Безработица в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов и рынка труда, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в России. Особое внимание уделяется анализу структурной безработицы в современной России.

Файлы: 1 файл

безработица в современной россии.docx

— 209.14 Кб (Скачать файл)

ü   Способами увеличения спроса являются:

§ 

§ 

§ 

§    (например, Национальный проект развития сельского хозяйства) и т.п.

Социальная политика:

ü 

ü 

ü 

Политика в сфере занятости  населения:

ü   Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

ü   Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).

ü  Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

ü 

ü 

ü  [15] создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника.

ü 

ü  1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.

ü  Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда  (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Рассмотрим подробнее возможность  минимизации безработицы с помощью  биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации населения создана  Государственная служба занятости.

Законодательство предусматривает  обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это  один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого  момента у государства наступает  обязанность в течение 10 календарных  дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода  предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное  пособие.

Государственная служба занятости  является структурой специальных государственных  органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой  занятости бесплатно.

Функции службы занятости  многообразны:

1.       

2.       

3.       

4.       

5.       

6.       

7.       

8.       

9.       

10.   

11.   

12.   

13.   

14.   

15.   

Таким образом, функции Государственной  службы занятости значительно расширились  по сравнению с функциями ранее  действовавшей системы трудоустройства  населения.

Наиболее актуальные вопросы минимизации  уровня безработицы рассматриваются  при разработке концепции действий на российском рынке труда с 2007 по 2010 год

специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России. Этот документ обсуждался на заседании комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Разрабатываемая концепция  включает в себя варианты решения  наиболее важных проблем на рынке  труда.

Первая из них – дисбаланс  спроса на рабочую силу. Так как  структура профобразования смещена  в сторону высшей школы, хотя рынок нуждается в большем количестве квалифицированных рабочих и специалистов со среднетехническим образованием. Концепция предлагает ежегодно формировать государственные заказы, финансируя за счет бюджета подготовку определенного количества специалистов нужных профессий. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, количество бюджетных мест в вузах будет сокращаться за счет невостребованных специальностей.

Что касается платных учебных заведений, то им предлагается напрямую сотрудничать с работодателями. "Пусть бизнес сам "заказывает" нужные кадры, - считает  глава департамента трудовых отношений. - Такая система успешно применяется  за рубежом"[16].

Вторая проблема - крайне неравномерная "география" распределения  трудовых ресурсов. По данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных россиян  живут и работают в Центральном  федеральном округе. Только в 2004 году в Москву и область перебрались  более 80,9 тысячи человек. В то же время  районам Сибири и Дальнего Востока "прощай" сказали 37,4 тысячи человек. Поэтому в проекте концепции  большое внимание уделено привлечению  трудовых ресурсов - в основном молодых  людей, только получивших диплом, - в  отдаленные регионы страны, традиционно  нуждающиеся в рабочих руках. "Заманить" туда работников предлагается через решение жилищной проблемы - оплачивать им проценты по ипотечным  кредитам - за счет государства, гасить часть суммы кредита - за счет работодателя. А пока молодые люди будут копить на первоначальный взнос, они будут  жить в специально построенных комфортных общежитиях.

Третий важный вопрос - обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения. Проектом предусмотрено появление совершенно новой для России системы - добровольного социального страхования на случай потери работы. Страховым случаем при этом может быть расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия, сокращения штата и даже увольнения по собственному желанию.

Согласно концепции, должно полностью измениться отношение  к пособию по безработице, механизм выплаты которого должен стимулировать  к активному поиску работы. В поисках  дополнительного резерва рабочих  рук авторы концепции обратили взоры  на такие группы безработных, как  выпускники школ, не имеющие профессии, домохозяйки, инвалиды, люди предпенсионного возраста и даже матери, воспитывающие инвалидов. Для них планируется предложить программы обучения востребованным профессиям.

