Безработица как социально-экономическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в России, рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей.
Данная работа состоит из трех частей. В первой части изложен теоретический материал. Во второй части раскрыто состояние и современные проблемы на рынке труда в России. В третий части рассмотреть возможные пути решения проблем.

Файлы: 1 файл

Занятость и безработица, проблемы и пути их решения.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

 

Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных  безработных. Под неучтенными источниками  подразумеваются несколько групп  населения. Как и в каждом государстве  в России есть определенная часть  населения не желающая работать. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее, будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

 

3. Пути преодоления  безработицы

3.1. Государственная  политика борьбы с безработицей

 

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры [5].

Общими для всех типов  безработицы являются такие меры как:

- выплата пособий по  безработице; 

- создание служб занятости  (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

1) усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

2) создание специальных  служб для этих целей. 

Для борьбы со структурной  безработицей используются такие меры как:

1) создание государственных  служб и учреждений по переподготовке  и переквалификации;

2) помощь частным службам  такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

1) проведение антициклической  (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

2) создание дополнительных  рабочих мест в государственном  секторе экономики. 

Пути решения проблемы безработицы подразделяются на прямой и косвенный.

Прямой путь - это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный - это административное или законодательное регулирование  занятости. Это означает:

1.  Обеспечение правовой  защищенности наемных работников.

2.  Использование альтернативных  форм занятости. 

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих  возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа  рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я - здесь.

3.   Развитие системы  страхования от безработицы: 

- повышение доли отчислений  в фонд занятости, что позволит

стимулировать структурную перестройку предприятий;

- использование страховых  принципов, когда наряду с работодателем  в формировании фонда участвует  и сам работник;

- адаптация безработных  к изменившимся требованиям рынка

через систему профессиональной подготовки при максимальном

учете имеющейся базовой  квалификации;

- упрощение процедуры  регистрации безработных в службах  занятости. 

4.  Усиление гарантий  в сфере оплаты труда и решение  проблемы неплатежей заработной  платы. 

5.   Создание действенной  системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства, важнейшей задачей которого является устранение конфликтных ситуаций. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости. Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций [5].

Перечисленные мероприятия  не смогут полностью ликвидировать  или существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической  ситуации в стране. Поэтому проводимая в стране политика по борьбе с безработицей должна ориентироваться на долгосрочный период, обеспечивая не только занятость населения, но и стабильный экономический рост.

3.2. Государственная защита населения в условиях безработицы

 

2010 год был объявлен  президентом как год по борьбе с безработицей. Принятая в 2009 году антикризисная программа президента, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране действовала и в 2010 г. Всего на поддержку региональных рынков труда в 2010 году из бюджета РФ было выделено 36,4 миллиарда рублей. Большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице.

Программа включает следующие  пункты:

1. Общественные работы. В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Самые популярные виды социального труда - уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план.

Вместо долгосрочных работ власти пытаются занять безработных  хоть чем-нибудь. Как показал минувший год, на общественные работы не рвутся, предпочитая получать пособие по безработице. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков.

2. Создание новых рабочих  мест. Для этого 6,2 млрд. рублей в этом году выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это единственная системная мера правительства, не только направленная на снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику. В результате программы 95 тыс. человек (из 6,5 млн. человек безработных) нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

3. Кредит на собственный  бизнес. На открытие собственного  дела безработные смогут получить  более 100 тысяч рублей (в 2009 г.  выдавали 58800 рублей.). Ключевое условие  для этого - создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных. Программа самозанятости населения стала одной из наиболее востребованных среди безработных [2].

 Между тем недоступность  кредитов для малого и среднего  предпринимательства остается одной из основных проблем в России.

В результате 95 тыс. человек  нашли работу по программе поддержки  малого бизнеса.

