Безработица как один из элементов рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………................................
Глава I Безработица – как один из элементов рынка труда……………..
1.1 Экономическая природа безработицы ......…………………..
1.2 Причины образования безработицы. Виды безработицы…..
1.3 Раскрытие безработицы различными экономическими школами…………………………………………………………………….
1.4 Измерение безработицы. Закон Оукена……………………..
Глава II Пути регулирования и сокращения безработицы……………...
2.1 Анализ рынка труда и безработицы в России……………….
2.3 Пути регулирования безработицы и занятости в РФ……….
Заключение………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………..

Файлы: 1 файл

Kurs_rabota_Makroekonomika_2.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Разность между  фактическим и естественным уровнями безработицы характеризует уровень конъюнктурной безработицы.

Согласно закону Оукена превышение фактического уровня безработицы на один процент над  ее естественным уровнем приводит к  уменьшению фактического валового внутреннего продукта по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3 %.

Так, если в данном году фактический валовой внутренний продукт составил 4500 долл., фактический  уровень безработицы – 8 %, а естественный уровень – 6 %, то экономика недополучила продукции на 270 долл., что составляет    3% х 2% = 6 % фактически произведенного валового продукта. Потенциальный ВВП при полной занятости составил бы 4770 долл.

Что касается реальной практики, то действительность экономики США такова, что если в среднем ежемесячно наблюдается прирост занятости на 200 тыс. новых рабочих мест, то это приводит к снижению годового уровня безработицы на 1,2% и росту уровня валового внутреннего продукта чуть более чем на 3%.

Закон Оукена действительно хорошо работает для американской экономики, однако в других странах такой плотной взаимосвязи не обнаруживается.

В силу этого  многие экономисты оспаривают этот закон  и пытаются сказать, что между  безработицей и величиной производства продукта в стране не существует серьезной взаимосвязи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Пути регулирования и сокращения безработицы

 

2.1 Анализ рынка труда и безработицы в России

Еще совсем недавно  рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. Несомненно, однако, что в реальной жизни, не очень сопряженной с политэкономическими представлениями, миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Но несомненно и то, что существовавший рынок труда был в нашей стране своего рода квазирынком, порождением административной экономики, отягощенным многочисленными диспропорциями.

Главное, что  отличает наш рынок труда от реального, это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все  еще препятствующих свободной продаже  рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.

Рынок труда  в России несбалансирован. Большинство  регионов страны за 90-е гг. стали  трудоизбыточными.

Так, в целом  ряде областей и республик России за 2008-2009 гг. предложение рабочей  силы в десятки, а то и в сотни  раз превышало спрос на нее: в ивановской области – в 158 раз, в Республике Тува – в 143 раза, а в Архангельской и Тамбовской областях, Республиках Удмуртия, Бурятия, Дагестан – в 42-47 раз.

В то же время, в  районах Крайнего Севера все еще  ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной.

В 1997 г. на долю негосударственного сектора экономики  уже приходился 61% общей численности  занятых. В обстановке конкуренции  предприятия будут стремиться к  оптимизации состава и численности  работников. В свою очередь, работники получат возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях.

Все это может  быть реализовано только при создании подлинно конкурентной среды, при отмене регистрации препятствующей свободному передвижению рабочей силы, при создании рынка жилья и действенной системы содействия найму.

Рекордно высокой отметки  уровень безработицы в России достиг к концу 2004г., составив 12,4% от численности экономически активного  населения. В 2005г. Госкомстат России оценивал уровень безработицы в стране в размере 11,8% от численности экономически активного населения (рабочей силы).

По данным Росстат средняя безработица в РФ в 2011г. составила 6,6% экономически активного населения страны, что на 0,9 процентных пункта меньше, чем в среднем за 2010г. Как говорится в материалах статистического ведомства, в 2011 г. в РФ в среднем было 5,02 миллиона безработных, в то время как в 2010г. – 5,63 миллиона человек.

Уровень безработицы  по отношению к численности экономического населения страны составил в среднем  за 2011г. - 6,6%, а в 2010г. этот показатель составлял 7,5% (по сообщению АЭИ "ПРАЙМ"). Численность экономически активного населения РФ в возрасте 15-72 лет в 2011г. составила 75,7 миллиона человек, а в 2010г. - 75,4 миллиона человек.

Что касается 2012г., то по данным численность безработных в России в декабре 2012г. составила 4 млн. человек или 5,3% численности экономически активного населения. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). По сравнению с ноябрем 2012г. количество безработных снизилось на 2,1%, а по сравнению с декабрем 2011г. – на 13,8%.

Численность экономически активного населения в декабре 2012г. составила 75,3 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны. При этом численность официально зарегистрированных безработных в декабре 2012г. выросла по сравнению с ноябрем 2012г. на 4,7% и достигла 1,065 млн. человек. По сравнению с декабрем 2011г. этот показатель снизился на 17,2%.

В 2012г. было зафиксировано 6 забастовок, в которых приняли  участие 503 человека, потери рабочего времени составили 2 тыс. 408 человеко-дней.

Численность безработных  в России в феврале 2013г. составила, по предварительным данным Росстат, 4,337 млн. человек, или 5,8% численности экономически активного населения. По сравнению с январем 2012г. количество безработных снизилось на 6,9%, по сравнению с январем 2013г. – на 3,1%.

Численность экономически активного населения в феврале 2013г. составила 75,3 млн человек, или  более 53% от общей численности населения  страны.

В феврале 2013г. в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,099 млн. человек, в том числе 0,9 млн. человек получали пособие по безработице. По сравнению с январем 2012г. показатель снизился на 17,5%, по сравнению с

январем 2013г. –  выросла на 2,4%.

  Росстат отмечает, что в январе-феврале 2013г. забастовок не зафиксировано.

Напомним, по данным Федеральной службы по труду и  занятости (Роструд), численность безработных  граждан России, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составила на 1 марта 2013г. 1 млн 98,5 тыс. человек, что на 2,4% больше, чем на 1 февраля 2013г. (1 млн. 72,6 тыс. человек).

 

 

 

 

 

2.2 Пути регулирования безработицы и занятости в РФ

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное  воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей  означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость – цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества  факторов, главные из которых –  изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных  предприятий и производств, предстоящая  структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая  роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером,  условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований  в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения. 

С другой стороны, многие проблемы занятости приняли  глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи.

Одновременно  быстрыми темпами развивается занятость  в теневой экономике, масштабы которой  оцениваются в 10-15 млн. человек. На сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены  в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики – максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Для ее выполнения разработана Государственная программа  занятости населения, в которой  предусмотрены организационные  и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы  в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения. Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.  

Правительственная программа содействия занятости  населения должна опираться на государственную  политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной  защиты граждан на рынке труда. 

Формой реализации государственной политики занятости  на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных  условиях исходным постулатом стратегии  занятости  в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое будет различным в российских  регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д. 

Особенности занятости  и функционирования рынка труда  в промышленном  регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории,  характером поддержки предприятий федеральными и региональными  органами власти и управления.  Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Информация о работе Безработица как один из элементов рынка труда