Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:01, курсовая работа
В данной работе характеризуются важнейшие аспекты возникновения и регулирования дефицита государственного бюджета и государственного долга, а также их воздействие на национальную экономику. Целью данной работы является рассмотрение бюджетного дефицита, его особенностей в условиях формирования рыночных отношений в Республике Беларусь, а также определение путей и основных направлений его сокращения.
ВВЕДЕНИЕ
Значительное общественное внимание в последние годы уделялось изменениям дефицита государственного бюджета. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить его и ликвидировать вообще. Что же это за понятие и почему оно так влияет на экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.
Сегодня в экономике
нет более значимой проблемы, чем
перевод народного хозяйства
на рыночные рельсы. Мы вступили в тот
период, когда требуется принятие
кардинальных и быстрых решений. Это особенно ощутимо применительно к перестройке финансовых отношений.
Бюджетный дефицит явление далеко не новое
в экономической литературе. Его исследованием
занимались еще с давних времен различные
экономические школы, которые рассматривали
в своем большинстве дефицит бюджета как
негативное явление. Однако некоторые
экономисты высказывались менее категорично,
допуская сокращение дефицита государственного
бюджета до приемлемого в условиях рыночной
экономики уровня.
Но все же дефицит
бюджета характеризует его несбалансированность.
Он возникает вследствие многих объективных
и субъективных причин. Наиболее распространенным
явлением становится ограниченность финансовых
возможностей государства мобилизовать
необходимые доходы. Это может быть вследствие
спада или торможения производства, высокого
уровня затрат, низкой производительности
труда и других причин, содействующих
несбалансированности экономики, снижению
эффективности хозяйствования.
Поэтому вопросы управления
бюджетным дефицитом по-
Бюджетный дефицит выражает такое объективное
экономическое отношение, которое возникает
между участниками производства по поводу
использования денежных средств сверх
имеющихся закрепленных источников дохода.
Государственный
долг - такая же важная категория рыночной
экономики, как налоговая система, банковская
система, рынок ценных бумаг. Его назначение
- не только привлечение средств населения,
институциональных инвесторов и банков,
для финансирования расходов государства,
но и регулирование денежного обращения,
поддержание курса национальной валюты,
влияние на процессы, происходящие на
рынке капиталов.
В настоящее время
с проблемой бюджетного дефицита и внутреннего
государственного долга сталкивается
практически любая экономика.
Важность изучения фискальной политики
обусловлена тем, что на практике правительство
использует налоговую политику и государственные
расходы как инструмент воздействия на
выпуск продукции, уровень занятости и
т.д. И для того, чтобы это воздействие
имело положительный характер, необходимо
знать все тонкости, предвидеть последствия
регулирования размеров расходов, доходов
государства, а значит и бюджетного дефицита
и государственного внутреннего долга.
В данной работе
характеризуются важнейшие аспекты возникновения
и регулирования дефицита государственного
бюджета и государственного долга, а также
их воздействие на национальную экономику.
Целью данной работы является рассмотрение
бюджетного дефицита, его особенностей
в условиях формирования рыночных отношений
в Республике Беларусь, а также определение
путей и основных направлений его сокращения.
Работа разбита на четыре части. В первой
части рассматривается бюджетный дефицит
и профицит, а именно: причины возникновения,
виды экономические последствия. Вторая
часть рассматривает концептуальные подходы
к регулированию бюджетного дефицита
и профицита. Третья часть посвящена государственному
долгу. Ну и последняя часть – проблемам
бюджетного дефицита, профицита и государственного
долга в Республике Беларусь.
В процессе работы над
темой исследования, я изучила и опиралась на экономические
учебники, а также на публикации современных
экономистов, содержащихся главным образом
в периодической литературе последних
лет.
1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ: ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
Дефицит бюджета является
давней проблемой экономической
политики. В переходной экономике проблема состоит в том, что традиционная
доходная база бюджета подорвана, а новая,
соответствующая рыночным отношениям,
еще не создана.
Итак, для чего нам
нужен государственный бюджет и что такое
бюджетный дефицит и профицит?
Государственным бюджетом
определяется, какие товары, и услуги правительство
будет приобретать в течение предстоящего
года, какие социальные выплаты оно будет
производить и каким образом оно намерено
финансировать большую часть своих расходов
при различном уровне налоговых поступлений.
