Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:54, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, одну из важнейших форм проявления макроэкономической нестабильности, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня в следствие уменьшение уровня потребления в стране, сокращение объемов производства и т.д., то есть имеет не только сугубо экономический, но и социальный оттенок.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть понятие безработицы и показать ее влияние на динамику макроэкономических показателей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ. 5
1.1 Понятие безработицы. Показатели безработицы. 5
1.2 Виды и формы безработицы. Социально-экономические последствия безработицы. 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ 18
2.1 Цели, принципы и основные задачи политики на рынке труда России 18
2.2. Основные направления государственной политики в области занятости на современном этапе. 20
2.3 Основные методы борьбы с безработицей в России 22
2.4 Характеристика современной ситуации на рынке труда России……....24
ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ 30
3.1 Динамика и структура безработицы 30
3.2 Влияние безработицы на ВВП. Корреляционно-регрессионный анализ динамики 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………………………………………….41
Список литературы 43
Приложения. 45
Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
Однако безработица имеет и положительные социальные последствия. Среди них можно выделить повышение социальной ценности рабочего места, увеличение личного свободного времени, возрастание свободы выбора места работы, увеличение социальной значимости и ценности труда.
Основными целями проведения данной политики являются содействие занятости населения, и реализация прав на полную, продуктивную и свободно выбранную занятость.
Существует несколько подходов к государственной политике в отношении безработицы. Основные из них – это классический и кейнсианский. Они основываются на различном понимании функционирования рынка труда.
Представители классической школы считают приемлемым только слабое вмешательство государства в деятельность рынка труда: пассивность государства дает возможность рыночным силам реализоваться в полной мере. Представители кейнсианства выступают за активное вмешательство государства, направленное на регулирование платежеспособного спроса через создание рабочих мест и решения проблемы занятости в экономике.9
В России государственная политика в области занятости осуществляется по двум направлениям: поддержка занятости и недопущение безработицы; социальная поддержка временно безработных граждан.
Она направлена на:
Государственную политику в области занятости осуществляет Федеральная служба занятости населения, основными функциями которой являются:
На практике службы занятости выполняют лишь часть этих функций — в зависимости от потребностей региона и страны в целом и имеющихся ресурсов. В некоторых странах службы занятости не только управляют средствами, направляемыми на выплату пособий по безработице, но и занимаются распределением социальной помощи длительно безработным.
Определен статус и направления работы Федеральной государственной службы занятости населения. Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации в 2001 г. была установлена форма государственной статистической отчетности, утвержденная приказом Госкомстата России от 11 января 2001 г. №3.
В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном и территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов, работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Государство в условиях безработицы сталкивается с необходимостью решать сложную комплексную задачу, направленную на урегулирование целого ряда социально-экономических проблем и последствий, вызванных безработицей.
В настоящее время политика занятости на рынке труда осуществляется в пяти направлениях.
Первое – нормативно-правовое
обеспечение. Здесь создаются
Второе – организационное обеспечение. На данном этапе осуществляется координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области проведения данной политики, отработка механизма социального партнерства в вопросах обеспечения занятости населения, а так же создание развитой инфраструктуры рынка.
Третье направление – форма государственного регулирования занятости:
Развитие системы социальной защиты – четвертое направление политики занятости на рынке труда, основанное на развитии социального обеспечения и системы социального страхования.
И последнее направление
– информационное и научно-методическое
обеспечение политики занятости, включающее
совершенствование
Меры государственного воздействия на рынок труда различаются своей направленностью на его различные сегменты.
Активная политика занятости – совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы; активизирование работников и работодателей для поддержания занятости:
Пассивная политика предусматривает выплату пособий по безработице и подбор рабочего места через государственную службу занятости.
В России в 90-х произошел переход от активной политики к пассивной. Это явилось следствием ограниченности финансовых ресурсов, признанием Федеральной службы занятости неэффективности проведения активной политики.11
Важным принципом с позиции обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами, особенно сейчас - в условиях выхода из кризиса. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.
Стандартными методами решения проблемы безработицы в нашей стране являются: создание или стимулирование создания рабочих мест , массовая переподготовка кадров, социальная защита населения. Но необходимо искать новые способы решения проблемы, использовать опыт , накопленный странами с развитой экономикой.
В мировой практике существует несколько основных подходов к решению проблемы безработицы. Основной из них - перераспределение имеющегося спроса на труд путём стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день , неполную рабочую неделю и т.п. Предприятия, осуществляющие свою деятельность согласно данному методу, должны поощряться налоговыми льготами : им следует снижать ставки налога на прибыль, чтобы компенсировать их затраты на включение в коллектив дополнительного числа работников.
Следующий подход - бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может выглядеть как кредитование зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в предшествующем году , получают льготный кредит , соразмерный затратам на выплату заработной платы дополнительно занятым на производстве работникам.12
Используется так же метод снижения фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста;с этой же целью создаются более широкие возможности переподготовки и повышения профессиональной квалификации.
Кроме того, привлечение рабочей силы на выполнение общественных работ и предоставление временных рабочих мест, которые не ориентированы на получение прибыли, являются методами борьбы с безработицей в России. Примером общественно необходимой работы может служить работа в области охраны окружающей среды .
С целью разумного ограничения роста заработной платы вырабатываются механизмы так называемых трехсторонних соглашений: работодатель – профсоюз – государство.
Конечно, используя данные методы борьбы с безработицей необходимо учитывать характерные для России особенности безработицы и рынка труда в целом. Таким образом, забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшей задачей государственного регулирования рыночной экономики.
Основным аспектом разработки различных программ и прогнозов является обеспечение жесткой координации решения экономических и социальных вопросов, выстраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований, как на федеральном, так и на региональном уровне. Механизм формирования и регулирования рынка труда населения должен постоянно совершенствоваться во взаимосвязи с системой других макроэкономических показателей применительно к новым рыночным условиям развития многоукладного хозяйства, структурной перестройки и институциональных преобразований в экономике.13
2.4 Характеристика современной ситуации на рынке труда России.
Официально в нашей
стране безработица была
Наглядно соотношение безработных и занятых на данном этапе можно представить на графике:
Рис.2
Динамикак структуры экономически активного населения за период с 2009 по 2011г.
Источник: www.gks.ru
В 2008 году экономический кризис затронул практически весь мир и Россия не стала исключением.
Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автомобильная промышленность, а также кредитные и банковские учреждения.14
По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых РОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения.15
Информация о работе Безработица в России: виды, формы, социально-экономические последствия