Безработица в России: виды, формы, социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, одну из важнейших форм проявления макроэкономической нестабильности, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня в следствие уменьшение уровня потребления в стране, сокращение объемов производства и т.д., то есть имеет не только сугубо экономический, но и социальный оттенок.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть понятие безработицы и показать ее влияние на динамику макроэкономических показателей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ. 5
1.1 Понятие безработицы. Показатели безработицы. 5
1.2 Виды и формы безработицы. Социально-экономические последствия безработицы. 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ 18
2.1 Цели, принципы и основные задачи политики на рынке труда России 18
2.2. Основные направления государственной политики в области занятости на современном этапе. 20
2.3 Основные методы борьбы с безработицей в России 22
2.4 Характеристика современной ситуации на рынке труда России……....24
ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ 30
3.1 Динамика и структура безработицы 30
3.2 Влияние безработицы на ВВП. Корреляционно-регрессионный анализ динамики 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………………………………………….41
Список литературы 43
Приложения. 45

Файлы: 1 файл

moya_kursovaya_okonch-1.docx

— 207.14 Кб (Скачать файл)

Установлено, что безработица  является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Однако безработица имеет  и положительные социальные последствия. Среди них можно выделить повышение  социальной ценности рабочего места, увеличение личного свободного времени, возрастание свободы выбора места работы, увеличение социальной значимости и ценности труда.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ

    1. Цели, принципы и основные задачи государственной политики на рынке труда в России.

ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РЫНКЕ  ТРУДА В РОССИИ

    1. Цели, принципы и основные задачи государственной политики на рынке труда России.

Основными целями проведения данной политики являются содействие занятости населения, и реализация прав на полную, продуктивную и свободно выбранную занятость.

Существует несколько  подходов к государственной политике в отношении безработицы. Основные из них – это классический и кейнсианский. Они основываются на различном понимании функционирования рынка труда.

Представители классической школы считают приемлемым только слабое вмешательство государства в деятельность рынка труда: пассивность государства дает возможность рыночным силам реализоваться в полной мере. Представители кейнсианства выступают за активное вмешательство государства, направленное на регулирование платежеспособного спроса через создание рабочих мест и решения проблемы занятости в экономике.9

В России государственная политика в области занятости осуществляется по двум направлениям: поддержка занятости и недопущение безработицы; социальная поддержка временно безработных граждан.

Она направлена на:

  • развитие трудовых ресурсов;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам на занятость;
  • развитие условий, обеспечивающих достойный уровень жизни;
  • поддержку трудовой и предпринимательской активности граждан;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости;
  • предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
  • поощрение работодателей для сохранения старых и создания новых рабочих мест.

Государственную политику в  области занятости осуществляет Федеральная служба занятости населения, основными функциями которой являются:

  • регистрация безработных и оказание им социальной помощи;
  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;
  • информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
  • оказание помощи в подборе кадров и рабочих мест;
  • организация профориентации и профконсультирования, обучения и переобучения безработных;
  • организация общественных рабочих мест;
  • контроль за соблюдением трудового законодательства.10

На практике службы занятости  выполняют лишь часть этих функций  — в зависимости от потребностей региона и страны в целом и  имеющихся ресурсов. В некоторых странах службы занятости не только управляют средствами, направляемыми на выплату пособий по безработице, но и занимаются распределением социальной помощи длительно безработным.

Определен статус и направления  работы Федеральной государственной  службы занятости населения. Для  объективной оценки состояния рынка  труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации в 2001 г. была установлена форма государственной статистической отчетности, утвержденная приказом Госкомстата России от 11 января 2001 г. №3.

В целях выработки согласованных  решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном и территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов, работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Государство в условиях безработицы сталкивается с необходимостью решать сложную комплексную задачу, направленную на урегулирование целого ряда социально-экономических проблем и последствий, вызванных безработицей.

2.2. Основные направления  государственной политики в области  занятости на современном этапе.

В настоящее время политика занятости на рынке труда осуществляется в пяти направлениях.

Первое – нормативно-правовое обеспечение. Здесь создаются общенациональные информационные системы оперативного сбора, обобщения и обмена информацией о спросе и предложении труда, принимаются законодательные и нормативные акты в сфере трудовых отношений.

Второе – организационное  обеспечение. На данном этапе осуществляется координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области проведения данной политики, отработка механизма социального партнерства в вопросах обеспечения занятости населения, а так же создание развитой инфраструктуры рынка.