Обычно, однако, налоги не покрывают полностью
всю сумму социальных выплат и закупок
товаров и услуг. В идеале общая сумма
правительственных доходов должна покрывать
сумму расходных статей госбюджета. В
том случае, если расходы бюджета равны
доходам, бюджет считается сбалансированным,
если доходы превышают расходы, имеет
место профицит государственного бюджета.
Являясь финансовой категорией, бюджетный
дефицит выступает производным от государственного
бюджета и выражает такое его состояние,
при котором доходы не покрывают всех
расходов в силу роста предельных общественных
издержек производства, что приводит к
отрицательному сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит = расходы—доходы.
Итак, бюджетный дефицит
представляет собой систему экономических
отношений по поводу привлечения дополнительных
доходов, сверх имеющихся у государства,
и их использования на финансирование
расходов, не обеспеченных собственными
доходами.
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, которое не обязательно надо рассматривать как чрезвычайное событие. Само наличие дефицита – это не отрицательный факт в экономике. Он может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать, например, необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, что отражает скорее рост ВНП, нежели кризисное состояние государственного регулирования.
Но, если дефицит бюджета
вызван кризисными явлениями в экономике в связи с нестабильностью экономического
положения, финансовыми трудностями, непродуманными
политическими решениями, то это уже серьезная
проблема. В этом случае требуется принятие
срочных мер со стороны правительства
по стабилизации экономики, реформированию
финансово-кредитной системы, корректировке
бюджетной политики.
В исключительных
случаях превышение расходов над доходами
становится результатом чрезвычайных
обстоятельств (войн, стихийных бедствий
и др.), когда средств и резервов бюджетного
фонда недостаточно и приходится изыскивать
дополнительные источники финансирования
чрезвычайных расходов.
Вряд ли можно однозначно
назвать основную причину бюджетного
дефицита. Для разных стран и в разные
периоды развития каждая из них могла
быть основной, но чаще всего они воздействуют
одновременно. Бюджетный дефицит может
быть вызван следующими причинами:
Во-первых, осуществлением
крупных государственных
Во-вторых, бюджетный дефицит может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту.
В-третьих, превышение расходов над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами.
В-четвертых, резким увеличением государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины (доходы госбюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услуги правительство вынуждено покупать по более высоким ценам и т.д.).
В-пятых, расширением трансфертных платежей, введением налоговых льгот и принятием других популярных мер в предвыборные годы.
Различают следующие виды бюджетных дефицитов:
Оценить структурный дефицит непросто, что объясняется сложностью определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы, потенциального объема ВВП. В странах с переходной экономикой эта проблема еще более усложняется в связи с тем, что на величину бюджетного дефицита влияют такие действия правительства, как отсрочка налоговых платежей для определенных субъектов хозяйствования, введение временных или дополнительных налогов, отсрочка выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д. Чтобы рассчитать структурный дефицит, надо его «очистить» от воздействия вышеперечисленных факторов. Сделать это чрезвычайно трудно. Поэтому в странах с переходной экономикой при разработке экономической политики обычно используют динамику реального дефицита.
Наряду с официально измеряемым бюджетным дефицитом может существовать скрытый (квазифискальный) дефицит. Причиной его появления являются квазифискальные операции, осуществляемые центральным банком, правительством. К ним относят, например, предоставление центральным банком льготных кредитов правительству; финансирование центральным банком государственных программ, которые не проходят через госбюджет (сельскохозяйственных, жилищных и т.д.); субсидирование обменного курса через валютную систему; выдача центральным банком кредитов коммерческим банкам на обслуживание просроченных долговых обязательств госпредприятий и т.д.
Скрытый дефицит снижает величину официального, что не позволяет реально оценить финансовое состояние экономики. Как правило, к квазифискальному дефициту прибегают перед очередными выборами или когда правительство пытается ежегодно балансировать бюджет.
По своей природе
бюджетный дефицит имеет
Необходимо понимать, какая
связь существует между бюджетом и объемом
ВНП. Представим сумму государственных
закупок как величину постоянную, не зависящую
от уровня доходов, тогда как чистые налоги
устанавливаются пропорционально доходам.
При низком уровне доходов наблюдается
дефицит бюджета, а при высоком уровне
доходов - избыток бюджета или профицит
государственного бюджета.
