Безработица: виды, причины, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определить виды причины, последствия, способы борьбы безработицы . Поставленная цель может быть достигнута при решении следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты безработицы, а именно исследовать различные подходы, существующие в экономической теории к объяснению необходимости и возможности существования безработицы, формы проявления, определение ее уровня;
2. Рассмотреть государственное регулирование занятости в России и особенности российской безработицы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. БЕЗРАБОТИЦА: ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ УРОВЕНЬ 6
1.1. Понятие и причины и виды безработицы 6
1.2. Определение уровня безработицы. 10
1.3. Формы безработицы. 11
Глава 2. БЕЗРАБОТИЦА И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ. 20
2.1. Особенности российской безработицы. 20
2.2. Государственное регулирование занятости населения. 22
2.3. Влияние экономического кризиса на занятость населения 25
2.4. Пути решения проблемы безработицы в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 38

Файлы: 1 файл

Безработица виды причины последствия.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

По мнению работников не которых отделений Комитета труда  и занятости правительства Москвы, примерно 6 из 10 приходящих в службу занятости человек хотят не трудоустроиться, а получить подтверждение статуса безработного. Им предлагают одну работу, другую, третью, однако ни од на их не устраивает, всегда находятся уважительные причины для отказа.

Но самая  страшная - застойная безработица  Она пока невелика, составляет если считать по методике МОТ, менее 1 процента от общей, но по тяжести не имеет себе равных. Люди, которые длительное время не могут трудоустроиться, не только подавлены морально, они и в профессиональном плане постепенно теряют все что имели: знания, навыки, квалификацию.

Одна из причин застойной безработицы - невостребованность многих профессий. Эта проблема очень характерна для малых или ориентированных на определенное производство городов. Допустим, человек 15 лет проработал ткачом в текстильном городе. Естественно, он ничего больше не умеет. Но даже если бы и умел, возможность трудоустроиться в этом городе у него практически нулевая, почти все предприятия текстильные13.      

2.2. Государственное  регулирование занятости населения.

 

Меры государственного воздействия на рынок труда должны быть оценены с позиции учета интересов работников и предпринимателей. Государственное регулирование занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:

1. Поддержка индивидуальных  частных предпринимателей - ремесленничество, надомный труд и т.д., т.е. занятость, не требующая крупных затрат.

2. Создание в регионах  частных бюро содействия занятости  (без права признания ищущих  работу в качестве безработных)  для оказания содействия в  трудоустройстве и самостоятельной  занятости элитарным клиентам (т.е. той профессионально подготовленной части населения, которая никогда не обратится в бюро по трудоустройству или за пособием). Создание таких бюро должно быть исключительным правом органов государственной власти субъектов Федерации.

3. Создание специальных  предприятий для организации общественных работ (средства на оплату труда резервируются за счет регионального фонда занятости, средства на материальные затраты - из региональных и местных бюджетов).

4. Организация переобучения работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора.

5. Использование администрациями  регионов права на передачу  части земельного фонда всем  желающих инвесторам (в том числе  иностранным) под обязательство  создать новые предприятия (новые  рабочие места), материальная и финансовая поддержка их создания.

6. Принятие в особых  случаях мер по развитию частной  индивидуальной деятельности.

7. Создание специальных  предприятий для обеспечения  надомного труда. 

8. Создание предприятий  для организации общественных  работ по благоустройству, обслуживанию престарелых и т.д.

9. Создание новых казенных  предприятий на базе определенных  федеральными органами несостоятельных предприятий.

10. Обеспечение специальных  программ внутренней миграции  населения из кризисных районов.

Основными направлениями политики содействия занятости населения являются:

- преодоление неблагоприятных  тенденций, связанных с падением  инвестиционной активности, снижением объема производства, инфляцией;

- сдерживание массового  высвобождения работающих граждан, прежде всего на градообразующих предприятиях;

- создание условий  для развития занятости в альтернативных  негосударственных секторах экономики;

- обеспечение целевой  поддержки и защиты граждан,  находящихся под риском увольнения;

- осуществление дополнительных мер содействия занятости слабо защищенных категорий населения на рынке труда;

- смягчение последствий  длительной безработицы14.

В целях смягчения  ситуации на рынке труда совместными  действиями социальных партнеров (органы государственной власти, местного самоуправления, различные фонды поддержки предпринимательства, службы занятости, агентства Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий, торгово-промышленные палаты, ассоциации и конфедерации предприятий и предпринимателей, базовые учебные заведения) должны осуществляться следующие меры:

1. Определение приоритетов  по созданию и сохранению рабочих  мест по отраслям и территориям.

2. Разработка предложений  по созданию и сохранению рабочих  мест в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

3. Организация и проведение  социальной экспертизы разрабатываемых целевых инвестиционных программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест.

4. Подготовка предложений  в законодательные органы по  вопросам предоставления налоговых льгот предприятиям, сохраняющим и создающим экономически целесообразные рабочие места.

При оказании финансовой поддержки преимущества должны получать предприятия, находящиеся на территориях с критической ситуацией на рынке труда, градообразующие, сохраняющие или создающие рабочие места для слабо защищенных групп незанятого населения.