Третье направление – форма государственного регулирования занятости:

    • содействие профессиональной подготовке и переподготовке;
    • стимулирование активных поисков работы и содействие занятости;
    • регулирование миграционных процессов;
    • использование нестандартных форм занятости;
    • создание новых рабочих мест;
    • субсидирование занятости;
    • организация профессиональной ориентации населения.

Развитие системы социальной защиты – четвертое направление  политики занятости на рынке труда, основанное на развитии социального обеспечения и системы социального страхования.

И последнее направление  – информационное и научно-методическое обеспечение политики занятости, включающее совершенствование статистической базы исследований в области занятости, разработка и внедрение методов прогнозирования рынка, разработка методик реализации федеральных программ занятости.

Меры государственного воздействия  на рынок труда различаются своей направленностью на его различные сегменты.

Активная политика занятости  – совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы; активизирование работников и работодателей для поддержания занятости:

    • поддержание и создание дополнительных рабочих мест;
    • проведение мер для сохранения и создания новых рабочих мест (льготное кредитование, налогообложение и др.);
    • поддержка научных разработок;
    • взвешенная миграционная политика;
    • развитие самозанятости;
    • регулирование продолжительности рабочего времени.

Пассивная политика предусматривает  выплату пособий по безработице  и подбор рабочего места через государственную службу занятости.

В России в 90-х произошел  переход от активной политики к пассивной. Это явилось следствием ограниченности финансовых ресурсов, признанием Федеральной службы занятости неэффективности проведения активной политики.11

2.3 Основные методы борьбы с безработицей в России.

Важным принципом с позиции обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами, особенно сейчас - в условиях выхода из кризиса. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.

Стандартными методами  решения проблемы безработицы в нашей стране являются: создание или стимулирование создания рабочих мест ,  массовая переподготовка  кадров,  социальная защита населения. Но необходимо искать новые способы решения проблемы, использовать опыт , накопленный странами  с развитой экономикой.

В мировой практике существует несколько основных подходов к решению проблемы безработицы. Основной из них - перераспределение имеющегося спроса на труд путём стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день , неполную рабочую неделю и т.п. Предприятия, осуществляющие свою деятельность согласно данному методу,  должны поощряться налоговыми льготами : им следует снижать ставки налога на прибыль, чтобы компенсировать их затраты на включение в коллектив дополнительного числа работников.

Следующий подход - бюджетное субсидирование  дополнительной  рабочей  силы на действующих предприятиях. Оно может выглядеть  как  кредитование зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия,  расширяющие занятость по отношению к ее уровню  в предшествующем году , получают льготный кредит ,  соразмерный затратам на выплату заработной платы дополнительно занятым на производстве работникам.12

Используется так же метод  снижения фактического  предложения рабочей  силы  за счет снижения установленного законом пенсионного возраста;с этой же целью создаются более широкие возможности переподготовки и повышения профессиональной квалификации.

Кроме того, привлечение рабочей силы на выполнение общественных работ и предоставление временных рабочих мест,  которые не ориентированы на получение прибыли, являются методами борьбы с безработицей в России. Примером общественно необходимой работы может служить работа в области охраны окружающей среды .

С целью разумного ограничения  роста заработной платы вырабатываются механизмы так называемых трехсторонних соглашений: работодатель – профсоюз – государство.

Конечно, используя данные методы борьбы с безработицей необходимо учитывать характерные для России особенности безработицы и рынка труда в целом. Таким образом, забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшей задачей государственного регулирования рыночной экономики.

Основным аспектом разработки различных программ и прогнозов является обеспечение жесткой координации решения экономических и социальных вопросов, выстраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований, как на федеральном, так и на региональном уровне. Механизм формирования и регулирования рынка труда населения должен постоянно совершенствоваться во взаимосвязи с системой других макроэкономических показателей применительно к новым рыночным условиям развития многоукладного хозяйства, структурной перестройки и институциональных преобразований в экономике.13

 

 

2.4 Характеристика современной ситуации на рынке труда России.

 Официально в нашей  стране безработица была признана  лишь в начале 1990-х годов с  переходом на капиталистические  рельсы. В это время число безработных  возрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень. В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2011 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел.

Наглядно соотношение  безработных и занятых на данном этапе можно представить на графике:

Рис.2

Динамикак структуры экономически активного населения за период с 2009 по 2011г.

Источник: www.gks.ru

В 2008 году экономический  кризис затронул практически весь мир  и Россия не стала исключением.

Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автомобильная промышленность, а также кредитные и банковские учреждения.14

По оперативным данным Федеральной службы государственной  статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых РОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения.15

Информация о работе Безработица в России: виды, формы, социально-экономические последствия