Таким образом, при данном
уровне государственных расходов и данной
ставке налогообложения размер бюджетного
дефицита или избытка зависит от уровня
доходов. Чем выше уровень доходов, тем
меньше дефицит, или тем больше положительное
сальдо бюджета. Однако мы не учли то, что
уровень государственных расходов и ставка
налогообложения также могут оказывать
влияние на уровень совокупного спроса,
а, следовательно, и на объем ВНП.
Возросший объем государственных закупок
товаров и услуг увеличивает уровень доходов
и тем самым делает большей общую сумму
налогов, получаемых правительством.
Таким образом, рост правительственных
расходов увеличивает бюджетный дефицит,
даже если при этом происходит увеличение
уровня доходов, а, следовательно, и налоговых
поступлений: сумма налоговых поступлений
не может возрасти настолько, чтобы, в
конце концов, привести к сокращению дефицита.
В ходе реформирования
экономики возникает необходимость поддержки
крупных государственных предприятий
для сохранения производственного потенциала
страны, поддержки безработных, которых
не может трудоустроить частный сектор.
Резко возрастают расходы на пенсионное
обеспечение за счет абсолютного увеличения
числа пенсионеров и инфляционного обесценения
накопленных ранее пенсионных фондов.
В начале реформ частный сектор не в состоянии
обеспечивать такие социально значимые
сферы, как телекоммуникации, жилье, здравоохранение,
поэтому государство не может сократить
расходы на эти нужды. Практически неразрешимой
проблемой для стран с переходной экономикой
является финансирование внешнего долга.
Что же касается нашей страны, то здесь
фискальный кризис усиливается проблемой
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС.
Возникая как результат
отрицательных явлений в экономической
и политической жизни страны, бюджетный
дефицит усугубляет их, так как влечет
за собой эмиссию денег, ускорение инфляции.
Такая ситуация относится к бюджетным
дефицитам, превышающим определенный
управляемый уровень. Мировой опыт показывает,
что ограниченный бюджетный дефицит в
принципе допустим, и при умелом управлении
он может способствовать некоторому оживлению
экономики. Предел бюджетного дефицита
целесообразно определять по отношению
к ВВП, ВНП, национальному доходу или расходной
части соответствующего бюджета. Мировая
практика показывает, что предел бюджетного
дефицита следует ограничивать 2-3% ВВП,
5 национального дохода, 8-10% расходной
части бюджета. Бюджетный дефицит развитых
стран сегодня колеблется в пределах 3-4%ВНП.
В мировой практике широко
используются такие способы финансирования
бюджетного дефицита, как:
1.Кредитно-денежная эмиссия (монетизация).
2.Выпуск займов.
3.Увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Кредитно-денежная эмиссия широко практикуется
в развивающихся странах, особенно в ряде
государств Латинской Америки и Африки,
государств СНГ.
В случае монетизации дефицита нередко
возникает сеньораж—доход государства
от печатания денег, что приводит к повышению
среднего уровня цен. В результате все
экономические агенты платят своеобразный
инфляционный налог, и часть их доходов
перераспределяется в пользу государства
через возросшие цены.
В условиях повышения
уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи—сознательное
затягивание налогоплательщиками сроков
отнесения налоговых отчислений в государственный
бюджет. Нарастание инфляционного напряжения
создает экономические стимулы для "откладывания"
уплаты налогов, так как за время "затяжки"
происходит обесценивание денег, в результате
которого выигрывает налогоплательщик.
В результате дефицит бюджета и общая
неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита
может осуществляться в виде расширения
кредитов центрального банка государственным
предприятиям по льготным ставкам процента
или в форме отсроченных платежей. В последнем
случае правительство покупает товары
и услуги, не оплачивая их в срок. Если
закупки осуществляются в частном секторе,
то производители заранее увеличивают
цены, чтобы застраховаться от возможных
неплатежей. Это дает толчок к повышению
общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи накапливаются
в отношении предприятий государственного
сектора, то эти дефициты нередко непосредственно
финансируются Центральным банком или
же накапливаются, увеличивая общий дефицит
госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные
платежи, в отличие от монетизации, официально
считаются неинфляционным способом финансирования
бюджетного дефицита, на практике это
разделение оказывается весьма условным.