Прогнозируемое ухудшение  ситуации на рынке труда потребует  от местных органов законодательной  и исполнительной власти, служб занятости принятия дополнительных мер по обеспечению занятости населения в экстремальных условиях на рынке труда, в числе которых:

- разработка программ  экстренных краткосрочных мер  по снятию социальной напряженности;

- проведение экспертизы  финансового состояния предприятий  и организаций, осуществляющих массовое высвобождение работников;

- приостановка процесса  массового высвобождения работников  или его поэтапное проведение;

- увеличение масштаба  общественных работ;

- организация опережающего  обучения и переподготовки работников предприятия в период проведения реорганизационных и ликвидационных процедур.

В числе мер, направленных на повышение эффективности работы, - укрепление социального партнерства органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов и других социальных партнеров в решении проблем занятости населения.

2.3. Влияние экономического  кризиса на занятость населения

 

Прошедший  2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован  крахом американской ипотечной системы. Сейчас экономический кризис уже затронул экономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Эксперты предупреждают, что наиболее тягостные последствия кризиса ощущались в начале 2009 года, а улучшения экономической ситуации прогнозировалось к лету-осени 2009 года.

Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения.

По оперативным данным Федеральной службы государственной  статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел, что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения.

При этом нельзя забывать о категории так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.

Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.15

В настоящее время  рынок труда возвращается на докризисный  уровень, компании вновь активно  нанимают персонал, а количество закрытых вакансий увеличилось в 2010 году по сравнению с 2009 годом в три раза, следует из обзора компании Staffwell на основе закрытых проектов и позиций. Если в первом квартале 2009 года объем закрытых вакансий составлял в среднем 26% от уровня 2008 года, то в январе-марте 2010 года объем закрытых позиций превысил 70%. Самая большая активность наблюдалась в фармацевтике, логистике и инженерно-техническом сегменте. Такую положительную динамику, отмечают в Staffwell, обеспечили те работники, которых активно сокращали в 2008 году, а сейчас нанимают. "У компаний появились планы по найму новых сотрудников. Во втором квартале 2010 года мы ожидаем более высокую активность со стороны компаний-работодателей после сдачи годовой  отчетности.

О том, что рынок труда  уверенно возвращается к докризисным  показателям, свидетельствует также отчет о динамике появления вакансий в российских компаниях. Там отмечают, что с февраля по март 2010 года рост числа вакансий составил 20%, что вдвое больше, чем в прошлом году, и втрое больше, чем годом ранее. Также отмечается резкий рост резюме и объясняется это тем, что на рынок труда вышли те работники, которые были в отпусках или на неполной рабочей неделе. Отметим, что, по данным Минздрава, с начала марта по 7 апреля существенно сократилась - с 1,6 млн до 1,2 млн человек - численность работников, находившихся в простое, вынужденных отпусках или работавших неполное рабочее время. Также, преимущественно за счет сезонного фактора, снижается безработица - за последнее время численность зарегистрированных безработных снизилась на 0,8% и составила 2,23 млн. человек.

Аналитики прогнозируют, что к концу апреля открытых вакансий будет больше, чем два года назад, а это будет означать полное восстановление рынка в общем объеме, а осенью ожидается бурный рост вакансий - на уровне 10-12%.

 

 

Рис. 3 – Динамика закрытия вакансии по профессиональным отраслям (% к 2008 году)

Из данной главы можно сделать  вывод, что в  России происходят спады  в производствах  и в результате этого происходит,  увеличение  безработицы. Предприятия всеми  силами пытаются, сохранить свой бизнес и первым источником к уменьшению расходов   является сокращение штатного расписания. Но так же отметим, что государство  помогает уменьшить уровень безработицы путем выделение денежных средств на переквалификацию населения.  А так же существует социальная защита населения.

2.4. Пути решения проблемы безработицы в России

 

Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать  развитие само занятости населения. Она выступает как сложное  социально-экономическое явление, которое  в отечественной литературе, да и  в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности16. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

К самозанятым  относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.

Самозанятость в условиях рыночной экономики - объективное  явление. Причины ее появления весьма многообразны. Есть определенная группа людей, которые крайне отрицательно воспринимают административный диктат, не умеют подчинить свои поступки какому-либо лицу. Не менее значительна группа людей, обладающих предпринимательскими способностями, которые хотят работать самостоятельно на свой страх и риск. Мотивом к самозанятости может выступить и безработица, в особенности ее продолжительность в конкретном регионе.

Развитие само занятости предполагает наличие  определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям определенную помощь в организации и развитии своего "дела". И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для организации производства, организовать обучение граждан и т.д. Наиболее распространенной формой само занятости сегодня можно считать торговлю. В то же время, если рассматривать структуру занятости населения, то торговлей у нас занимается относительно меньшая доля занятого населения, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. Следовательно, подобное перераспределение объективно. Ценность его заключается и в том, что определенная часть тех, кто сегодня занят торговлей или другими видами работ, вчера могли быть безработными, а сегодня они сами нашли свое место в системе необходимых обществу видов занятии. И самое главное, эти люди уже нашли себя в системе рыночных отношений. Вместе с тем для справедливости такой оценки необходимо было бы располагать данными о добровольности процесса смены вида деятельности.

Информация о работе Безработица: виды, причины, последствия