Безработица и занятость. Государственная политика обеспечения эффективной занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….......3
1 Безработица и занятость в современных условиях………………….……………………………………………..……...5
Масштабы и формы безработицы…………………………...5
Современные формы занятости…………………………
2.Государственная политика обеспечения эффективной занятости……………………………………………..……………………......17
Заключение...………………………………………………………......31
Список литературы…………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

ET_kursak_4.docx

— 53.86 Кб (Скачать файл)

Скрытый рынок труда образуют работники, сохраняющие статус занятых, но имеющие в ближайшей перспективе  достаточно высокую долю вероятности  потерять работу -  на условиях договора или контракта[18.86].

2 Россия по многим исходным  параметрам рыночной экономики  существенно отличается от индустриально  развитых стран Запада и Востока,  на опыт которых в области  регулирования процессов занятости  и рынка труда принято сейчас  опираться при выборе ориентиров  социально-экономической политики, модели рынка труда и принципов перестройки общественной организации труда и занятости.

Россия имеет огромную по протяженности и разнообразную  по природно-климатическим условиям территорию при значительно менее  развитой, чем в индустриально  развитых странах, и более отсталую по показателям эффективности и  качества систему транспорта, связи  и информации, которая не соответствует  требованиям цивилизованного рыночного  хозяйства, законам бизнеса, нуждается  в коренном перевооружении на новой  технической основе и крупномасштабных финансовых инъекциях.

3 Российский рынок труда  формируется в условиях, когда  важнейшие элементы его самонастройки  - цена рабочей силы, уровень душевого  потребления населения - не приведены  в соответствие со стоимостью  рабочей силы, что уже изначально  деформирует такие важные компоненты  рынка труда как спрос и  предложное.  Активизация экономической  реформы в России, сопровождающаяся изменением уровня и механизма финансирования затрат на воспроизводство трудовых ресурсов, переход к свободному ценообразованию,  рост инфляции и т.д. привели к еще большему отрыву цены рабочей силы от ее стоимости, что имеет своим следствием дальнейшее снижение роли механизма самонастройки, основанного на стоимостных отношениях в организации рыночной среды. Следует особо подчеркнуть, что падение жизненного уровня увеличило потребность населения в рабочих местах. В результате "давление" трудового потенциала на рынок труда в последние годы имело тенденцию к росту.

4  Рынок труда в России  еще до сих пор функционирует  в условиях независимости института  социального партнерства, который  только зарождается и охватывает  не все уровни. Это крайне затрудняет  выработку политики солидарности  и согласия в вопросах ценообразования,  заработной платы, доходов, налоговой  системы с учетом интересов  разных субъектов рынка труда,  существенно снижает роль этого  инструмента регулирования в  становлении рыночного механизма распределения и перераспределения рабочей силы, основанного на стоимостных отношениях.

5  Российский рынок  плохо организован. Отсутствует  адекватная его природе инфраструктура, призванная:

 подготовить работодателя  и работника к установлению  контакта, оказывать всестороннюю  помощь в их взаимодействии  с целью максимально возможного  сокращения разрыва между спросом  и предложением рабочей силы;

осуществлять превентивную работу по содействию занятости для  предотвращения «перегрева» свободного рынка труда;

 координировать деятельность  властных структур, систем занятости,  образования и социальной защиты, общественных организаций и объединений  работодателей; 

 Отсутствует достаточная  по степени охвата и качеству  показателей информация о спросе  на рабочую силу, необходимая  для организации работы по  обеспечению занятости населения  в рамках официального рынка  труда. 

6  В формировании трудовых ресурсов наметился ряд негативных тенденций: существенное сокращение естественного прироста населения, обусловленного снижением рождаемости и ростом смертности; неблагоприятная динамика половозрастной структуры населения; увеличение демографической и экономической нагрузки на трудоспособную часть населения; нерациональные миграционные потоки и размещение населения по территории России; низкий уровень социального развития и уровня жизни населения.

Тем не менее, за последние  годы заметно улучшились качественные характеристики трудовых ресурсов: значительно  возрос образовательный потенциал  трудоспособного населения; выросла  доля более высоких ступеней образования  в образовательной структуре.

Состоявшаяся трансформация  и наблюдаемая интенсификация современных  процессов в сфере занятости (рост безработицы, высвобождение, усиление мобильности, отмирание старых и нарождение новых профессий, углубление многоукладности, расширение альтернативных форм занятости, мощная многоаспектная сегментация рынка труда, нарастание масштабов скрытой и потенциальной рабочей силы) требует оперативной разработки новых подходов, более совершенного механизма и более эффективных мер для решения проблем занятости.

