Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок - один из основных факторов производства труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………..3
2. Безработица………………………………………………………4
3. Заключение……………………………………………………….10
4. Список использованной литературы……………………………12

Файлы: 1 файл

безработица.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

Уровень безработицы  рассчитывается как процентное отношение  числа

безработных к общей  численности рабочей силы:

u = U / (U + E) · 100 %,

где u – уровень (или  норма) безработицы; U – численность  безработных; Е –

численность занятых.

Проблема состоит, главным образом, в определении числа безработ-

ных. В общетеоретическом  плане безработным считается  тот, кто может

работать, хочет работать и ищет работу. Однако на практике трудно по-

считать тех, кто реально  отвечает этим характеристикам. В России, напри-

мер, за численность безработных  берется число зарегистрированных в цен-

трах занятости и  делится на численность рабочей  силы, в которую, как уже

отмечалось, включаются занятые и безработные. Это методика Госкомста-

та РФ. Такой показатель безработицы оставляет не посчитанными тех без-

работных, которые не обращались по каким-либо причинам в  центр заня-

тости, и уровень безработицы  оказывается заниженным. В настоящее  вре-

мя в РФ применяется  методика Международной организации  труда (МОТ).

В соответствии с ней в число безработных включаются не только те, кто

зарегистрирован в центрах  занятости как безработный, но и  те, кто отправ-

лен в неоплачиваемый отпуск, занят неполный рабочий день или неполную

рабочую неделю. Посчитанный  по методологии МОТ уровень безработицы

всегда заведомо больше.

За рубежом численность  безработных определяется и путем  опросов.

Здесь тоже могут быть погрешности, поскольку люди могут  по личным мо-

тивам сказать неправду.

Количество занятых  тоже может определяться с погрешностями. На-

пример, занятость в  теневой экономике существенно  изменяет картину офи-

циальной статистики.

Так или иначе, поскольку  другого показателя не существует, общество

довольствуется этим весьма неточным измерителем безработицы.

Циклическая безработица  приводит к потерям, которые принято назы-

вать экономическими и неэкономическими издержками безработицы. Эко-номические издержки безработицы  – это недопроизведенный против потен-

циального национальный продукт. Количественную зависимость  между

уровнем безработицы и темпами роста ВВП исследовал А. Оукен. Осуществ-

ленные под его руководством наблюдения и исследования свидетельствуют  о

том, что каждый процент  безработицы выше естественного  уровня ведет к

недопроизводству ВВП  на 2,5–3 %. А для того, чтобы уровень  безработицы

оставался прежним, необходим  рост ВВП на 2,7 %. Эти количественные за-

висимости были определены из статистических рядов. Они могут  быть и дру-

гими для других стан и другого времени. Например, в  России конца 1990-х

гг. для того, чтобы  безработица оставалась на прежнем уровне, необходим

был рост ВВП всего  на 1,4 %: несущественным было вытеснение занятых за

счет внедрения новых  технологий и незначительным прирост  населения

трудоспособного возраста.

Государственная политика в области занятости включает регулиро-

вание занятости населения, финансирование мероприятий по содействию

занятости, организацию  общественных работ, социальную поддержку  без-

работным и т. п.

Государственная политика экономически развитых стран включает меры по страхованию рисков безработицы. В основе национальных систем поддержки граждан в случае безработицы лежат такие механизмы соцзащиты, как обязательное социальное страхование и вспомоществование.

В первом случае размер страхового пособия сопоставим с размером зарплаты застрахованного лица, а период выплат зависит от длительности предшествовавшей занятости. Во втором — безработный получает пособие, размер которого сопоставим с прожиточным минимумом.

Национальные системы  социальной поддержки безработных  граждан могут как сочетать оба механизма (например, Австрия, Швеция, Бельгия, Италия, Германия и Франция), так и применять только один из них (Греция и Португалия — страхование, Россия — вспомоществование).

Страхование, связанное  с потерей работы, является обязательным по закону в большинстве западноевропейских стран. В Дании, Швеции и Финляндии используется добровольно-факультативное страхование, основанное на соглашениях между работодателями и профсоюзами.

Понятно, что можно  выделить огромное количество всевозможных типов и видов безработицы. И каждому такому виду будет соответствовать своя политика борьбы с безработицей. Сейчас я лишь выделю основные направления деятельности, ну а чтобы раскрыть их полностью (так же как и саму данную тему) потребуется написать не эссе, а курсовую, хотя скорее всего не хватит и её. Итак, основными путями решения проблемы безработицы является:

  1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
  3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Так же хочется добавить такие способы, как внедрение  системы микрокредитов, развитие малого и среднего бизнеса, приоритетное развитие трудоемких отраслей и активного  привлечение в них иностранных  инвестиций и национального капитала. Нам необходим жесткий подход к проблемам занятости при заключении договоров и контрактах, при бюджетных закупках; надо устранить  все ненужные административные барьеры на пути развития частного предпринимательства, энергично развивать сферу услуг.

 

 

                                             Заключение.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д, ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформность, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние. На мой взгляд, главным в социальной политике является (т.е. должно быть) упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

Органам службы занятости  всех уровней необходимо широкое  развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.

Необходимо расширять  сеть учебных центров профессионального  обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Таким образом, комлексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.

Органам службы занятости  всех уровней необходимо широкое  развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.

В заключение хочется  отметить, что проблема безработицы не возникает в один миг и не решается в одну секунду. Они носят многогранный характер, и мы не можем разрешить часть проблемы, не затрагивая всех её остальных частей и не учитывая специфики той страны, на территории которой мы рассматриваем данную безработицу. В этом и заключается сложность борьбы с безработицей. Естественно, что России потребуется не один год для разрешения этой проблемы, но если упорно стремиться к цели, то когда-нибудь она обязательно будет достигнута.

 

 

 

 

 Список использованной литературы.

1.Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2001.

     2. Экономика: Учебник для вузов / Под ред. Булатова А.С. - 4-е изд:             Экономист,  2008.                                                                                                          3. По материалам сайта http://www.bestreferat.ru/referat-68366.html

4. По материалам сайта  http://www.erudition.ru/referat/ref/id.15079_1.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Безработица