4. Пособия по безработице.  В 2009 году был увеличен размер  социальных выплат. Минимальное  пособие по безработице составило  850 рублей (для тех, кто ранее не числился работающим), максимальное - 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы [2]. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей, наоборот, снижают стимул к труду. Увеличенные пособия перекладывают нагрузку на более экономически активную часть населения, ведь именно из их налоговых отчислений формируются социальные выплаты.

5. Помощь студентам. Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация стажировок для выпускников вузов. Однако данная мера не востребована у выпускников, так как работодатели платят стажерам традиционно мало, а иногда и не платят вообще.

6. Переобучение. В 2009 году  около 200 тысяч человек прошли  переобучение. Этого не достаточно, поскольку по данным Центра социальной политики, в переобучении в России нуждаются 10млн. человек. Но рассчитывать на перепрофилирование могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости, а их чуть больше 2млн. [2].

Все эти меры хоть и  имеют определенные недостатки и  требуют их доработки, однако они  уже принесли положительные результаты в форме снижения уровня безработицы  на 2,8 % в 2010 году и напряженности на рынке труда.

На 2011 г. несколько видоизменились антикризисные программы занятости: общественные работы для находящихся под угрозой увольнения останутся только в моногородах и на системообразующих предприятиях. На переобучение и повышение квалификации за счет госбюджета будут направлять работников компаний, где началась модернизация, а также женщин, занятых на вредном производстве и молодых мам, готовящихся выйти из декретного отпуска. Практически нетронутыми остались такие программы, как стажировка для выпускников, компенсация работодателю за обустройство рабочего места для безработного инвалида. Последняя даже выросла с 30 тысяч рублей до 50 тысяч. Такая же сумма ждет работодателей, открывающих рабочие места, в первую очередь удаленные, для многодетных родителей или мам и пап, воспитывающих детей-инвалидов. Выделяются деньги и на внутреннюю миграцию.

 

Заключение

 

В ходе исследования был проведен анализ социально-экономической сущности безработицы. При исследовании проблемы безработицы в России была выявлена причина резкого увеличения уровня безработицы в 2008 - 2010 гг., связанная со спадом производства и структурными преобразования в экономике в результате кризисных явлений.

Основной проблемой  в структуре российской безработицы  является ее скрытый характер, а  также доминирование циклической безработицы. Поэтому в России в 2009 году была принята антикризисная программа президента, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране.

Произведенный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения  безработицы на сегодняшний день являются активизация  государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением  экономического климата в стране.

Недостатком политики по борьбе с безработицей в России является ее  краткосрочная направленность, осуществляема в основном за счет выплаты пособий и занятия безработных «хоть чем-нибудь». Поэтому новая активная политика на российском рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Главными стратегическими  целями регулирования занятости  должны быть повышение экономической  и социальной эффективности занятости  за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости.

 

 

Список использованных  источников

 

  1. Грязнова А.Г. Макроэкономика / А.Г. Грязнова. - М.: КНОРУС, 2008. - 688 с.
  2. Иохин В.Я. "Экономическая теория: Учебник". М.: Экономист, 2005г
  3. Зиброва Е.  Официальная безработица в России: последние данные / Е. Зиброва - 2010 г [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazeta.ru/.
  4. Кашепов А. Проблема предотвращения массовой безработицы в России / А. Кашепов // Вопросы экономики. - 2007. - № 5. - С. 23 - 28.
  5. Макаров Н. Безработица в России 2010-2011 статистика, мониторинг численности безработных в стране / Н. Макаров. - 2010 г. - [Электронный ресурс]. - URL: www.abird.ru
  6. Мотылев, В. Массовая безработица в США / В. Мотылев. - 2009 г.  [Электронный ресурс]. - URL: http://www.westeast.us.
  7. Сакс Д. "Рыночная экономика и Россия", М.: Экономика, 2006г
  8. Сергеев, М. Безработица подбирается к показателям времен дефолта / М. Сергеев. - 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ng.ru.
  9. Официальный сайт // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru.

 




Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление