматриваться, однако, только как промежуточный (краткосрочный) ориентир экономической политики. Долгосрочная ее цель состоит в том, чтобы снизить одновременно темпы инфляции и уровень безработицы. Для этого необходимо преодолеть спад в экономике. Экономический подъем сопровождается ростом реальных доходов, что позволяет сократить или даже полностью устранить дефицит госбюджета даже при снижении налоговых ставок. При этом отпадает необходимость постоянного инфляционного взбадривания деловой активности средствами кредитно-денежной политики. В результате движение экономики в сторону полной занятости не сопровождалось бы больше повышением темпов инфляции. В терминах краткосрочной кривой Филлипса это означало бы ее смещение влево—вниз из положения Рs, в положение Рs2, что позволило бы перейти из точки А, например, в точку В или какую-либо иную точку на кривой Рs2, также характеризующуюся более низким темпом инфляции и уровнем безработицы.

По данным Государственной  службы занятости Беларуси, но состоянию  на 1 января 2002 г. уровень безработицы  в республике составлял 1,7%, Более 95 тыс. граждан официально числились безработными, что в четыре раза меньше по сравнению с фактическими данными: большинство безработных не регистрируются в службах занятости из-за мизерных пособий и малопривлекательное предлагаемых вакансий; рабочие и служащие на простаивающих предприятиях не числятся официальными безработными. Процветает скрытая безработица./13/

Основную массу  безработных составляют женщины, лица с высшим и средним специальным  образованием, лица предпенсионного  возраста. По информации службы занятости, в структуре зарегистрированных безработных велика доля выпускников  общеобразовательных школ, демобилизованных военнослужащих, выпускников вузов, лиц, возвратившихся из мест лишения свободы и лечебно-трудовых профилакториев, инвалидов. Наблюдается тенденция к росту доли мужчин, лиц с низким уровнем образования, доли молодежи. Подавляющее же большинство безработных — женщины до 29 лет. Им служба занятости может предложить только 19,2 % чисто "женских" вакансий.

Интерес представляет также вопрос сельской безработицы. Сельская местность считается крайне трудодефицитной (рабочих мало привлекает низкий уровень доходов, который свойствен сельской местности).

В связи с  изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в  отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости (трудоустройство в Гомельской области и районных центрах сложнее, чем в Минске).

В прогнозах  начала 90-х гг. ожидался резкий всплеск  безработных в городах в результате развала промышленности (предполагалось, что сформировавшиеся за советский период гигантские предприятия, в основном работающие на оборону, не способны адаптироваться к рыночным отношениям). Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Причиной тому нежелание отказаться от производства и торговли оружием.

За 2002 г. сформировалась тенденция снижения периода средней  продолжительности безработицы  с 8,2 месяца до 7,7 месяца. Безработица  в 2002 г. "помолодела" на 2,1 года: ее средний возраст составил 30 лет. На биржу труда все меньше попадает конкурентоспособных; высокообразованных лиц: доля зарегистрированных на бирже лиц,"; имеющих высшее образование, снизилась до 16,2 %, а имеющих среднее и неполное среднее образование увеличилась до 70,1 %./6/

Более эффективному использованию трудовых ресурсов в  Республике Беларусь способствует принятое в конце 1999 г. решение по созданию рабочих мест для учащейся молодежи. Положительно влияет на данный процесс применение труда безработных для оказания помощи селу. Этому же содействует практика использования труда безработных на нужды городского хозяйства. Некоторое увеличение рабочих мест может иметь место в ближайшей перспективе за счет развития транспортных услуг, торговли и связи.

Социальная защита населения представляет собой систему  мер, осуществляемых обществом в  целом и его звеньями, по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан.

В соответствии с законодательством, появившимся  в условиях перехода к рынку, в  Республике Беларусь в плане обеспечения  социальной защиты населения делается многое.

Гарантируется правовая защита от необоснованного  увольнения, возможность повышения  квалификации, а также выплата  пособий по безработице. Назначением  пособий по безработице занимаются районные и областные центры занятости, где безработные регистрируются. Центры занятости занимаются трудоустройством безработных, а также их переподготовкой, переквалификацией, обучением тем профессиям, которые пользуются спросом./15/

Сегодня безработица  стала известным фактом, складывается необходимость серьезно заниматься управлением занятости трудовых ресурсов; изучать потребность в кадрах рабочих и специалистов, профориентацией, учетом занятых в общественном производстве и свободных рабочих мест, переподготовкой кадров. Появилась биржа труда - организованная форма обеспечения занятости.

