Биржи и их роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является характеристика бирж и определение их роли в рыночной экономике.
В соответствии с целью данной курсовой работы, автором сформулированы следующие задачи:
рассмотреть историю возникновения и развития бирж;
изучить виды бирж;
проанализировать биржевую деятельность в Российской Федерации;
выяснить каким образом биржа, организует конкурентный рынок;

Содержание работы

Введение: 3
Глава 1. Понятие биржи. Виды бирж. 5
1.1. Теория монополии и теория конкуренции. 5
1.2. Возникновение и развитие бирж. Виды бирж. 11
1.3. Биржа как организатор конкурентного рынка. 15
Глава 2. Экономическая роль бирж в российской экономике. 17
2.1. Значение биржевой торговли в Российской федерации. 17
2.2. ММВБ. 21
2.3. ММВБ – РТС, как монополия, организующая конкурентный рынок. 28
Заключение: 31
Список литературы: 31

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Уже давно важной частью рыночной экономики выступают  биржи. И актуальность данной работы состоит в том, что бы выявить  роль, которую играют биржи в современной  рыночной экономике.

Развитие предпринимательской  деятельности порождает возникновение новых финансовых институтов, среди которых можно отметить биржевой сектор экономики. С помощью бирж появляется возможность расширения рынка, определение объективной рыночной стоимости производимой продукции, повышение её конкурентоспособности. Биржи, будучи некоммерческими организациями, способствуют движению и обращению ценных бумаг, товаров так же они отражают объективную ситуацию на товарном, фондовом, валютном рынке и рынке труда.

Переход России к рыночной экономике потребовал не только изменения существующего рынка, но и создания новых рынков, не присущих системе плановой экономики. Это привело к изменению традиционных и образованию новых форм торговли, послужило объективной основой возрождения в России биржевой торговли и бирж - товарных, фондовых, валютных.

В настоящее  время, биржа является неотъемлемой частью российской экономики, формирующей  оптовый рынок, путем организации  и регулирования биржевой торговли.

Для понимания  сущности биржевой деятельности в России на современном этапе, представляет интерес рассмотрение вопросов связанных с возникновением и развитием институтов биржевой торговли в России.

Целью работы является характеристика бирж и определение  их роли в рыночной экономике.

В соответствии с целью данной курсовой работы, автором сформулированы следующие задачи:

        • рассмотреть историю возникновения и развития бирж;
        • изучить виды бирж;
        • проанализировать биржевую деятельность в Российской Федерации;
        • выяснить каким образом биржа, организует конкурентный рынок;

Предметом работы являются вопросы, связанные с изучением особенностей функционирования и организации бирж и их роли в рыночной экономике.

Объектом работы являются  российские биржи на примере  ММВБ-РТС.

Методы исследования, использованные в данной курсовой работе:

    1. метод классификации (гл. 1, п. 1,2);
    2. статистический метод (гл. 2, п. 2,2);
    3. исторический метод (гл. 1, п. 1,2., гл. 2, п. 2,1);
    4. изучение публикаций и статей (гл. 2, п. 2,2., п. 2,3).

В экономической  литературе широко отражены вопросы  функционирования бирж. Данной проблеме посвящены работы Авилиной И.В, Галанина В.А, Дегтярева О.И и др.

Курсовая работа структурирована в соответствии с поставленными задачами. Она  состоит из введения, двух глав, четырех  параграфов, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования.

В первой главе  «Понятие биржи. Виды бирж» рассматриваются  история возникновения бирж, а  так же их виды.

Во второй главе  «Экономическая роль бирж в российской экономике» исследуется значение биржевой торговли в России и ее влияние на рынок.

