Безработица в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов и рынка труда, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в России. Особое внимание уделяется анализу структурной безработицы в современной России.

Файлы: 1 файл

безработица в современной россии.docx

— 209.14 Кб (Скачать файл)

1 июля 1991 года началась официальная  регистрация безработных в городах  России. Российская система службы  занятости, созданная в соответствии  с принятым в 1991 году законом  РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» стала  посредником в поиске работы  гражданами и работников работодателями. В 1995 году число безработных  увеличилось почти вдвое по  сравнению с 1992 (по результатам  обследования населения по проблемам  занятости число безработных  в стране составило 6,6 млн. человек). В 1998 году число безработных  превысило 7 миллионов человек,  что не могло не сказаться  на уровне экономической активности населения. С 1998 года уровень безработицы стал снижаться

Для рассмотрения состояния и структуры  безработицы в России в настоящее  время обратимся к обследованию населения, проведенного в мае 2007г. По данным обследования населения по проблемам занятости по сравнению  с маем 2006г. численность занятого населения увеличилась на 3,1%, численность  безработных сократилась на 19,8%. Уровень безработицы в мае 2007 г. составил 5,9 % (в июле он снизился до 5,8%)[8].

По данным Федеральной  службы по труду и занятости, в  конце мая 2007г. на учете в государственных  учреждениях службы занятости населения  состояло 1,6 млн. безработных. По сравнению  с маем 2006г. численность зарегистрированных безработных сократилась на 217 тыс. человек, или на 12,1%. В мае 2007г. общая  численность безработных по сопоставимому  кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и  пенсионеров, отнесенных к безработным) превышала численность зарегистрированных безработных в 2,5 раза.

В общей численности безработных 1,6 млн. человек (35,4%) не имели опыта  трудовой деятельности. В мае 2007г. по сравнению с маем 2006г. среди безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 5,1 процентных пункта. Состав безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, представлен на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Состав безработных, имеющих  опыт трудовой деятельности на май 2007. Источник: Федеральная служба государственной  статистики // www.gks.ru

Среди безработных, имеющих  опыт трудовой деятельности, 0,8 млн. человек (29,2%) составляют лица, уволившиеся по собственному желанию и 0,8 млн. человек (28,9%) - лица, которые оставили последнее  место работы в связи с сокращением  персонала. По сравнению с маем 2006г. доля уволившихся по собственному желанию  среди безработных, имеющих опыт работы, сократилась на 4,7 процентных пункта, а доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением  персонала, сократилась на 1,4 процентных пункта.

Среднее время поиска работы безработными в мае 2007г. составило 8,9 месяца и по сравнению с маем 2006г. увеличилось  на 0,1 месяца. Стаж пребывания в состоянии  безработицы один год и более  имели 42,6% безработных (в мае 2006г. – 41,5%). Доля застойной безработицы  среди сельских жителей существенно  выше – составляет 54,1%, и увеличилась  за последний год на 1,0 процентный пункт. Среди безработных городских  жителей доля застойной безработицы  увеличилась на 0,9 процентных пункта и составила 34,6%. Динамика численности занятого населения и безработных в РФ представлена на графике 3.

*) До ноября 2005г. - без учета Чеченской Республики; с ноября 2005г. – с учетом Чеченской Республики.

График 3. Динамика численности занятого населения и безработных в РФ в 1999-2007.

Источник: Федеральная служба государственной  статистики // www.gks.ru 

 

Средний возраст безработных  составил 33,7 года, занятого населения  – 39,8 года. Молодежь до 25 лет составляет 31,8% среди безработных и 11,5% - среди  занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 5,1% и 11,1 %.

Около 11% безработных имели высшее образование и 18% - среднее профессиональное. Среди занятых эти данные составили соответственно 25,9% и 25,6%.            

На рисунке 1 показан уровень  безработицы по регионам РФ в среднем  за период с августа 2006 года по май 2007 года. (Источник: www.gks.ru).

