Безработица: понятие, характеристика основных типов, причины возникновения, тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

В этих целях я попытаюсь осуществить исследование безработицы во всем многообразии форм ее проявления. В данной работе будет раскрыта экономическая сущность безработицы и специфика ее проявления в России, будут описаны основные виды и формы безработицы, выявлены ее причины и последствия, а также изучены проблемы минимизации безработицы, как важнейшей задачи государства на современном этапе развития страны.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….....2
1. Экономическая природа безработицы, ее виды и формы……………3
1.1Понятие безработицы и последствия её образования………………. 3
1.2. Виды и формы безработицы ………………………………………....6
2. Специфика безработицы в России, тенденции её
развития …………………………………………………………………….11
2.1. Особенности безработицы в России………………………………...11
2.2.Развитие безработицы в России……………………………….……. .13
3.Государственная политика по борьбе с безработицей………………...18
3.1 Государственная политика занятости………………………………..18
3.2 Пути снижения безработицы …………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………...28
Приложения………………………………………………………………. .29

Файлы: 1 файл

УпрРТвР_к.р.docx

— 88.38 Кб (Скачать файл)

Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (Приложение 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственная политика  по борьбе с безработицей

 

3.1 Государственная политика  занятости

 Государственная служба  занятости является структурой  специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать  неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной  подготовки, оказании социальной  поддержки безработным.

 В России политика  занятости в современных условиях  пока не имеет четкой стратегической  ориентации, не подкреплена комплексом  мер, обеспечивающих рациональную  занятость, направлена в основном  на сокращение уровня и продолжительности  безработицы, оказание социальной  помощи безработным. На общегосударственном  уровне регулируется Законом  РФ 1991г. «О занятости населения  в Российской Федерации» (с изменениями  и дополнениями, внесенными Законом  РФ от 15 июля 1992 г.), соответствующим  законодательством о труде и  др. актами, коллективными договорами  и соглашениями.

 Для увязки целей  и задач политики занятости  на разных уровнях разрабатываются  государственные, республиканские, межреспубликанские, региональные программы занятости. Создана Федеральная государственная  служба занятости населения. Для  финансирования мер по программе  занятости создан Государственный  фонд занятости населения. На  региональном уровне субъектами  РФ ежегодно принимаются территориальные  программы содействия занятости  населения.

 Государственную политику  занятости следует рассматривать  как процесс, проходящий на трех  уровнях: макроуровне, региональном  уровне и микроуровне.

 На макроуровне высшие  органы государственной законодательной  и исполнительной власти решают  кардинальные задачи политики  занятости, осуществляя:

1) согласование целей  и приоритетов политики занятости  с экономической, социальной, демографической, миграционной политикой( пенсионная политика, образовательная политика, социальная политика и т.д.)

2) согласование системы  целей и приоритетов политики  занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической  политикой ( государственные, инвестиционные программы, дотации, организация санации и банкротства предприятий с наименьшим ущербом для занятости; государственных заказов и закупок продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного (авиационный, морской и другие виды транспорта, экологического и социального назначения)

 Особую задачу составляет  регулирование внешнеэкономических  связей.

3) политику трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения. Основа данного блока - политика органов Государственной  службы занятости на рынке  труда. Приоритеты ее деятельности  определены Федеральной целевой  программой содействия занятости  населения Российской Федерации. Среди этих приоритетов: развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда; целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих; развитие механизмов трудоустройства вообще и, в частности, поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп.

 В число задач данного  блока входят также вопросы  регистрации и социальной поддержки  безработных, организации общественных  и временных работ и др.

На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем.

 Часть названных выше  приоритетов осуществляется преимущественно  властями федерального уровня, такова, например, демографическая политика.

 Регионы должны включать  содействие занятости в число  основных приоритетов своей политики  и в рамках своей компетенции - разграничения полномочий с  федеральными органами и возможностей  соответствующих бюджетов и внебюджетных  фондов осуществлять социальную  политику.

 Задачи политики трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока  в основном выполняются органами  службы занятости в регионах  за счет региональных фондов  занятости, то роль регионов здесь  шире, чем центральных органов  власти.

 На местном уровне  политика занятости включает  финансовое, налоговое и иное  стимулирование поведения на  рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных  и незарегистрированных предпринимателей  и домохозяйств. На данном уровне  ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия  занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

 Регулирование занятости  на всех уровнях должно осуществляться  на основе общеэкономической  концепции социально-ориентированной  рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.

 В современных условиях  отсутствие стратегии занятости  равнозначно хаотичности работы  органов занятости и низкой  эффективности проводимых мероприятий. Принятие стратегии - первый этап  по разработке и исполнению  программ действий службы занятости.

 

3.2 Пути снижения безработицы

Методы снижения числа незанятого населения:

  • усовершенствование программ, которые помогают в поисках работы;
  • организация профсоюзов;
  • введение уровня эффективной заработной платы, которая превышает рыночную оплату труда;
  • материальная помощь или поощрения работодателю, активно помогающего снизить безработицу в стране;
  • создание рабочих мест молодому поколению;
  • контроль над уровнем заработной платы и ее занижением на предприятиях;
  • обучение новым специальностям и профессиям;
  • стимулирование самозанятости населения;
  • поддержка и развитие нетрадиционной занятости;
  • усовершенствование работы бирж труда.

