Безработица и занятость. Государственная политика обеспечения эффективной занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….......3
1 Безработица и занятость в современных условиях………………….……………………………………………..……...5
Масштабы и формы безработицы…………………………...5
Современные формы занятости…………………………
2.Государственная политика обеспечения эффективной занятости……………………………………………..……………………......17
Заключение...………………………………………………………......31
Список литературы…………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

ET_kursak_4.docx

— 53.86 Кб (Скачать файл)

Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают  государственную активную и пассивную  политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) — это: совокупность правовых, организационных и экономических  мер, проводимых государством с целью  снижения уровня безработицы мероприятия, связанные с предупреждением  и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск  и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и  др.

Пассивная политика занятости (пассивная  политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату  гарантированного государством пособия  по безработице, а по истечении срока  его выплаты — социального  пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает  предоставление услуг по подбору  рабочего места через государственную  службу занятости. Часто применяют  термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает  материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в  первом варианте, услуги по подбору  рабочих мест.

Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных  расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может  оправдать себя только при высокой  гибкости рынка труда и рабочей  силы в целом, позитивных экономических  перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.

Проведение активной государственной  политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной  и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его  развития.

В соответствии с действующим законодательством  о занятости населения государственная  политика РФ в области содействия занятости населения направлена на: развитие людских ресурсов для труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики; координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения: федеральный или общегосударственный, субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д. — всего 89 программ); местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Каждая из этих программ состоит  из четырех крупных блоков: аналитического (сбор статистической и аналитической информации занятости, установление актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне государства в целом); программно-целевого (формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости); ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов); организационно-координирующего.

Политика занятости на федеральном  уровне включает определение совокупности правовых, экономических, организационных  мер и нормативных актов, необходимых  для создания и регулирования  отношений между субъектами рынка  труда, а также определение меры допустимых социально-экономических  последствий перехода к рынку  в сфере занятости — предельно  допустимый уровень и продолжительность  безработицы, размеры квот и стимулирование приема на работу социально незащищенных групп населения, минимально допустимый объем бюджетных средств на выплату пособий, целесообразный уровень переподготовки и создания общественных работ. Политика занятости предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские и региональные программы занятости. Определяются территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. С целью реализации политики занятости на всей территории России формируется Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения.

Главными направлениями политики занятости на федеральном уровне сегодня становятся: преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объемов производства, инфляцией и имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест; сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего, на градообразующих предприятиях; создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики; обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения; дополнительное содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством; смягчение последствий долговременной безработицы.

Основная задача политики государства  по экономике и поддержке занятости  — сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных  рабочих мест, содействовать росту  инвестиционной активности, создающей  новые рабочие места путем  проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.

Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения: федеральный или общегосударственный, субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов  и т.д. — всего 89 программ);  местный  или локальный (на территории органа местного самоуправления).

 Каждая из этих программ состоит из четырех крупных блоков: аналитического (сбор статистической и аналитической информации о занятости, установление актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне государства в целом); программно-целевого (формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости); ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов); организационно-координирующего (организация, контроль и, при необходимости, координация выполнения программы).

  Несмотря на существующие  различия, для рынков Российской  Федерации и развитых стран  можно отметить одну общую  особенность — дефицит трудовых  ресурсов. Причины такого дефицита  во всем мире сходны (снижение  рождаемости, стремительное развитие  технологий, колебания рыночного  спроса и предложения), однако  его структура и проявления  различны. Наиболее информативным  показателем для оценки этой  разницы является спрос на  рабочую силу.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей  макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая  дополнительное количество рабочих  мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем  самым в большей степени удовлетворить  материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся  ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица  наносит и жизненным интересам людей,  не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.

Занятость представляет собой  важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в  себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической  системы. Большинство социальных, демографических, экономический явлений в той  или иной степени выступает в  качестве факторов или результатов  процессов, происходящих в сфере  занятости.