 

 

 

Среди субъектов Российской Федерации самый низкий уровень  безработицы по методологии МОТ  наблюдается в Москве и составляет 1,1%. Не превышает 5% уровень безработицы  в Санкт-Петербурге (1,9%), в Агинском Бурятском автономном округе(2,4%), Московской области (2,8%), Республиках Мордовия и Татарстан, в Липецкой, Челябинской, Тульской, Самарской, Ивановской, Ярославской, Калининградской, Тверской, Вологодской, Костромской, Рязанской, Сахалинской  и Магаданской областях, Ямало-Ненецком, Ненецком и Чукотском автономных округах (2,9% - 5,0%).

Самый высокий уровень  безработицы по данным обследования отмечается в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, где уровень  безработицы составляет, соответственно, 69,0% и 54,5%; в Республиках Дагестан, Карачаево-Черкесской, Тыва и Кабардино-Балкарской уровень безработицы составляет от 20% до 23%.

В таблице 1 представлена группировка  субъектов Российской Федерации 
по уровню безработицы  в среднем за май 2006-февраль 2007гг.

Уровень безработицы, 
в % к экономически 
активному населению

Количество 
регионов в 
интервале

В % к общему 
числу регионов

Численность 
безработных 
в регионах, 
попавших 
в интервал, 
тыс. человек

В % к общей 
численности 
безработных

до 5,0

22

25.6

701

14.2

от 5,1 до 8,0

37

43.0

2434

49.3

от 8,1 до 11,0

17

19.8

821

16.6

от 11,1 до 15,0

4

4.5

149

3.0

от 15,1 и более

6

7.0

831

16.8

Итого

86

100

4936

100


Таблица 1. Группировка субъектов Российской Федерации по уровню безработицы  в среднем за май 2006-февраль 2007гг. Источник: Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru

Такая дифференциация в уровне безработицы  в различных субъектах РФ объясняется  тем, что в некоторых районах  России отсутствуют вакансии. Размер минимального пособия по безработице  в РФ в 2007 году составляет – 720 рублей, максимального – 2880 рублей[9].

Структурная безработица.

Преобразование экономики  страны, повлекшее резкий спад производства, привело к возникновению структурной  безработицы. Данное обстоятельство вызвало  резкое увеличение спроса на специалистов новых отраслей (в том числе  сферы услуг) и резкий спад спроса на прежних специалистов.

Показатель региональной структурной  безработицы в последнее десятилетие  вырос в два раза - с 22% в 1992 году до почти 40% в 2000-е годы.[10]

Рассмотрим подробнее причины, повлиявшие на возникновение высокого уровня структурной безработицы  на рынке труда.

Наибольшее влияние на формирование данной ситуации оказала организационно-технологическая модернизацией производства и колебание совокупного спроса на продукцию различных отраслей. Неконкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортными аналогами, поступившими на рынок в связи с наступившей свободой осуществления внешнеэкономической деятельности, привела к резкому спаду спроса на отечественные товары, а, следовательно, сворачиванию оборотов промышленных предприятий и сокращению численности сотрудников.

Свой отпечаток на сложившуюся  ситуацию накладывает неразвитость в должной степени рынка капитала, финансов, жилья и т.д. Отсутствие свободы движения рабочих мест и  перелива рабочей силы между сферами  занятости, отраслями хозяйства  и по территориям приводят к низкой, хаотичной мобильности рабочей  силы, способствующей росту безработицы.

Число структурных безработных  возрастает за счет различия в положении  представителей различных профессий  в различных отраслях. Представители "сквозных профессий" (например, работники  транспорта и сантехнических служб) могут устроиться на работу относительно быстро в другой отрасли. В свою очередь, овощеводу или животноводу, учителю, найти работу в другой отрасли  сложнее, соответственно такие категории  работников увеличивают число структурных  безработных[11].

Содействует росту структурной  безработицы и отсутствие согласованного с динамикой спроса экономики  на рабочую силу функционирования системы  профессионального образования. Данная ситуация приводит к тому, что отраслевая принадлежность подготовленных специалистов весьма слабо соотносится с существующими  на рынке труда вакансиями.

