Бюджетная политика государства и механизмы регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
дать понятие бюджетной системы Российской Федерации;
рассмотреть теоретические основы бюджетной политики;
определить основные направления бюджетной политики Российской Федерации на перспективу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бюджетная система Российской Федерации…………………………..5
1.1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы………5
1.2. Бюджетный процесс в Российской Ф едерации……………………………6
1.3. Исполнение бюджетов……………………………………………………….7
Глава 2. Теоретические основы бюджетной политики…………………………9
2.1. Основные понятия бюджетной политики в Российской Федерации………10
2.2. Государственные доходы и методы их мобилизации……………………….11
2.3. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение…14
2.4. Сбалансированность бюджетов………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………19
Библиографический список……………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

ГРЭ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Достижению  наибольшей результативности в процессе осуществления государственных  расходов отвечает такой принцип  их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован  как система форм и методов  последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Ф инансирование  государственных расходов осуществляется в разных формах:

• самофинансирования;

• бюджетного финансирования;

• кредитного обеспечения.

Самофинансирование  используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов.

Бюджетное финансирование применяется для  обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.

Кредитное обеспечение применяется, с одной  стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для  покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита. Рациональное соотношение между названными формами финансового обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.[13]

2.4. Сбалансированность  бюджетов

Теоретически  государственные расходы и доходы должны быть равны. Но, поскольку, они  представляют различные стороны  деятельности государства, зависят от разных факторов, решают различные задачи, по-разному влияют на ЧНП, доходы и занятость, качественно характеризуют различные отношения, то на практике все это вызывает некоторый дисбаланс. Поэтому в реальности доходы и расходы государства могут быть и не равны. Причем, разница между суммой государственных доходов и государственных расходов используется в качестве инструмента бюджетной политики, т.е. может стабилизировать либо стимулировать экономику страны. Между расходами и доходами государства нет тесной взаимозависимости, так как они не связаны с куплей-продажей тех услуг, которые совершает государство. Для фирмы взаимообусловленность доходов и расходов вполне очевидна. Она приобретает ресурсы, производит из них какие-либо блага, продает их и на вырученные деньги приобретает материальные ресурсы, чтобы начать цикл заново. При этом и затраты, и доходы фирмы увеличивают ВВП и занятость. Для деятельности государства данная зависимость не характерна. Общественные блага, которые производит государство, не опосредованы деньгами. Налоги непосредственно уменьшают доходы и выпуск продукции, повышают цены. И лишь государственные расходы увеличивают выпуск продукции, занятость и доходы.

Бюджет  обычно рассматривается как закон, потому что незначительные колебания в государственных расходах могут приводить к дестабилизации экономики в целом через мультипликатор государственных расходов, нарушая определенность в хозяйственной деятельности экономических агентов. Дестабилизация экономики, нарушение определенности ее развития лишает и государство, и экономических агентов будущего. В таких условиях на первый план выходят не долговременные задачи экономического развития, а краткосрочные (в смысле выживания), поэтому можно сказать, что практика реструктуризации бюджета в середине очередного финансового года означает отсутствие стратегических и долговременных целей государства в развитии экономики. Такого рода политика государства, основанная на отсутствии стратегических целей, отражается на действии всего общества, так как в условиях неопределенности и нестабильности, периодического обесценения финансовых и физических активов (собственности) экономических агентов у них не может быть долговременных целей. Краткосрочные задачи, такие, как доходы и текущее потребление, включая расчеты, платежи, выглядят стратегическими. Это приводит к «проеданию» экономического потенциала страны и лишает ее будущего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Таким образом, исходя из проделанной мною работы можно сделать следующие выводы:

Бюджетная политика – это система форм и  методов мобилизации финансовых ресурсов бюджета деятельность органов  власти различных уровней по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов деятельность органов власти в области  организации и использования бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов и форм его организации.

Бюджетная политика на очередной финансовый год  определяется Бюджетным посланием  Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего года.

На протяжении всего периода реформ цели, которые  ставились перед бюджетной политикой  в Российской Федерации значительно  были достигнуты: сформирована и функционирует  трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый  кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

В нынешнем году, как и в предыдущем, были определены основные задачи бюджетной  политики, которые рассчитаны также  и на среднесрочную перспективу в числе которых является:

повышение благосостояния населения и обеспечение  устойчивого роста экономики  страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы;

ориентация  бюджетной политики на перспективу, исходя из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечение предсказуемости условий формирования бюджетов всех уровней;

создание  стабилизационного фонда для  снижения в среднесрочной перспективе  зависимости российской бюджетной  системы от внешнеэкономической конъюнктуры;

продолжение работы по совершенствованию налоговой  системы и последовательному  снижению налогового бремени;

повышение уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения  информационных технологий;

более рациональная организация работы налоговых инспекций, сведение к минимуму временных затрат налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовку и сдачу налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве;

повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;

финансирование  подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в основном на федеральном  уровне;

модернизация  системы обязательного медицинского страхования населения;

комплектование российской армии, предусматривающее замещение призыва на воинскую службу системой комплектования по контракту;

принятие  мер по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы  в учреждениях Банка России;

создание  системы четкого и стабильного разграничения доходных и расходных полномочий, что является необходимым условием приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения;

При планировании бюджетной политики государство  должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

Бюджетный кодекс РФ (Принят Государственной  Думой РФ 17 июля 1998).

Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. –  М.: Дис, 2002г.

Вавилов Ю.Н. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2005г.

Врублевский О.В., Романовский М.В. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов. М.: Юрайт, 2000г.

Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы  макроэкономической политики //Вопросы  экономики, 2004г., №4.

Горегляд  В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики //Экономист. 2006г., №5.

Гурвич  Е.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие. // «Экономический вестник». Издается Всемирным банком совместно с ЦЭФИР, 2008г. №1.

Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2006 году //Вопросы экономики. 2006. №4.

Ковалева  А., Баранникова Н., Богачева В. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2006г.

Лавров  А.Н, Климанов В.В. Перспективы реформирования бюджетной системы. //Экономист, 2005г., №23, С.77.

Поляк Г.А. Бюджетная система России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г.

Романовский В.А. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2006г.

Сидорович О.А. Бюджетное устройство в Российской Федерации. – М.: Феникс, 2005г.

Суник Б.Е. Государственная политика и  бюджетный кодекс //Встреча. 2003г., №2.

Хурсевич  С., Сибиряков С. Бюджетная политика. //Финансы. 2005г., №1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетная политика государства и механизмы регулирования экономики