Безработица как неотъемлемая часть рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее типов и особенностей в условиях рыночной экономики.
Своими задачами я поставила:
- рассмотреть различные подходы к понятию «безработица», дать его определение;
- выявить пути решения в преодолении безработицы;
- выявить тенденцию роста безработицы за последние годы;
- рассмотреть и проанализировать состояние рынка труда, а также уровень и структуру безработицы в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ 4
1.1 Понятие и виды безработицы 4
1.2 Причины и последствия безработицы 7
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 10
2.1 Причины безработицы и ее положительные и отрицательные стороны в России 10
2.2 Методы снижения уровня безработицы в России. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.42 Кб (Скачать файл)

Начнем с  менее очевидного и рассмотрим положительные  стороны безработицы. В основе такой  оценки может лежать только умеренная  безработица.

Во-первых, с  экономической точки зрения безработица  представляет собой резерв незанятой  рабочей силы, который всегда можно  задействовать. Например, при структурной  перестройке или сезонном колебании  спроса на рабочую силу. Если представить  себе ситуацию, при которой существует абсолютно полная занятость, то тогда  возникают проблемы обеспечения  рабочей силой новых рабочих  мест. Инвестиционные процессы начинают тормозиться, что может даже оказать  негативное влияние на общую эффективность  развития экономики страны.

Во-вторых, с  психологической точки зрения умеренная  безработица повышает дисциплину труда. Здесь действует такой стимул, как риск потери работы. Это заставляет сотрудника не только вовремя и в  надлежащем виде приходить на свое рабочее место, но и добровольно  трудиться, выдавая высококачественную продукцию.

В-третьих, с  демографической точки зрения умеренная  безработица может содействовать  оптимизации структуры занятости  по половозрастному признаку.

Если, например, в тот или иной период в структуре  занятых преобладает женский  труд, то это может сказаться не только на воспитании подрастающего  поколения, но и на самой рождаемости. В этом случае умеренная безработица, вбирая в себя прежде всего женщин, может внести коррективы в структуру  занятости и тем самым способствовать решению демографических проблем  в стране.

В-четвертых, с политической точки зрения умеренная  безработица способствует предпринимательской  деятельности, охлаждая пыл наемных  работников и профсоюзов, которые  выдвигают непомерно высокие  требования в области улучшения  условий труда. В целом, как правило, это стабилизирует политическую ситуацию в стране или способствует в известной мере этому процессу.9

Итак, умеренная  безработица (в пределах 3–5 % общего количества дееспособного населения) является благом. Но как только она  начинает переходить за этот уровень, т. е. 5 %-ный предел, начинают все отчетливее проявляться отрицательные стороны  безработицы, которые прежде были лишь в потенции.

Во-первых, безработица  снижает экономический потенциал  общества за счет его недоиспользования. Это ведет к следующим потерям:

  • к снижению объема (по сравнению с возможным) ВНП;
  • падению покупательского спроса;
  • сокращению сбережений;
  • торможению инвестиционного процесса;
  • снижению предложения;
  • спаду производства.

Безработица также приводит к потере квалификации высвободившихся работников и, как  следствие, к устойчивому снижению производительности их труда. Исследования показали, что даже после двух-трехмесячного  перерыва работник выходит на прежнюю  производительность труда примерно через 6-7 месяцев.

Во-вторых, с  социальной точки зрения безработица  содействует криминализации общества.

В-третьих, с  безработицей связывается ухудшение  психического здоровья нации. Медики утверждают, что отрицательная реакция, полученная при извещении об увольнении, по-своему воздействию на психику человека равнозначна реакции на сообщение  о смерти самых близких родственников  и сильнее сообщения о тюремном заключении.

В-четвертых, безработица может усиливать  политическую нестабильность общества, способствуя возникновению социальных катаклизмов.10

В заключении параграфа дадим оценку изменения  безработицы в России в последние  годы. Согласно данным Госкомстата  безработица в России имеет положительную  динамику, т.е. наблюдается тенденция  снижения безработицы.