Проблемы безработицы  в России на перспективу.

Уже с 2007 года на состоянии экономики  начнет сказываться ухудшение демографической  ситуации и сокращение численности  граждан трудоспособного возраста. По подсчетам специалистов Минздравсоцразвития, количество занятых в экономике граждан сократится до 65 млн. человек. "Дефицит рабочей силы может в ближайшем будущем привести к сокращению темпов роста российской экономики", - рассказал источник "РГ"[12].

Существующие тенденции показывают, что старение населения будет  продолжаться, что выразится в  ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного  возраста.

Однако останется проблема структурного дефицита трудовых ресурсов. Парадоксальное, на первый взгляд, одновременное существование  проблем повышения уровня занятости  и нехватки трудовых ресурсов объясняется  неоднородностью положения в  различных отраслях народного хозяйства, в различных регионах страны, а  так же в крупных городах, с  одной стороны, и в сельской местности  и в малых городах - с другой[13].

Наиболее проблематичным станет возмещение потерь среди квалифицированных  работников сельского хозяйства  и индустриальных отраслей экономики. Поэтому от структуры и качества производимого системой профессионального  образования кадрового капитала зависит конкурентоспособность  экономики страны. Проведение реформы  системы профобразования должно ориентироваться на повышение его  качества и соответствие потребностям рынка труда. Большой проблемой  становятся сертификация и специализация  обучающихся. Отсутствие единой системы создает трудности при трудоустройстве как выпускников, так и уже работающих людей. 
Структура учебных заведений профобразования за последние 10 лет осталась неизменной. Наибольший вес по-прежнему имеют начальные профессиональные учреждения, наименьший - вузы. Оставляет желать лучшего и уровень получаемого образования. По данным одного из последних опросов, 25% респондентов считают полученные знания недостаточными для работы в реальных условиях и лишь 15% всем довольны. Присоединяются к ним и руководители - 2/3 из них считают необходимым повышать квалификацию выпускников[14].              

Таким образом, ситуация, складывающаяся на рынке труда, выдвигает на первый план проблему роста технологической  безработицы как важнейшей составляющей уже сложившейся структурной  безработицы, так как в XXI веке конкурентоспособность экономики страны, прежде всего, определяется высокотехнологичными секторами экономики.

В связи со сложившейся ситуацией  в целях снижения уровня безработицы  правительство РФ разрабатывает  региональные целевые программы  по сокращению числа безработных, на которые планируется выделить 20 млрд. руб. из федерального бюджета. Возможности  минимизации уровня безработицы  будут рассмотрены в следующем  параграфе.

2.3. Методы снижения уровня  безработицы в России.

В целях снижения безработицы  государство располагает различными методами, связанными с разработкой  способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим  образом: активные и пассивные.

Рассмотрим подробнее  данные методы:

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих  мест, организацию системы образования  и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование  отраслевой и региональной мобильности  кадров, создание рабочих мест для  молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования  и материальной помощи безработным. Система социального страхования  предусматривает выплату пособий  по безработице с учетом прежних  заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует  определить, какие виды политики непосредственно  воздействуют на уровень безработицы  в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной  политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения. (Схема 1.)

Виды государственной  политики в области безработицы


Социальная

Оказание помощи безработным  для поддержания их уровня благосостояния


Макроэкономическая

Использование денежно-кредитных, бюджетных и налоговых мер  для сокращения безработицы


В сфере занятости

Создание новых рабочих  мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству


 

Схема 1. Виды государственной  политики в области безработицы. Составлено автором

Данные виды политики государства  тесно взаимосвязаны между собой  и в совокупности определяют влияние  на уровень занятости населения.

Обращаясь к методам минимизации  безработицы в России, рассмотрим возможные методы, прибегая к вышеуказанной  классификации.

Макроэкономическая политика:

Информация о работе Безработица в современной России