4 аспект – корректировка механизма  квотирования иностранной рабочей  силы. Предложено учитывать кадровые  потребности работодателей, ликвидировать  лишние административные барьеры  при оформлении иностранной рабочей  силы, а в использовании труда  мигрантов, прибывающих в РФ  в безвизовом режиме, работодателям  будут предоставляться преференции.  Проектом планируется создать  перечень приоритетных профессий,  по которым привлечение иностранных  работников будет происходить  сверх установленной квоты. В  частности, предлагается приглашать  специалистов востребованных категорий,  обладающих высокой квалификацией.             

5 вариант. Данный подход предлагает  отказаться от единой тарифной  сетки и перейти к отраслевым  системам оплаты труда, разрешить  региональным властям устанавливать  ставки пособий по безработице,  дать регионам побольше свободы. Предлагается также установить федеральный максимум и минимум пособий и разрешить региональным властям самим устанавливать ставки пособий.

Зурабов считает, что пособие по безработице является демотивирующим фактором и вредно влияет на временно безработных, находящихся на иждивении у государства[17].            

В рамках данной концепции предусмотрен ряд мероприятий, способствующих ее реализации:

1.      повышение уровня оплаты труда,

2.      переход на новые отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере,

3.      регулирования трудовой миграции,

4.      усиление ответственности работодателей за несоблюдение трудового законодательства,

5.      повышение эффективности функционирования систем пенсионного, социального и медицинского страхования.

Применение части приведенных  способов минимизации безработицы  и рост доверия безработных к  государственным службам занятости  позволили снизить уровень безработицы  в последние три года. Дальнейшее следование рекомендациям возможное применение положений разрабатываемой концепции действий на российском рынке труда на ближайшие пять лет

специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России будут способствовать дальнейшему падению уровня безработицы, росту благосостояния населения, экономическому развитию страны.

 

Заключение.

Проведение данного исследования по вопросу безработицы позволило  прийти к следующим выводам:

Безработица представляет собой сложное  социально-экономическое явление, при  котором часть экономически активного  населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.

Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных  видов безработицы требует минимизации  в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для  поддержания полной занятости населения  и достижения высокого уровня экономического развития.

Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие  безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица  влечет за собой ряд положительных  и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности  труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия  потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными.  Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.

Официальное признание безработицы  в России произошло в 1991 г., с этого времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в России, начиная с 1991 года по настоящий момент, показывает постепенное снижение ее уровня в последние несколько лет, что достигается благодаря государственной политике в области социального регулирования, в сфере занятости, макроэкономической политике.

По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце  мая 2007 г. численность зарегистрированных безработных сократилась на 217 тыс. человек, или на 12,1% по сравнению с маем 2006 г.

Несмотря на значительное сокращение численности безработных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень.

В целях снижения безработицы  государство располагает различными методами, связанными с разработкой  способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.

Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы в России выступают: повышение доверия к службам  занятости, более равномерное географическое распределение трудовых ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных  специалистов, развитие самозанятости населения, государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие переподготовке безработного населения с помощью методов (частично или полностью за государственный счет), обозначенных в параграфе 2.3.

Одним из способов снижения уровня безработицы  является взаимодействие безработного населения с Государственной  служба занятости, которая представляет структуру специальных государственных  органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Применение части приведенных  способов минимизации безработицы  и рост доверия безработных к  государственным службам занятости  позволили снизить уровень безработицы  за последние три года.

Таким образом, предложенные способы снижения уровня безработицы  в России могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций  приближения к полной занятости  населения.

 

Список использованной литературы

Законодательные и нормативные  акты:

1.      N 1032-1 от 19 апреля 1991 года

2.      2006 г.

3.      2004 г.

4.      2006 г.

Книги, статьи, интернет-сайты:

5.     

6.     

7.      2000 г.

8.      "Интерфакс" 21 августа 2007 //www.gazeta.ru

9.        // www.m-economy.ru

10. 

11. 

12. 

13. 

14.  "Российская газета" - Центральный выпуск №4073 от 23 мая 2006 г. // www.rg.ru

15. 

16.  "Вопросы экономики", 2006, №10 //www.demoscope.ru

Информация о работе Безработица в современной России