Выпуск займов нередко
рассматривается как антиинфляционная
альтернатива монетизации дефицита. Однако
долговой способ финансирования не устраняет
угрозу роста инфляции, а только создает
временную отсрочку для этого роста.
Долговое финансирование
постоянно растущих государственных расходов
при отсутствии экономического роста
нежизнеспособно. Процентные платежи
по долгу будут непрерывно возрастать,
увеличивая дефицит который придется
финансировать все более возрастающими
займами. В растущей экономике небольшой
дефицит может поддерживаться постоянно
и не вызывать роста отношения долга к
ВНП.
Государственные займы
менее опасны, но и они оказывают определенное
негативное воздействие на экономику страны.
В определенных ситуациях
правительство прибегает к принудительному
размещению государственных ценных бумаг
и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию
деятельности частных финансовых институтов.
Если даже правительство создает достаточные
стимулы для приобретения юридическими
и физическими лицами ценных бумаг, то
государственные займы, мобилизуя свободные
средства на рынке ссудных капиталов,
сужают возможности получения кредита
частными фирмами, а так же способствуют
удорожанию кредита – росту учетной ставки.
Проблема увеличения налоговых
поступлений в бюджет выходит за рамки
собственного финансирования бюджетного
дефицита, так как разрешается в долгосрочной
перспективе на базе комплексной налоговой
реформы, нацеленной на сглаживание ставок
и расширения базы налогообложения.
Ни один из способов финансирования дефицита
бюджета не имеет абсолютных преимуществ
перед остальными и не является полностью
инфляционным.
Связь между бюджетным
дефицитом, денежной массой и ростом цен
определяется такими факторами, как покрытие
бюджетного дефицита и изменение в структуре
денежной массы. Если дефицит покрывается
простейшим способом за счет эмиссий денег,
то связь с ростом цен бесспорна, хотя
он может быть не равномерным.
Если дефицит покрывается
облигационными займами, то следствием
становится переток пассивных денежных
средств – вкладов населения и юридических
лиц в государственные ценные бумаги.
В значительной части эти средства увеличивают
платежеспособный спрос, стимулируют
инфляцию, даже если общие размеры М2 (расширенные
деньги) почти не возрастают (при осуществлении
прироста в реальном секторе). К тому же,
обществу предстоит в дальнейшем оплачивать
расходы по обслуживанию долга и платежи
по его погашению.
Если страна получает
кредиты, то проблема будущих погашений
так же остаётся, но они могут способствовать
производственному инвестированию или
импорту потребительских товаров из регионов
с относительно более низкими ценами.
Беспокойство вызывает связь
дефицита с эффектом вытеснения части
инвестиций из реального сектора в результате
роста государственного долга. Вытеснение
инвестиций из реального сектора ведёт
к свертыванию производства, снижению
его технической оснащённости и общественного
благосостояния.
Выпуск государственных бумаг является
наиболее экономически целесообразным
методом финансирования бюджетного дефицита
по сравнению с практикой заимствования
средств в центральном банке и привлечением
средств от эмиссии денег. Это связано
с тем, что использование кредитных ресурсов
центрального банка сужает его возможность
регулирования ссудного рынка, и потому
практически во всех странах с рыночной
экономикой установлены ограничения на
доступ правительства к этим ресурсам.
Ряд стран доказали, что
в экстремальных условиях, связанных с
резким возрастанием дефицита бюджета,
можно добиться сбалансирования его доходов
и расходов, задействуя для этого весь
механизм государственного регулирования.
Поэтому, несмотря на
то, что бюджетный дефицит и связан с бюджетом,
вряд ли правомерно считать его неотъемлемой
частью государственного бюджета. Он должен
стать случайным явлением и финансироваться
за счет резервных фондов, созданных из
профицитов прошлых лет, а при их недостаточности
— привлеченных ресурсов. Это положение
имеет прямое отношение и к Республике
Беларусь, как государству, функционирующему
в условиях трансформационной экономики.
2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ДЕФИЦИТА И ПРОФИЦИТА
Существуют разные точки зрения по поводу регулирования бюджетного дефицита. Можно выделить три основные концепции.
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен ежегодно балансироваться. До «Великой депрессии» 30-х годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно считался желанной целью государственных финансов и финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса. На другом примере можно показать, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике. Основной вывод ясен: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.
Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит. Государственный долг