Рассматривая занятость  как индикатор результативности проводимых реформ, следует отметить, что совокупное влияние на состояние  занятости преобразований в производстве, финансовой системе, внешнеэкономический  отношениях, социальной сфере и др. оказалось незначительным. Занятость  сохраняет нерыночный характер.

Причин современного состояния  занятости несколько. Во-первых, значительно  сложнее реформировать социально-трудовые отношения, чем общие макроэкономические условия развития. Занятость - это, прежде всего отношения между людьми по поводу удовлетворения личных и  общественных потребностей и получения  заработка, личный интерес и личные мотивы составляют важнейший стимул к эффективному производству. Поэтому  практически для каждого человека реформы условий занятости сопряжены  с необходимостью приспосабливаться  и менять экономические, социальные и психологические стереотипы, которые  складывались порой не одно десятилетие.

Во-вторых, к началу реформ преобладало упрощённое понимание  занятости населения. Все проблемы сводились к безработице. Главная  же цель политики занятости сводилась  к созданию механизмов согласования спроса и предложения рабочей  силы, т.е. рынка труда. Таким проблемам  использования трудового потенциала на макроуровне, как формирование его  экономической активности, трудовая мотивация, отраслевые и профессиональные структуры, перераспределение рабочей  силы между отраслями и видами деятельности уделялось недостаточно внимания и в научных исследованиях, и в деятельности центральных экономических ведомств.

Сегодня 5 процентов выпускников  высших и средних специальных  учреждений не могут найти работу. Среди безработных свыше 70 процентов  составляют женщины, 30 - молодежь и 14 - инвалиды. Особенно это молодежь не больших  городов и районов.

          Формирование в России рынка  труда диктует необходимость  разработки политики занятости,  учитывающей специфику переходной  экономики, национальные особенности,  менталитет населения. Это не  исключает использование некоторых  принципов и подходов, характерных  для стратегий занятости в  странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при  условии их адаптации к российским  реалиям. Рыночные отношения в  сфере труда находятся в процессе  становления.

       Непосредственным  следствием спада производства  становится не рост безработицы,  как это происходит в условиях  развитого, эффективно функционирующего  рынка труда, а нарастание внутрипроизводственной  незанятости. Анализ работы предприятий  последних лет показывает, что  скрытая безработица увеличивается  значительно более быстрыми темпами,  чем открытая. Резкое сокращение  производства не сопровождается  адекватным высвобождением рабочей  силы.

       На современном  этапе безработица в России  составляет реальную и опасную  угрозу нашему обществу. На формирование  рынка труда в России оказывают  влияние следующие макрофакторы сущностного характера:

1 Становление и развитие  системы рыночных отношений 

2 Развертывание структурной  перестройки 

3 Нынешний курс экономической  политики правительства России

От сущностных макрофакторов, формирующих новые условия социально-экономического развития России, во многом зависят факторы, которые непосредственно оказывают влияние на воспроизводство рабочей силы и ее движение на рынке труда, а, следовательно, и на масштабы количественно-качественной рассогласованности между спросом на рабочую силу и ее предложением. К этой группе относятся, прежде всего:

социально-экономические  факторы

социально-демографические  факторы 

технико-экономические, организационно-экономические  факторы

организационно-политические факторы 

социально- культурные, национально-этнические факторы

Столь специфический набор  взаимодействующих факторов и условий, формирующих рынок труда в  России на современном этапе, определяют его отличительные черты и  тенденции развития.

Рассмотрим особенности  российского рынка труда:

1 Современный рынок руда  в России неоднороден. Он представляет  собой многослойную структуру,  образуемую двумя взаимосвязанными  сферами, несущими разную функциональную  нагрузку, различающимися способом  и формами аккумуляции резервов  рабочей силы, организации и регулирования,  характером влияния на эффективность  производства и положение трудящихся. По этим признакам российский  рынок труда можно подразделить  на «открытый» и «скрытый». 

Открытый рынок труда  охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся  в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места  и должности, а также ученические  места в государственном и  негосударственном секторах.

Информация о работе Безработица и занятость. Государственная политика обеспечения эффективной занятости