Безработица в Беларуси и ее структура: национальный и региональный аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение безработицы в Республике Беларусь.
Объектом исследования является безработица, предметом – особенности безработицы в Республике Беларусь. Данная цель предполагает решение следующих задач:
определить сущность безработицы, причины её возникновения;
раскрыть понятие естественного уровня безработицы и как он измеряется;
рассмотреть виды безработицы;
рассмотреть социальные и экономические последствия безработицы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………3
1.Общая характеристика безработицы………………………………………………5
1.1. Показатели безработицы………………………………………………………7
1.2. Причины безработицы………………………………….…...………………….7
1.3. Виды безработицы……...………………………………………………………...9
1.4. Социально-экономические последствия безработицы.……..13
2. Анализ показателей и изучение особенностей безработицы в Республике Беларусь за 2010-2011 гг………………………………………………….....16
2.1 Рекомендации по сокращению уровня безработицы.……...…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..……………………27

Файлы: 1 файл

6 Безработица.docx

— 80.17 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что в  текущем году сохранялась позитивная динамика ряда показателей, характеризующих  состояние рынка труда республики.

 

На конец октября 2010 года уровень безработицы составил 0,7 %, в том числе в Витебской области – 1 %, Брестской, Гомельской и Гродненской областях – по 0,9 %, Могилевской – 0,8 %, Минской – 0,7 %,  г.Минске – 0,3 % (задание пятилетки – 1,5–2 %).

 

 

Для сравнения уровня безработицы Республики Беларусь приведены данные за сентябрь 2011 г. в государствах СНГ: в Украине – 1,4 %, в России – 7,1 %, в Молдове – 3,6 %, в Армении – 6,9 %. Уровень безработицы в 16 странах Евросоюза вырос в сентябре 2010 г. до 10,1 %. Это – рекордный показатель для еврозоны с момента ее создания. При этом в соседней Литве уровень безработицы достиг 18,2 % , в Эстонии – 18,6 %, в Латвии – 19,4 %.

 

 

 

График 2. Динамика уровня зарегистрированной безработицы в Беларуси в период с 2003 по 2010 гг.

 

Плавное снижение уровня безработицы  в Беларуси с 3,1% в 2003 г. до 0,7%  в 2010 г. может свидетельствовать не о  снижении уровня реальной безработицы  в стране, а о понижении степени  доверия населения к службам  занятости или о снижении эффективности их деятельности. Кроме того, это может указывать на отсутствие в стране достаточных трудовых ресурсов для обеспечения устойчивых темпов экономического роста и выхода на среднеевропейский уровень жизни. Этого удалось добиться за счет крайне низкой величины пособия по безработице (менее 1 доллара в день), малого количества вакансий для квалифицированных работников, малого количества предложений по переквалификации, по обучению безработных открытию индивидуального предпринимательства или организации собственного малого бизнеса.[8]

Спрос на рабочую силу в  РБ сегодня определяют следующие факторы: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность предприятий к формированию новых рабочих мест; неэластичность спроса способствует росту безработицы; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда и т.д.

Но основной причиной безработицы в Республике Беларусь, принято считать общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными.. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями выход из кризиса невозможен. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала.

Проектом Государственной  программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год предусматривается, что уровень регистрируемой безработицы составит 1,2-1,5% от численности экономически активного населения.

Основная цель госпрограммы - повышение эффективности использования  трудовых ресурсов и конкурентоспособности  рабочей силы на рынке труда в  условиях модернизации экономики.

Среди приоритетных задач - содействие нанимателям в структурной  перестройке экономики; вовлечение в экономическую деятельность незанятых  граждан; интеграция в трудовую сферу  целевых групп населения, нуждающихся  в соцподдержке; содействие безработным  в организации предпринимательской  деятельности, самозанятости; повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением; обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности. [10]

Вместе с тем, несмотря на значительное снижение уровня безработицы, ситуация на рынке рабочей силы остается довольно непростой. Не в полной мере решены вопросы молодежной и женской  безработицы, а также занятости  в некоторых малых городах  и поселках, сельской местности. Как  потенциальный источник роста регистрируемой безработицы можно рассматривать  экономически неактивное население, хотя с другой стороны оно является резервом увеличения численности занятых в экономике. В следующем параграфе предложены рекомендации по повышению уровня занятости.

