Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:05, реферат
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.
1. Введение.
2. Виды безработицы.
3. Проблема молодёжной безработицы
4. Проблема безработицы на примере села Чапаево.
5. Показатели безработицы
6. Масштабы безработицы в России и способы её измерения
7. Безработица, как социально-экономическое явление.
8. Заключение
Решением могут быть : стандартные подходы к решению проблемы безработицы , такие как создание или стимулирование создания рабочих мест , массовая переподготовка кадров не теряют своей актуальности нельзя забывать также и о социальной защите населения , иначе может последовать социальный взрыв непредсказуемых масштабов , но вместе с тем необходимо искать новые пути , использовать опыт , накопленный странами с развитой
Перераспределение имеющегося спроса на труд путём стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день , неполную рабочую неделю и т.п. Предприятия , сделавшие шаги такого рода , должны поощряться налоговыми льготами : им следует снижать ставки налога на прибыль - хотя бы в той мере , чтобы компенсировать их затраты на включение в коллектив дополнительного числа работников.
Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста ; этой же цели послужит и как можно более широкое развитие государственных переподготовки и повышения профессиональной квалификации.
Предоставление временных
Кардинальное реформирование переговорного процесса по установлению уровня заработной платы. Имеется в виду создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели -профсоюзы - государство) , имеющих целью разумное ограничение роста заработной платы.
Известно чего стоит борьба с безработицей. По оценкам специалистов Минэкономики , возвращение одного безработного в ряды работающих обходится в нынешней России в 1,5 млн. рублей , а в Москве - в 2 млн.
Средств на борьбу с безработицей жалеть не следует по многим причинам. По крайней мере потому , что , как показывает мировая практика , предотвратить её разрастание можно с помощью затрат гораздо меньших , чем она потребует потом.
Показатели безработицы
В экономической теории используют два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.
Уровень безработицы измеряется как доля официально
зарегистрированных
Уровень безработицы – это есть отношение количества безработных ко всему экономически активному населению (L=U+E):
u = U/L
Безработица может рассматриваться с точки зрения запаса и потока. Запас – количество безработных на данный момент времени.
Поток – характеристика динамики безработных, движения в и из состояния безработицы.
Приток в безработицу – количество людей, перешедших в состояние безработицы. Отток из безработицы – количество людей, вышедших из состояния безработицы.
Можно выделить четыре основных потока, которые определяют состояние рынка труда и уровень безработицы (Рисунок): от занятых к безработным и наоборот, от безработных к экономически неактивным и наоборот.
Экономически неактивные
Итак, самая существенная черта современной безработицы – то, что сегодняшняя безработица – это безработица среди благосостояния, когда рабочая сила части трудящихся стала по настоящему излишней.
Масштабы безработицы в России и способы её измерения
При выработке государственной политики занятости в России основным ориентиром служит показатель регистрируемой, или официальной, безработицы, существенно преуменьшающий её реальные масштабы. В результате многие отечественные политики и международные эксперты убеждены в том, что, несмотря на более чем50 – процентный спад производства, в России в 90-е
годы удалось сохранить низкий уровень безработицы по сравнению не только с бывшими социалистическими, но и со многими развитыми странами. Использование показателя регистрируемой безработицы способствует поддержанию в общественном мнении иллюзии о невысокой цене реформ, что, в свою очередь, позволяет проводить экономические реформы в отрыве от социальных, избегать крупных расходов на реорганизацию сложившейся системы помощи безработным, а так же затягивает реформирование социальной защиты.
Между тем реальная ситуация не может вызывать тревоги. По данным Росстагенства, общая численность безработных в 1992 – 1999 гг. возросла почти втрое, составив в августе 1999 г. 9,1 млн. человек. Уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной Организации Трудящихся, увеличился за тот же период с 5,2 до 12,4 %. Таким образом, сегодня можно констатировать, что Россия перешла в категорию стран с высокой безработицей.
Обострение проблемы безработицы выражается в: усилении её региональной дифференциации, углублении очаговой безработицы, увеличение продолжительности безработицы, расширении масштабов скрытой безработицы и снижении эффективности системы государственной помощи безработным.
На показатель регистрируемой безработицы воздействуют следующие факторы:
1. Общая ситуация в регионе,
определяющая возможности
2. Государственная политика в отношении безработных (законодательно
определённый порядок
3. Эффективность и стиль работы
территориальных органов
4. Особенности трудового, в том
числе пенсионного,
5. Законодательные инициативы
Перечисленные факторы существенным образом влияют как на стимулы к
регистрации безработных, так и
на объективные возможности
С точки зрения влияния на занятость, эффективность
макроэкономической политики должна определяться её позитивным воздействием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъёма и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а так же тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда.
