Бюджетная политика государства и механизмы регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
дать понятие бюджетной системы Российской Федерации;
рассмотреть теоретические основы бюджетной политики;
определить основные направления бюджетной политики Российской Федерации на перспективу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бюджетная система Российской Федерации…………………………..5
1.1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы………5
1.2. Бюджетный процесс в Российской Ф едерации……………………………6
1.3. Исполнение бюджетов……………………………………………………….7
Глава 2. Теоретические основы бюджетной политики…………………………9
2.1. Основные понятия бюджетной политики в Российской Федерации………10
2.2. Государственные доходы и методы их мобилизации……………………….11
2.3. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение…14
2.4. Сбалансированность бюджетов………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………19
Библиографический список……………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

ГРЭ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год не вступает в силу до начала очередного финансового  года в случае непринятия государственной  думой проекта указанного закона до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу указанного закона по другим причинам до 1 января очередного года. В таких случаях государственная дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным законом.[5]

1.3. Исполнение бюджетов

Исполнение  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

Исполнение  бюджетов по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов  на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Если  в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10 процентов возможно принятие решения о введении режима сокращения расходов бюджета. Если же сокращение расходов бюджета происходит более чем на 10 процентов, то орган исполнительной власти представляет представительному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.[6]

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на другие цели, либо в случае превышения ожидаемых доходов над утвержденными более чем на 10 процентов, финансирование расходов бюджета осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о бюджете.

Отчетность  об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом. В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а так же в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.[7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Теоретические  основы бюджетной  политики

2.1. Основные  понятия и задачи бюджетной  политики в Российской Федерации

Б юджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации  бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными целями, формируются  задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной  политики. Как правило, это:

концентрация  финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

снижение  налоговой нагрузки на экономику;

упорядочивание  государственных обязательств;

создание  эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.[8]

Бюджетная политика является ядром экономической  политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

От качества федерального бюджета, заложенных в  него параметров зависят и уровень  социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень  влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

Основными инструментами проведения государственной  бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит  от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования  финансовых ресурсов в бюджет (возможный  бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

На основе категории бюджетного потенциала следует  оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.[9]

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

На протяжении всего периода реформ цели, которые  ставились перед бюджетной политикой значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

Но для  дальнейшего совершенствования  бюджетной политики необходимо осуществить  реконструкцию основных ее принципов:

реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании  социально-экономического развития;

ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;

жесткости бюджетов, превращения их в действенный  инструмент финансового оздоровления экономики;

увеличения  доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;

усиления  результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.[10]

Согласно  Бюджетному кодексу РФ Бюджетное  послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

2.2. Государственные  доходы и методы их мобилизации

При функционировании государственных финансов возникают  два тесно взаимосвязанных процесса:

мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур;

использование их на различные государственные  потребности.

Первый  из этих процессов находит свое выражение  в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.[11]

Централизованные  государственные доходы формируются  в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической  деятельности, платежей населения. Децентрализованные - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов. Важной задачей является оптимизация пропорций в распределении государственных доходов с целью обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и активизация влияние государственных доходов на эффективность хозяйствования.

В составе  централизованных государственных  доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Централизация  значительной части государственных  доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.

К централизованным государственным доходам помимо бюджетных относят ресурсы государственных  внебюджетных фондов социального страхования, пенсионного, фонда занятости, фонда  медицинского страхования.

Объектом  денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов, выступает стоимость общественного продукта (частично - национального богатства), которая на разных этапах и стадиях распределения предстает в разных финансовых формах. Так, объектом распределения на государственных предприятиях выступает выручка от реализации продукции и такие ее составные части как прибыль, заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и др. В качестве объекта бюджетных отношений могут рассматриваться такие формы, как прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных  доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в периоды наступления  чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных  стихийных бедствий и т.п.) в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство. Аккумуляция государственных доходов в этом случае осуществляется через использование переходящих остатков бюджетных средств, направляемых на покрытие расходов, продажу золотого запаса, платную приватизацию государственного имущества и т.п.

Все источники  государственных доходов можно  разделить на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним - относятся национальный доход и  национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним - относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репационных платежей.

Информация о работе Бюджетная политика государства и механизмы регулирования экономики