Безработица как социально-экономическое явления. Способы и методы борьбы с безработицей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение влияния безработицы, как социального явления на развитие экономики страны на современном этапе развития.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность понятия безработицы, как социально-экономического явления;
- определить виды безработицы;
- выявить причины, порождающие явление безработицы;
- рассмотреть последствия безработицы, их влияние на развитие экономики;

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 604.15 Кб (Скачать файл)

В рамках данного мероприятия, на основе ежегодных опросов граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг в центры занятости населения, также проводится оценка полноты и качества государственных услуг в области содействия занятости населения.

Основное мероприятие 1.5. Социальные выплаты безработным гражданам и оптимизация критериев назначения и размеров пособия по безработице.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а также оптимизация критериев назначения и определения размеров пособия по безработице, обеспечивающая усиление адресности мер социальной поддержки, с одной стороны, и доведение максимального размера пособия по безработице до величины прожиточного минимума, с другой стороны.

Подпрограмма 2. Внешняя трудовая миграция.

Цель – привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики.

Основное мероприятие 2.1. Совершенствование миграционного законодательства в части привлечения и использования иностранных работников.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

- совершенствование механизма определения потребности Российской Федерации в иностранных работниках;

- совершенствование механизма привлечения и использования иностранных работников;

- обеспечение возможности  трудоустройства иностранных граждан на вакантные места, которые невозможно заместить российскими работниками.

Основное мероприятие 2.2. Использование дифференцированного подхода к привлечению и использованию иностранных работников.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

- актуализация перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются;

- развитие программ сезонной миграции работников;

- развитие и реализация механизма организованного набора иностранной рабочей силы из стран, с которыми установлен безвизовый порядок въезда-выезда, для удовлетворения потребности российской экономики;

- совершенствование порядка привлечения физическими лицами иностранных граждан для личных, домашних и иных подобных нужд на основании патентов;

- привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки в Российской Федерации.

Основное мероприятие 2.3.  Противодействие незаконной трудовой деятельности иностранных работников в Российской  Федерации.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

- совершенствование ответственности за осуществление незаконной трудовой деятельности;

- совершенствование осуществления федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников.

Основное мероприятие 2.4.  Организация системы учета иностранных граждан.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается совершенствование информационно-аналитического обеспечения в сфере трудовой миграции [36].

Основное мероприятие 2.5.  Содействие развитию и реализации программ по адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество.

Данное мероприятие позволит повысить степень культурной интеграции и толерантного отношения к вопросам культурной уникальности и многообразия в связи со сложившейся миграционной ситуацией в Российской Федерации.

Подпрограмма 3. Развитие институтов рынка труда.

Цель – содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

Основное мероприятие 3.1. Разработка и утверждение профессиональных стандартов.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

- подготовка порядка утверждения и формы профессиональных стандартов;

- разработка, с учетом современных требований к качеству услуг, и утверждение профессиональных стандартов.

Основное мероприятие 3.2. Содействие повышению заработной платы в бюджетном секторе экономики как результата повышения качества оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

- повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с эффективностью работы и качеством предоставляемых услуг, сложностью и объемом выполняемой работы;

- разработка программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях;

- разработка  Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Основное мероприятие 3.3. Развитие социального партнерства.

В рамках данного мероприятия предусматривается проведение встреч и консультаций между сторонами социального партнерства.

Решения о совместных действиях по наиболее актуальным вопросам трудового законодательства будут закреплены  в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийским объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на соответствующий период.

Основное мероприятие 3.4. Стимулирование работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах.

В рамках данного основного мероприятия предусматривается:

- формирование на законодательном уровне механизма экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе [36]:

- разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;

- развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;

- разработка и реализация мер, обеспечивающих снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;

- переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест;

- принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих формирование механизма непрерывного совершенствования нормативно-правового обеспечения в области условий и охраны труда.

Основное мероприятие 3.5. Надзор и контроль в сфере труда и занятости.