Уровень безработицы  в фев 2013 составил 5,76%, изменившись  на -0,19% по сравнению с янв 2013 (5,95%), и -0,69% по сравнению с фев 2012 (6,45%).

 

Таблица усредненных статистических данных о безработице в России по годам

Год

Экономически Активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы, %

2012

75 676 000

71 545 000

4 131 000

5,46

2011

75 800 000

70 800 000

5 000 000

6,60

2010

75 440 000

69 804 000

5 636 000

7,47

2009

75 658 000

69 285 000

6 373 000

8,42

2008

75 757 000

70 965 000

4 791 000

6,32

2007

75 159 000

70 570 000

4 588 000

6,11

2006

74 167 000

68 855 000

5 312 000

7,16

2005

73 432 000

68 169 000

5 263 000

7,17


 

Численность экономически активного населения  в фев 2013 составила 75 337 000. Изменение  составило 129 000 (0,17%) по сравнению с  янв 2013 (75 208 000) и 596 000 (0,80%) по сравнению  с фев 2012 (74 741 000).

Из общего числа экономически активного населения 71 000 000 были трудоустроены, и численность  трудоустроенных людей изменилась на 269 000 (0,38%) по сравнению с янв 2013, когда было 70 731 000 занятых людей, и на 1 083 000 (1,55%) по сравнению с  фев 2012, когда 69 917 000 людей имело работу.

В это же самое  время, количество безработных в  фев 2013 составило 4 337 000. При этом изменение  составило -140 000 человек (-3,13%) по сравнению  с янв 2013 (4 477 000) и -487 000 (-10,10%) в сравнении  с фев 2012 (4 824 000).11

 

 

 

 

2.2 Методы снижения уровня безработицы  в России.

 

В целях  снижения безработицы государство  располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая  вопрос государственного регулирования  безработицы, следует определить, какие  виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим  следующие три вида государственной  политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения. (Схема 1.)

 

Виды государственной политики в  области безработицы



Социальная

Оказание помощи безработным  для поддержания их уровня благосостояния

Макроэкономическая

Использование денежно-кредитных, бюджетных и налоговых мер для сокращения безработицы

В сфере занятости

Создание новых рабочих  мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству


Схема 1. Виды государственной политики в области безработицы.  
Данные виды политики государства тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности определяют влияние на уровень занятости населения.

 

Обращаясь к  методам минимизации безработицы  в России, рассмотрим возможные методы, прибегая к вышеуказанной классификации.

Макроэкономическая  политика:

Создание  условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда  – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица  упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос  и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. 12

Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта (с помощью регулирования ставок таможенных пошлин и тарифов);
  • льготное налогообложение;
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий
  • льготное кредитование (например, Национальный проект развития сельского хозяйства) и т.п.

Социальная  политика:

  • Выплата пособия по безработице признанным безработными,
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,
  • Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика  в сфере занятости населения:

  • Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
  • Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).
  • Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
  • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.
  • Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника.
  • Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.
  • Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий в Российской Федерации  на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения  создана Государственная служба занятости.13

Законодательство предусматривает  обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это  один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого  момента у государства наступает  обязанность в течение 10 календарных  дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода  предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное  пособие.

Государственная служба занятости  является структурой специальных государственных  органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой  занятости бесплатно.

Разрабатываемая концепция  включает в себя варианты решения  наиболее важных проблем на рынке  труда.

Применение  части приведенных способов минимизации  безработицы и рост доверия безработных  к государственным службам занятости  позволили снизить уровень безработицы  в последние три года. Дальнейшее следование рекомендациям возможное  применение положений разрабатываемой  концепции действий на российском рынке  труда на ближайшие пять лет специалистами  департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития  России будут способствовать дальнейшему  падению уровня безработицы, росту  благосостояния населения, экономическому развитию страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведение  данного исследования по вопросу  безработицы позволило прийти к  следующим выводам: безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.

Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных  видов безработицы требует минимизации  в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для  поддержания полной занятости населения  и достижения высокого уровня экономического развития.

Информация о работе Безработица как неотъемлемая часть рыночной экономики