 

 

 

2.1 Рекомендации по сокращению уровня безработицы

Последствия безработицы  негативны для развития экономики  любой страны и непосредственно  для самого человека. Поэтому разрабатываются  следующие законодательные и  экономические меры по ограничению  безработицы:

  • политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения;
  • стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
  • расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
  • активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
  • В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативно-правовая база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности. (Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 октября 2010 г. № 148 внесены изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости».)

Многообразие типов безработицы  делает задачу ее сокращения чрезвычайно  сложной. Поскольку единого способа  борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные  методы.

Уровень фрикционной безработицы  может быть снижен за счет:

улучшения информационного  обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют  организации по трудоустройству (биржи  труда). Они собирают у работодателей  информацию о существующих вакансиях  и сообщают ее безработным;

устранения факторов, снижающих  мобильность рабочей силы. Для  этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка  жилья;

б) увеличение масштабов  жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного  пункта в другой

Сокращению структурной  безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы  должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образом соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для  решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для  роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке труда – производный  и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость  возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки  предъявят больший спрос и  для его удовлетворения надо будет  нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

стимулирование роста  экспорта. Это может привести к  росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

поддержка и поощрение  инвестиций с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Создание условий для  сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти  работу даже при том же числе свободных  рабочих мест.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки  молодых работников. Тяжелее всего  безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут  использоваться различные методы:

экономическое стимулирование молодежной занятости;

создание специальных  фирм, предлагающих работу именно молодежи

создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость  наиболее велики.

Расширение занятости  в будущем зависит также и от иностранных инвестиций. Увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест. [4 с 63-110;9]

В результате мер, принятых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными  и распорядительными органами, нанимателями, уровень регистрируемой безработицы  составил на 1 ноября нынешнего года 0,7 % к численности экономически активного населения республики.

 

Заключение

Категории занятости и  безработицы занимают одно из важнейших  мест в анализе рынка труда. Занятость  населения определяет уровень и  качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в четыре основных типа: фрикционную, структурную, циклическую, скрытую.

 В развитых странах  безработица является результатом  высоких темпов развития НТП  и несовпадения спроса и предложения  на рынке труда. Зарегистрированный уровень безработицы в Беларуси в последнее время уменьшается, но это не даёт объективной оценки в связи со сложившейся в нашей стране экономической ситуацией.

Сегодня в Республике Беларусь социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или  районе созданы центры занятости, которые  выполняют следующие функции: выплачивают  пособия по безработице, помогают безработным  найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.

 В Беларуси в силу сложившейся ситуации основными методами должны стать стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения. 

Список использованных источников

 

      1. Дмитрий Ермак, «Количество безработных будет расти» //Белорусская экономическая газета. № 64, (584) от 30.08.2002г
      2. Антосенков Е. Г. От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости. // ЭКО. 1999. № 2.
      3. Н.И. Базылев, С.П. Гурко «Экономическая теория (макроэкономика)» Мн. 2000г
      4. Современная экономика: Учеб. Пособие / Научн. ред. О. Ю. Мамедов. – 2-е изд. доп. – М.: «Зевс», 1997.
      5. Ванкевич Е. В. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. - Мн.: БГЭУ, 2000.
      6. Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия.//Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№9-С.52-61.

 

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

 

      1. www.belstat.gov.by
      2. www.blog.ekonomika.by
      3. www.bel.biz
      4. www.mintrud.gov.by/ru
      5. www.tut.by ( Белорусский портал ИА « Экспресс») новости
      6. www.president.gov.by/Minstat/main.html
      7. www.communist.ru

1 Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ, англ. International Labour Organization, ILO) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений.

2 Английский экономист Артур Сесил Пигу (1877—1959) являлся наиболее крупным представителем теории общественного благосостояния начала XX в.

3 Джон Ме́йнард Кейнс (1883— 21 апреля 1946) — английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории.

4 Артур Мелвин Оукен (англ. Arthur Melvin Okun; 1928—1980) — американский экономист, автор «закона Оукена». Лауреат премии Ф.Сейдмана (1979). Председатель Совета экономических консультантов при президенте США (1968-69).

 


Информация о работе Безработица в Беларуси и ее структура: национальный и региональный аспекты