 Две тенденции сегодня  господствуют на рынке труда  применительно к российской молодёжи. С одной стороны бизнес-сообщество  при найме работников отдают  предпочтение лицам более молодых  возрастов. При условии открытого  найма (объявлении о вакансиях)  в более 70 процентов случаев  если оговаривается возраст желаемого  специалиста, то как правило, речь идет о лицах «моложе 30 лет». В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.

Вторая тенденция прямо  противоположна первой. Частный бизнес отказывает в трудоустройстве молодым  специалистам, не выдерживающим конкуренцию  в таких отраслях как банковское дело, консалтинг, управление персоналом. Здесь молодёжь в глазах бизнес-сообщества проигрывает специалистам старших возрастов, зарекомендовавших себя на этом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Необходимость исследования механизма трудовых отношений для  современной экономической теории и практики не вызывает сомнений. Труд во все времена являлся основой  материального производства и благосостояния общества. В процессе перехода к  хозяйственным отношениям, основанным на рыночных принципах, перед российской экономикой возник ряд проблем, прежде знакомых ей лишь по теоретическим  построениям зарубежных учёных и  опыту развитых стран. В ряду изучаемых  вопросов особое место занимает формирующийся  в последнее десятилетие российский рынок труда, всю глубину социальных и организационных проблем которого наша страна успела ощутить в своей  повседневной жизни. Развитие цивилизованных отношений на рынке труда - это  основа стабильности всей социальной политики. Взаимоотношения работников и нанимателей требуют углубленного и квалифицированного аналитического подхода, основанного на особенностях исторического опыта, и современных  экономико-математических и статистических методов исследований.

Осуществление перехода к  открытой рыночной экономике предполагает действие принципиально новых механизмов, в основе которых лежит игра свободных  сил - конкуренции, спроса и предложения. Достижение устойчивости экономической  системы в условиях свободного рынка - одна из важнейших проблем. В развитой рыночной экономике действует сложная  система сдержек и противовесов, которая удерживает "стихийные" процессы в определенных рамках. В  экономике переходного типа, пример которой являет нам современный российский рынок механизмы сдерживания игры свободных сил крайне несовершенны. Исследовать эти механизмы и предложить пути их развития в связи с этим становится особенно актуальным.

В связи с изменениями, происходящими в реформируемой  российской экономике, решение проблемы сдерживания или, по крайней мере, контролируемости процессов, происходящих на рынке труда, становится одной  из наиболее важных задач. Но ни одну проблему невозможно решить, если инструмент, с  помощью которого она решается, недостаточно эффективен.

Важная роль отводится  государственному регулированию рынка  труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе  оплата и условия труда, возможность  профессионального роста, гарантии занятости и так далее. В нем  отражаются основные тенденции в  разделении труда, мобильность рабочей  силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и  регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного  контроля, систематически анализируется  состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы  содействия занятости и так далее.

Деятельность на рынке  такого органа государственного управления, каким является государственная  служба занятости неизбежно ставит вопрос о стимулах, интересах и ограничениях, которые возникают у различных сторон - предпринимателей, наемных работников, безработных, чиновников государственной службы в результате деятельности службы занятости.

 

 

Библиографический список.

 

  1. Трудовой кодекс РФ: офиц. Текст по состоянию на 30.06.2006 г. –  М.,2006.-184 с. 
  2. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 190 с.
  3. Бродская, Т.Г.экономическая теория /Т.Г. Бродская//Учебное пособие.- 2008-208с. 
  4. Булатов, А.С. Экономика /Ф.С.Булатов//– М.: Экономист, 2009.
  5. Ведомости – деловая газета от 17.05.2010
  6. Государственная политика рынка труда/А.К. Казанцев, Д.А. Бульвальтер//-СПБ.-2009.-396с.
  7.   Дадашев, А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования.//Ф. Дадашев//- М.-2004.-437 с.
  8. Калашников, С.Г. Развитие рынка труда –неотъемлемый элемент государственной политики/С.Г.Калашников//Человек и труд.-2005.-№5.-34с.
  9. Клюни, В.Л. Основы экономической теории/ В.Л. Клюни// Минск: Высшая школа ,-2007.-240с.
  10. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): учебник /Под ред. Н.А.Волгина, Ю.Г. Одегова. -М.: Экзамен, 2006. -736с.
  11. Экономическая теория// М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков.//-М.: ИНФРА-М,2009.-372с.

 


Информация о работе Безработица и занятость. Государственная политика обеспечения эффективной занятости