Безработица, как социально-экономическое явление.
Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны:
Не производится какая-то часть товаров и услуг которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.
1. Снижаются налоговые
2. Снижается уровень жизни семьи безработного так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.
3. Ухудшается психологическое
4. Безработица не только
Большинство безработных -- 14649 человек -- зарегистрировано в районах области. Уровень реальной безработицы в сельской местности, примерно, в 4,7 раза больше, что составляет 67,4 тысячи человек. В Омске, население которого составляет половину общеобластного, зарегистрированы 5355 безработных, то есть, чуть больше четверти от их числа зарегистрированных по области. Наибольшее количество безработных проживают в Советском (1702 человека) и Кировском округах города, меньше всего -- в Ленинском (512 человек). Средний уровень реальной безработицы в районах области составляет 16,2%. В 19 районах он превышает 15%. Наибольшая величина этого показателя в Называевском (27,7%), Знаменском (26,4%), Таврическом (25,9%), Горьковском (26,7%) районах. Только четыре района составляют группу с уровнем безработицы ниже 10%: Крутинский (5,9%), Омский (9,7), Нововаршавский (9,8%) и Полтавский (9,9%) .В органах государственной службы занятости к концу декабря 2006 года на учете состояло 2,8 тыс. человек незанятых трудовой деятельностью, из них статус безработного имели 2,4 тыс. человек.
Безработными гражданами в декабре 2006 года признаны 539 человек, обратившихся в органы службы занятости в поисках работы, что на 22,2 процента меньше, чем в декабре 2005 года. Число безработных, нашедших работу (доходное занятие) в декабре 2006 года уменьшилось по сравнению с декабрем 2005 года на 18,5 процента и составляло 251 человек.
На профессиональное обучение органами службы занятости в декабре 2006 года направлено 139 человек, что на 32,5 процента меньше, чем в декабре 2005 года.
ДИНАМИКА ЧИСЛА НЕЗАНЯТЫХ
ГРАЖДАН, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В
ОРГАНАХ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
2006 год |
Число незанятых граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, человек |
из них имеют статус безработного, человек |
из них имеют статус безработного, в % к соответствующему месяцу предыдущего года |
из них имеют статус безработного, в % к предыдущему месяцу |
январь |
3166 |
2384 |
65,1 |
97,2 |
февраль |
3240 |
2466 |
67,0 |
103,4 |
март |
3409 |
2478 |
71,8 |
100,5 |
апрель |
3470 |
2456 |
78,6 |
99,1 |
май |
3207 |
2328 |
82,3 |
94,8 |
июнь |
3029 |
2180 |
84,9 |
93,6 |
июль |
3117 |
2261 |
90,3 |
103,7 |
август |
3216 |
2366 |
90,4 |
104,6 |
сентябрь |
3211 |
2386 |
94,2 |
100,8 |
октябрь |
3193 |
2407 |
98,3 |
100,9 |
ноябрь |
3141 |
2359 |
97,8 |
98,0 |
декабрь |
2783 |
2419 |
98,6 |
102,5 |
Таким образом, из диаграммы и графика видно, что не все люди состоящие на учете в службе занятости имеют статус безработного.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы
является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его,
невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Сейчас правительство предпринимает множество всевозможных мер
и создает много программ направленных на борьбу с безработицей, что дает свои результаты. Мы видим, что с каждым годом уровень
безработицы с каждым годом уменьшается. Особенно остро это ощущается на примере молодежи, так как она стремится получить
образование чтобы в дальнейшем найти работу с соответствующей заработной платой. Именно на этом делает акцент правительство нашей
страны. Все мы знаем о национальном проекте «Образование». Мое личное мнение, что учиться в современном мире можно и нужно, так как б
ез этого никак не обойдешься. Но зачастую сталкиваешься с такой проблемой, что работодатель не принимает молодого специалиста на работу
только по той причине, что у него нет определенного стажа. Но и в этом случае меня одолевает вопрос: откуда появиться стажу если человек
только вышел из стен образовательного учреждения? При встрече с этим вопросом работодатель, а чаше его представитель только пожимает
плечами, но ведь нам то от такого ответа «…не холодно не жарко». И поэтому я думаю, что правительству и на этот момент нужно обратить
свое внимание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ , ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА :
1. Журнал "КоммерсантЪ" N 4,13,15 1994
2. Соболева И., Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы её измерения // Вопросы экономики. – 1999. - № 11. – С. 99 – 113.
3. «Аргументы и факты в Омске» № 8, 2008 г.
4. Основные направления
5. Яковец Ю. Рынок рабочей силы диктует свои условия // Социалистический труд, 1991, № 2, С. 25-31.
6. «Введение в рыночную экономику» Лившиц А. Я.