В рамках данного мероприятия предусматривается реализация мер, направленных на легализацию занятости, включая легализацию трудовых отношений, а также на совершенствование государственного надзора за соблюдением работодателями требований трудового законодательства, в том числе направленных на:

- профилактику нарушений трудовых прав граждан, в том числе по вопросам охраны труда;

- обеспечение соблюдения установленных норм и правил в трудовой сфере, повышение эффективности контроля и надзора за их соблюдением;

- развитие системы информирования и консультирования работодателей и работников по вопросам охраны труда и трудовых отношений.

Таким образом, правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которого государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе выполнения курсовой работы были рассмотрены общие понятия о безработице и ее виды, причины, порождающие безработицу; последствия безработицы, их влияние на развитие экономики; государственная политика борьбы с безработицей.

Изучив все основные аспекты возникновения и развития безработицы, можно сделать вывод, что важнейшим показателем - индикатором социально-экономической безопасности выступает уровень безработицы. Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Изменения в экономической действительности, произошедшие в последние годы, привели к тому, что безработица предстала в новом облике как сложное и многообразное социально - экономическое явление, вызываемое целым комплексом взаимосвязанных факторов: природно-ресурсных, демографических, социально-экономических (спад производства, структурные изменения в экономике, приватизация, состояние финансово-кредитной сферы, уровень доходов населения).

Рост уровня безработицы приводит к увеличению расходов государства на социальную поддержку безработных граждан (пособие по безработице). Безработица наносит ущерб не только человеку, но и экономике, поскольку спрос на товары и услуги сокращается, а значит, сокращаются и объемы их производства.

Явление безработицы может иметь и положительные результаты. Позитивным результатом существования безработицы является тот факт, что безработица - одно из условий нормального, бесперебойного функционирования экономики, обеспечивающая формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям.

Рассмотрев причины, порождающие явление безработицы, последствия безработицы, влияющие на нестабильность развития экономики можно сделать вывод - рост безработицы свидетельствует об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства и чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической и социальной жизни общества, усовершенствовать нормативно-законодательную базу.

Произведенный анализ причин возникновения безработицы и ее последствий позволяет отметить, что основной возможностью снижения уровня безработицы на сегодняшний день является активизация государственной политики в области занятости населения, наряду с мероприятиями по общему оздоровлению инвестиционно-экономического климата в стране. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

список использованных источников

 

1. ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 апреля 1991 годаN 1032-1 (РЕД. 02.07.2013 ) .Конституция Российской Федерации (РФ)

2.  Конституция РФ 1993 года (РЕД. 17.11.2013)

3. Трудовой кодекс российской федерации (ТК РФ) N 197-ФЗ от 30. 12.2001 (РЕД. 25. 11. 2013)

4. Видябин, В.И. Экономическая теория [текст]: - М.: Инфра-М, 2010.-382 с.

5. Добрынин, А.И. Экономическая теория [текст]: - М.: Книжный мир, 2009. – 418 с.

6. Долан, Э., Линдсей, Д. Рынок: микроэкономическая модель [текст]: -СПб.: ПИТЕР, 2010. – 526 с.

7. Джеффи, С. Рыночная экономика и Россия [текст]:- М.: Дрофа, 2009. – 397 с.

8. Журавлева, Г.П. Общая экономическая теория [текст]:- М.: ИНФРА, 2010. – 378 с.

9. Игнатьев, С.М., Моргунов, В.И. Микроэкономика [текст]: -СПБ.: Корона-Принт, 2011. – 526 с.

10.Камаев, В.Д. Основы экономической теории [текст]: - М.: Бином, 2011. – 475 с.                           

11. Экономика и бизнес [текст]: Учеб. пособие для вузов / Под ред.Проф. В.Д. Камаева. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 490 с.

12. Основы рыночной экономики [текст]: Учеб. Пособие для вузов / Под ред.Проф. В.Д. Камаева, Проф. Б.И. Домненко.- М.:ИНФРА, 2012. – 416 с.

13. Кэмпбэлл Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика [текст]: -М.: Республика, 2009. – 349 с.

14. Введение  в  рыночную  экономику[текст] / Под ред.Проф.  А.Я.Лившица, Проф. И.Н.Никулиной. - М.: Дрофа, 2010. – 450 с.

Информация о работе Безработица как социально-экономическое явления. Способы и методы борьбы с безработицей