Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:11, курсовая работа
В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства.
Введение…………………………………………………………….......3
1 Безработица и занятость в современных условиях………………….……………………………………………..……...5
Масштабы и формы безработицы…………………………...5
Современные формы занятости…………………………
2.Государственная политика обеспечения эффективной занятости……………………………………………..……………………......17
Заключение...………………………………………………………......31
Список литературы…………………………………………………...33
Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная
политика на рынке труда) — это: совокупность
правовых, организационных и
В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.
Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.
Проведение активной государственной
политики занятости населения
В соответствии с действующим
Существуют три уровня программ
обеспечения занятости
Каждая из этих программ состоит
из четырех крупных блоков: аналитического
(сбор статистической и аналитической
информации занятости, установление актуальности
проблемы занятости в конкретной местности,
регионе или на уровне государства в целом);
программно-целевого (формулировка конкретной
цели и составление программы обеспечения
занятости); ресурсно-обеспечивающего
(своевременное и полное обеспечение всех
программ необходимыми материальными,
людскими и другими видами ресурсов); организационно-
Политика занятости на федеральном уровне включает определение совокупности правовых, экономических, организационных мер и нормативных актов, необходимых для создания и регулирования отношений между субъектами рынка труда, а также определение меры допустимых социально-экономических последствий перехода к рынку в сфере занятости — предельно допустимый уровень и продолжительность безработицы, размеры квот и стимулирование приема на работу социально незащищенных групп населения, минимально допустимый объем бюджетных средств на выплату пособий, целесообразный уровень переподготовки и создания общественных работ. Политика занятости предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские и региональные программы занятости. Определяются территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. С целью реализации политики занятости на всей территории России формируется Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения.
Главными направлениями
Основная задача политики государства
по экономике и поддержке
Существуют три уровня программ
обеспечения занятости
Каждая из этих программ состоит из четырех крупных блоков: аналитического (сбор статистической и аналитической информации о занятости, установление актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне государства в целом); программно-целевого (формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости); ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов); организационно-координирующего (организация, контроль и, при необходимости, координация выполнения программы).
Несмотря на существующие
различия, для рынков Российской
Федерации и развитых стран
можно отметить одну общую
особенность — дефицит
Достижение высокого уровня
занятости - одна из основных целей
макроэкономической политики государства.
Экономическая система, создающая
дополнительное количество рабочих
мест, ставит задачу увеличить количество
общественного продукта и тем
самым в большей степени
Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Большинство социальных, демографических, экономический явлений в той или иной степени выступает в качестве факторов или результатов процессов, происходящих в сфере занятости.
Рассматривая занятость как индикатор результативности проводимых реформ, следует отметить, что совокупное влияние на состояние занятости преобразований в производстве, финансовой системе, внешнеэкономический отношениях, социальной сфере и др. оказалось незначительным. Занятость сохраняет нерыночный характер.
Причин современного состояния
занятости несколько. Во-первых, значительно
сложнее реформировать
Во-вторых, к началу реформ
преобладало упрощённое понимание
занятости населения. Все проблемы
сводились к безработице. Главная
же цель политики занятости сводилась
к созданию механизмов согласования
спроса и предложения рабочей
силы, т.е. рынка труда. Таким проблемам
использования трудового
Сегодня 5 процентов выпускников высших и средних специальных учреждений не могут найти работу. Среди безработных свыше 70 процентов составляют женщины, 30 - молодежь и 14 - инвалиды. Особенно это молодежь не больших городов и районов.
Формирование в России рынка
труда диктует необходимость
разработки политики занятости,
Непосредственным
следствием спада производства
становится не рост
На современном
этапе безработица в России
составляет реальную и опасную
угрозу нашему обществу. На формирование
рынка труда в России
1 Становление и развитие системы рыночных отношений
2 Развертывание структурной перестройки
3 Нынешний курс экономической политики правительства России
От сущностных макрофакторов, формирующих новые условия социально-экономического развития России, во многом зависят факторы, которые непосредственно оказывают влияние на воспроизводство рабочей силы и ее движение на рынке труда, а, следовательно, и на масштабы количественно-качественной рассогласованности между спросом на рабочую силу и ее предложением. К этой группе относятся, прежде всего:
социально-экономические факторы
социально-демографические факторы
технико-экономические, организационно-экономические факторы
организационно-политические факторы
социально- культурные, национально-этнические факторы
Столь специфический набор взаимодействующих факторов и условий, формирующих рынок труда в России на современном этапе, определяют его отличительные черты и тенденции развития.
Рассмотрим особенности российского рынка труда:
1 Современный рынок руда
в России неоднороден. Он
Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторах.