Безработица в России: особенности, регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы.
Изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России.
Основные задачи курсовой работы:
-определить причины, а также виды безработицы;
-выявить экономические и социальные издержки безработицы;
-выявить экономические и неэкономические последствия безработицы;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Безработица: определение, причины, виды….………………………5
1.1. Понятие безработица: определение, причины безработицы в интерпретации основных школ экономической теории ……………………………………5
1.2. Виды безработицы……………………………………………......................12
Глава 2. Экономические и социальные издержки безработицы……………19
2.1. Экономические и неэкономические последствия безработицы…………19
2.2. Социальные и моральные последствия безработицы…………………….23
Глава 3. Безработица в России: особенности, регулирование………………25
3.1. Безработица в России. Её особенности……………………………………25
3.2. Государственное регулирование безработицы……………………………29
Заключение…………………………………………………………….…..............34
Список использованных источников ………………………………….............36

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 68.25 Кб (Скачать файл)

б) по данным обследования населения по проблемам занятости. Ранее такое обследование проводилось 1 раз в квартал, а начиная с сентября 2009 года оно переведено на ежемесячную основу. Объём выборки для обследований определён в размере 0,06 % численности населения в возрасте 15-72 лет на квартал и 0,24 % — на год. В качестве основы выборки используются материалы переписи населения. Годовой объём выборочного массива по России в целом составляет около 260 тыс. человек в возрасте 15-72 лет (приблизительно 120 тысяч домашних хозяйств), что соответствует 0,24 % численности населения данного возраста. Ежеквартально в целом по России обследуются около 65 тысяч лиц в возрасте 15-72 лет (около 30 тысяч домашних хозяйств), или 0,06 % от численности населения данного возраста. Данные, получаемые в результате такого обследования, публикуются Росстатом.

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю июля 2011 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в июле 2011г. составила 76,6 млн.человек, или более 54% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 71,6 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в июле 2011г. составил 6,5%. Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в июле 2011г. составил 64,6%.

По данным на сентябрь 2010 года, уровень безработицы составляет 6,6%.

После распада СССР в основу программ перехода к рыночной экономике в России были положены монетаристские модели экономической политики. К факторам, влияющим на общий уровень безработицы, относятся процессы, связанные со структурными сдвигами в экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией, с введением принципа добровольности труда, а также факторы, замедляющие вовлечение рабочей силы в производство и сферу услуг. Наиболее сложное положение с занятостью сложилось в тяжёлой промышленности, добывающих отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Особенно сильное влияние на занятость и безработицу определенных категорий населения в России оказывают региональные диспропорции.

В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Службы занятости с начала осени начали кредитование безработных для открытия собственного дела. Были организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан. До 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице. В 2011 году планируется его очередное повышение.

Общественные работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры.

6,2 млрд рублей в 2011 году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.

Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных.

«В следующем году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58 800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58 800 рублей. Четкий порядок предоставления дополнительных субсидий безработным предпринимателям регионы будут определять самостоятельно при подготовке программ содействия занятости.» -Максим Топилин.8

В 2009 году минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное — 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане России, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем

месте работы.

Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2011 должна стать организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. В программе антикризисных мер на 2011 год указано, что стажировки могут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений.

Принято решение выделять субсидии в размере 30 тыс. рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Эта мера может снизить хроническую безработицу. Ранее предприятиям предоставлялись иные выгоды — налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат. Это свелось к формальному зачислению инвалидов в штат и выплате минимальной зарплаты.

В 2009 году 189 тыс. человек прошли переобучение.

Рассчитывать на вышеуказанные меры могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости.

Статистика:

-5,4 миллиона  человек — общая безработица  в России;

-1,6 миллиона  безработных зарегистрировано в  центрах занятости;

-95 тыс. человек  нашли работу по программе  поддержки малого бизнеса.

Количество зарегистрированных безработных в среднем по России 6,9 %, в Москве 0,7 %

Выплата пособия по безработице в России регулируется федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации». Размер пособия ежегодно утверждается правительством России.

-На 2005 года  минимальный размер пособия составлял 720 рублей, максимальный 2880 рублей.

-На 2008 год  минимальный размер составлял 781 рубль, а максимальный — 3124 рубля.

-На 2009 год  минимальный размер — 850 рублей, максимальный размер

пособия увеличен до 4900 рублей в месяц.

-На 2010 год  минимальный размер — 850 рублей, максимальный размер пособия  — 4900 рублей в месяц.

-На 2011 год  минимальный размер — 850 рублей, максимальный размер пособия  — 4900 рублей в месяц.

 

 

3.2. Государственное регулирование  безработицы

 

 

Экономисты отмечают два пути выхода из этой проблемы: прямой и косвенный.

Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный — это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:

  1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.
  2. Использование альтернативных форм занятости.

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра — я; ты — там, а я — здесь.

3) Развитие системы страхования от безработицы:

-повышение  доли отчислений в фонд занятости, что позволит

стимулировать структурную перестройку предприятий;

-использование  страховых принципов, когда наряду  с работодателем в формировании  фонда участвует и сам работник;

-финансирование  государством специальных программ  помощи конкрет-

ным социальным группам на рынке труда — попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

-адаптация  безработных к изменившимся требованиям  рынка

через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;

- упрощение  процедуры регистрации безработных  в службах занятости.

4) Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5) Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников — государство и предприниматели — нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.

В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное — равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.

Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение

коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.

Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержании и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры.

Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала.

Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей  в России являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.

Ключевой задачей на рынке труда  определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между  уровнями власти; свободное перемещение

трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения  и использования иностранной рабочей силы.

Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого  бюджетных средств.

Примечательно, что в Концепции Правительство РФ в качестве  специального направления своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.

Для решения задач в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления  страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»;  разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры  военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих  организаций;  разработка механизмов  взаимодействия  субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.

Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.

Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена  необходимость осуществления  ряда мер по повышению  занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о  развитии местных  инициатив по поддержанию занятости.

Проблема  регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление  деятельности  правительства РФ. Среди мероприятий  этого направления следовало  бы подчеркнуть  довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.

Информация о работе Безработица в России: особенности, регулирование