В заключении обобщены итоги исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие биржи. Виды бирж

1.1. Теория монополии и теория  конкуренции

Монополия - крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

В масштабе определенной отрасли - чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов  закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В масштабе национального  хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства  или его хозяйственных органов (например, государственная монополия  внешней торговли и т. п.). [1, с. 78 -79]

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в  отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером  естественной монополии являются муниципальные коммунальные  службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью  над продуктом, в известной мере контролирует цену и может вли­ять на нее, изменяя количество товара.  Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры  для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от  масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в  сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

Силу монопольной  власти отдельной фирмы, однако,  не стоит преувеличивать. Даже  чистая монополия вынуждена считаться  с  потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров,  а также ''борьбой за доллары потребителя" со стороны других фирм,  каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его  бюджете. Чистая монополия возникает на базе рыночной экономики и функционирует по ее законам. Не следует также сбрасывать  со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательство существующее во всех развитых странах.

Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства, то  монополист может не только определять объем производства, но и  назначать цену. Следовательно, цена превышает предельный доход, на монополизированном рынке Р > MR.

 

Рисунок 1. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

Поскольку  монопольная  цена превышает предельные издержки (Р > МС), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых  убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.

Обычно считают, что монопольные цены — самые  высокие.  Действительно, они, как  правило, выше конкурентных, однако следует  помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост  цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса  на продукцию данной фирмы.

Мы выяснили ранее, что монопольная власть  является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е).  Опираясь на это положение, А. П. Лернер  в 1934 г. предложил следующий индекс:

I L — лернеровский индекс монопольной власти; 

Р т — монопольная цена; 

МС — предельные издержки;

Е — эластичность спроса на продукцию. 

Если IL представляет из себя положительную величину  (I L > 0), то фирма обладает монопольной властью.

Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в  связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля—Хиршмана (1 НН). При его расчете используются данные об  удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что  чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше  потенциальные возможности для возникновения монополии.

 

I НН — индекс Херфиндаля—Хиршмана; 

Sj — удельный вес самой крупной фирмы;

S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;

S — удельный  вес наименьшей фирмы.  [7, с. 225 – 231]

В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.

Естественная  монополия. Ею обладают собственники и  хозяйственные организации, имеющие  в своем распоряжении редкие и  свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные  монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная  система. Под патентом подразумевается  свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного  пользования сделанным, изобретением;

б) авторские  права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период;

в) торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации  от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

    • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
    • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
    • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
    • применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
    • “забивают” новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и  концерн.

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест- монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организуется финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Консорциум - временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка. [2, с. 74]

Конкурентная  борьба за экономическое процветание  и выживание есть экономический  закон рыночного хозяйства. Это  борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос.

1. Внутриотраслевая. Это соперничество предпринимателей  одной отрасли за более выгодный  доступ к сырью и другим  условиям производства и реализации товаров. Результатом этой конкуренции является формирование продажной цены товара. При этом производители, имеющие более низкие индивидуальные затраты, получают дополнительный доход; имеющие более высокие – разоряются, а средняя группа постоянно расслаивается. Внутриотраслевая конкуренция – это мощный стимул для предприятий к восприимчивости достижений научно-технического прогресса, усилению деловой активности, поиску новых рынков сбыта своих товаров.

2. Межотраслевая.  Это соперничество предпринимателей разных отраслей экономики за сферы более выгодного производственного использования своих средств (инвестиций). Результатом конкуренции является перелив ресурсов из отрасли в отрасль и проявление тенденции усреднения доходов (по закономерности: равный доход на равную инвестицию).

По методам  соперничества различают следующие  виды конкуренции:

1. Ценовая. Это  борьба в области ценовой стратегии  предприятий. В зависимости от  конкретных условий, складывающихся  на рынке, предприятия могут применять высокие или низкие (демпинговые) цены. Ее целью является заставить конкурентов свернуть производство из-за нехватки сырья, перекупленного по высоким ценам, сделать производство убыточным из-за низких продажных цен и т.п. Ценовая конкуренция – это наиболее жесткий вид конкурентной борьбы.

2. Внеценовая. Этот  вид конкуренции включает разнообразные  формы борьбы за потребителя,  например путем улучшения качества  товаров, их дифференциации (разнообразия) в производстве и потреблении,  использования системы контрактов (договоров о реализации), рекламной деятельности, сервиса и т.п.

Информация о работе Биржи и их роль в рыночной экономике