Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 15:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение влияния безработицы, как социального явления на развитие экономики страны на современном этапе развития.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность понятия безработицы, как социально-экономического явления;
- определить виды безработицы;
- выявить причины, порождающие явление безработицы;
- рассмотреть последствия безработицы, их влияние на развитие экономики;
улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности, включающее:
развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов [36]:
создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:
создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров, включая:
Определение
потребности в привлечении иностранных
работников и формирование квот осуществляются
в целях поддержания оптимального баланса
трудовых ресурсов с учетом содействия
в приоритетном порядке трудоустройству
граждан Российской Федерации. Решения
о численности и профессионально-
Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», одной из основных задач является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции, включая [36]:
- содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;
- привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;
- совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;
- разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;
- создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» определены следующие задачи, относящиеся к сфере реализации программы:
- создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
- разработка к 2015 году и утверждение не менее 800 профессиональных стандартов.
Реализация указанных задач направлена на эффективное функционирование рынка труда для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышения уровня жизни населения.
С учетом приоритетов государственной политики сформулирована цель государственной программы – создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
1. Предотвращение роста напряженности на рынке труда.
2. Привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики.
3. Содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.
Масштабность и функциональная неоднородность поставленных в рамках программы задач требует дифференцированного подхода к их решению, разработке комплекса специфических мероприятий для каждой задачи. В этой связи в программе сформированы три подпрограммы:
1. Активная
политика занятости населения
и социальная поддержка
2. Внешняя трудовая миграция.
3. Развитие институтов рынка труда.
Каждая подпрограмма предназначена для решения соответствующей задачи программы, которая в рамках подпрограммы рассматривается в качестве цели. Подпрограмма включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
Основными макроэкономическими показателями, характеризующими результаты реализации программы, являются:
- уровень безработицы;
- уровень регистрируемой безработицы;
- уровень удовлетворенности потребности экономики субъектов Российской Федерации в иностранных работниках;
- удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, в списочной численности работников.
Значения данных показателей представляют краткую обобщенную характеристику состояния рынка труда и являются значимыми не только для специалистов, но и для общества в целом.
По итогам реализация программы ожидается достижение следующих результатов [36]:
- создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
- предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;
- создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
- удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции;
- снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;
- создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;
- обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;
- обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;
- поддержание социальной стабильности в обществе.
Общий вклад программы в социально-экономическое развитие Российской Федерации заключается создании условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда.
Для обеспечения решения задач программы предусматривается реализация следующих основных мероприятий.
Подпрограмма 1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан.
Цель – предотвращение роста напряженности на рынке труда.
Основное мероприятие 1.1. Разработка нормативной правовой и методической базы в сфере содействия занятости населения.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается внесение изменений в действующую законодательную и нормативную правовую базу, регулирующую вопросы содействия занятости населения, издание методических рекомендаций, обобщение практики применения законодательства о занятости населения, принятие нормативных правовых актов, устанавливающих единые требования и порядок предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.
Основное мероприятие 1.2. Реализация мероприятий активной политики занятости населения и дополнительных мероприятий в сфере занятости населения.
В рамках данного основного мероприятия будут осуществляться:
- реализация региональных программ, включающих мероприятия активной политики занятости населения и дополнительные мероприятия в сфере занятости населения;
- формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
Основное мероприятие 1.3. Развитие трудовой мобильности населения.
В рамках данного основного мероприятия предусматривается:
- разработка механизмов, стимулирующих миграцию трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов страны в регионы с дефицитом рабочей силы;
- разработка и внедрение механизма организованного набора российских работников для реализации крупных инвестиционных проектов;
- совершенствование региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства (включая взаимодействие органов службы занятости с частными агентствами занятости по организации трудоустройства российских граждан за пределами места постоянного проживания).
Основное мероприятие 1.4. Мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда.
Данное основное мероприятие реализуется с целью информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в сфере реализации программы и предусматривает сбор, обработку и анализ данных статистической отчетности, специально организуемых наблюдений за ситуацией на рынке труда, проведение опросов граждан о полноте и качестве государственных услуг в области содействия занятости, разработку прогнозных показателей состояния рынка труда, включая прогноз баланса трудовых ресурсов, а также информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы [36].