По данным Мингорисполкома, за I полугодие 2002г. предприятиями, учреждениями и организациями Минска создано 10,5 тыс. рабочих мест, из них 60% - в сфере материального производства. С учетом количества ликвидированных рабочих мест (в промышленности и сфере услуг) абсолютный прирост рабочих мест составил 4,4 тыс. Официальная безработица по сравнению с началом года снизилась с 13,4 тыс. человек до 12,3 тыс., т.е. на 8,2 %. Уровень безработицы, по расчетам Мингорисполкома (с учетом скрытой формы), составил 2,1%.

По информации службы занятости, в последнее время  в структуре зарегистрированных безработных увеличилась доля выпускников  общеобразовательных школ, демобилизованных военнослужащих, выпускников вузов, лиц, возвратившихся из мест лишения свободы и лечебно-трудовых профилакториев, инвалидов и пенсионеров. За 2002г. сформировалась тенденция снижения периода средней продолжительности безработицы с 8,2 месяца до 7,7 месяца. Безработица в этом году "помолодела" на 2,1 год -ее "средний возраст" составил 30 лет. На официальную часть рынка труда все меньше попадает конкурентоспособных высокообразованных лиц: доля лиц, имеющих высшее образование, снизилась до 16,2%, а имеющих среднее и неполное среднее образование увеличилась до 70,1%. Новые кадры в основном нужны на предприятиях государственного сектора, причем три четверти объема спроса формирует сфера материального производства.

Большинство предложенных службой занятости вакансий малопривлекательное из-за невысокой оплаты труда. Так, средний размер оплаты заявленных в службу занятости вакансий составил 18,5 млн. рублей, по каждой третьей вакансии оплата не превышает 10 млн. рублей. Даже сами специалисты служба занятости констатируют, что заработная плата значительно меньше минимального потребительского бюджета.

Подавляющее большинство  безработных - женщины до 29 лет. Им могут  предложить только 19,2% чисто "женских" вакансий.

Основной целью  программы занятости является "работа на нужды городского хозяйства", подразумевающая создание рабочих мест в основном на транспорте. Также в программе предусматриваются меры по созданию рабочих мест для учащейся молодежи, причем "к труду привлечено около 8 тысяч учащихся города Минска".

Таким   образом,       можно   сформулировать   возможные  пути   совершенствования государственного регулирования занятости населения в Республике Беларусь:

создание новых  рабочих мест;

организация оплачиваемых общественных работ;

содействие  развитию  частного  предпринимательства  и  самостоятельной  занятости населения путем оказания финансовой помощи;

обучение, переобучение, повышение квалификации безработных;

упрощение начисления пособий по безработице, увеличение их размера, приведение в соответствие с минимальным потребительским  бюджетом;

создание системы страхования по безработице: страхование должно иметь обязательный характер и стать автономным видом социального страхования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно  отметить, что экономисты изучают  безработицу для определения  ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства.

Причины безработицы  разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда. В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. Наконец, в-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

В Республике Беларусь в условиях формирующихся рыночных отношений не только обострились  существовавшие ранее проблемы занятости  населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Переходный, смешанный рынок труда включает в себя как старые, так и новые механизмы образования и определения стоимости рабочей силы, возникновения безработицы в ходе структурной перестройки экономики. Складывается тенденция сокращения регистрируемой безработицы, вместе с тем, расширяются формы нерегистрируемой и скрытой безработицы. Государственная политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве, переобучении и социальной защите зарегистрированных безработных. В то же время, выход республики из кризиса невозможен без использования всех трудовых ресурсов, повышения роли квалифицированного труда, свободного перелива рабочей силы в различные сферы деятельности. Государство должно взять на себя роль регулятора занятости, увязывая ситуации в сфере труда с макроэкономическими условиями функционирования экономики.

Информация о работе Безработица и её типы. Особенности современной безработицы