   Методы снижения числа безработных должны быть нацелены на поддержку населения в поиске места работы, помощи в переподготовке кадров, а также на существенное снижение уровня незанятого населения.

   Безработные обязаны и сами активно искать себе место работы, кроме того, что этому будет способствовать государственная программа. В поиске помогают объявления, участие в конкурсах, рекрутинговые агентства, биржи труда, знакомые и родственники.

Недавно был принят закон для недопущения дискриминации на рынке трудоустройства. В объявлениях о поиске сотрудника работодатель не имеет права указывать на какие-либо ограничения кандидата: возраст, цвет кожи, пол, место жительства, религию, семейное положение.

       Ведущая роль в новых экономических условиях должна отводиться отраслям, работающим на повышение качественных характеристик занятого населения - образованию, здравоохранению, социальному обслуживанию обеспечивающим инновационный характер экономического роста. Реализация названных мер потребует изменения политики в области оплаты труда, тарифной, налоговой, амортизационной политики. Изменение политики в области оплаты труда является фактором, способным ускорить или замедлить эти преобразования. В этом смысле тарифная политика становится одним из элементов политики занятости. Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности , еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано прежде всего со становлением рыночных отношений и необходимостью в этих условиях рационализации занятости ащей законам страны.

 Наиболее действенным  инструментом, способствующим сокращению  безработицы в наших условиях, нужно считать развитие малых  предприятий.

 Малые предприятия  обладают целым рядом преимуществ  по сравнению с крупными. Для их открытия не нужно иметь больших финансовых и других материальных ресурсов, свобода выбора форм деятельности обеспечивает ее адекватность конкурентной ситуации на рынке товаров и услуг. Все это обеспечивает более высокую норму прибыли, а значит -дополнительные поступления налогов в бюджет регионов и страны. Однако только этим ценность малых предприятий не ограничивается. Прежде всего они ценны тем, что создают новые рабочие места, тем самым снимают остроту безработицы и уменьшают нагрузку социальных расходов на бюджет страны.

 Большое значение для  решения проблем безработицы  имеет развитие общественных  работ. Опыт и практика зарубежных  стран показывает, что за этот  счет можно существенно сократить  уровень негативных последствий  безработицы. Общественные работы прежде всего поддерживают доходы безработных. Особенно тех, кто длительное время не может найти работу. Кроме того, они позволяют сохранить полезные навыки или даже обновить их, вновь войти в трудовой ритм жизни.

 Другим важным направлением  минимизации безработицы необходимо  признать организацию подготовки  и переподготовки кадров. Количественные  и качественные характеристики  данного процесса должны удовлетворить  потребности экономики в кадрах  и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности  при условии согласованности  спроса и предложения рабочей  силы. Государственные органы разрабатывают  целевые программы, которые предлагают  основные направления действий  на рынке труда в РФ. Основную  работу по их реализации выполняет  Государственная служба занятости. Однако анализ системы показывает, что она в основном работает  на устранение безработицы, на  ликвидацию ее последствий, однако  такое положение необходимо изменить. Службы занятости должны работать  на предупреждение безработицы: выявление возможных очагов массового  увольнения работников, скажем, в  связи с модернизацией крупных  предприятий. Наличие такой информации  позволило бы службам занятости своевременно организовать необходимую переподготовку кадров.

 Решение проблем безработицы  неразрывно связано с инвестиционной  политикой государства. Инвестиции  предназначены для открытия новых  рабочих мест, увеличения объемов  производства, повышения конкурентоспособности  продуктов и услуг. Успех этой  деятельности может быть обеспечен  только в том случае, когда  научно-техническая политика четко  определяет приоритетные направления  и обеспечивается их финансирование. Только таким путем можно будет  начать развитие внутреннего  рынка товаров и услуг, что  обеспечит стабильность экономического  роста, его качество, сделает страну  менее уязвимой от международных  экономических потрясений и, как  следствие, создаст условия для  обеспечения полной занятости  населения, дальнейшего роста заработной  платы и уменьшения безработицы.

 Но рассматривая инвестиции, как положительный фактор экономического  роста, нельзя не видеть их  двойственную роль в решении  проблемы безработицы. Инвестиции  могут быть направлены на модернизацию  действующих предприятий и организаций  или использованы для нового  строительства. В первом случае  инвестиции могут привести к  увеличению безработицы; во втором- она может сократиться. Задача реконструкции производства – это рост производительности труда и, следовательно, уменьшение численности персонала. Этот эффект не всегда возможно перекрыть ростом объема производства. Численность работников будет уменьшена . При решении вопроса об инвестициях особенно важно определить, куда они преимущественно пойдут: в крупные, в средние или малые предприятия. С позиции уменьшения численности безработицы предпочтительнее последние. Они привлекают относительно большее число работников. В то же время надо иметь ввиду, что инвестиции - не самоцель. Они предназначены для открытия новых рабочих мест, увеличения объемов производства, повышения конкурентоспособности продуктов и услуг.

 Реализация программ  поддержки молодых работников  также может способствовать снижению  безработицы. Для помощи молодежи  могут использоваться различные  методы:

 экономическое стимулирование  молодежной занятости;

 создание специальных  фирм, предлагающих работу именно  молодежи

 создание центров обучения  молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость  наиболее велики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Безработица: понятие, характеристика основных типов, причины возникновения, тенденции