Бюджетный дефицит и профицит. Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

В данной работе характеризуются важнейшие аспекты возникновения и регулирования дефицита государственного бюджета и государственного долга, а также их воздействие на национальную экономику. Целью данной работы является рассмотрение бюджетного дефицита, его особенностей в условиях формирования рыночных отношений в Республике Беларусь, а также определение путей и основных направлений его сокращения.

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит и профицит. Государственный долг.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Вторая  концепция базируется на том, что  бюджет должен быть сбалансирован в  ходе экономического цикла, а не каждый год.  Данная концепция предполагает, что правительство  осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако,  бюджет  не  должен  балансироваться  ежегодно.  Достаточно,  чтобы он был   сбалансирован   в   ходе экономического  цикла.  Логическое   обоснование   этой   концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять  спаду,  правительство должно снизить  налоги   и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета.  В ходе   последующего   инфляционного   подъема правительство  повышает   налоги   и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникающего в период спада. Таким   образом, правительство   проводит    позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет,  но  не  на ежегодной основе, а за период  в несколько лет.  Но  в данной  концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут   быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например,  длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом   подъема. Появление большого дефицита  в период  спада  в  этом  случае  не покроется   небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место  циклический  дефицит бюджета.

Третья  концепция связана с идеей  так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос  о сбалансированности бюджета – на ежегодной или на циклической основе –  второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является  обеспечение  не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики,  а не бюджета. Если достижение  этой  цели  сопровождается  устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом – пусть  будет  так.  В соответствии с данной  концепцией проблемы, связанные с государственными  дефицитами  или излишками,  малозначимы в сравнении с высшей степени   нежелательными альтернативами  продолжительных спадов  или устойчивой  инфляции. Федеральный бюджет является - во-первых, и, прежде всего   - инструментом   достижения  и поддержания  макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на  ведение  любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. Вторая  и  третья  концепции  лежат  в  основе  финансовой политики, ориентированной на бюджетный  дефицит  и  опирающейся  на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:

  • Наличие четкой программы финансовых мероприятий  в рамках денежного потенциала страны;
  • Контроль  за  развитием  бюджетного   дефицита   и   поиск  источников  его покрытия;
  • Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ПРИЧИНЫ, ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И СПОСОБЫ  УПРАВЛЕНИЯ.

 

 
      Государственный  долг – это общий размер  задолженности правительства владельцам  государственных ценных бумаг,  равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Или, другими словами, государственный долг – это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и необлигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у Сбербанка и внешние межправительственные займы.

Одной из причин, порождающих  государственный долг, являются спады  в производстве. В период деловой  активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путём продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для финансирования. Известны три основных источника финансирования этих расходов: увеличение налогов, эмиссия денег, продажа облигаций населению. Несмотря на то, что на практике используются все три источника, первые два приводят к наиболее тяжелым негативным последствиям для экономики. Увеличение налогов в краткосрочном периоде, несомненно, увеличивает налоговые поступления бюджет; однако в долгосрочном – приводят к их уменьшению, так как налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность. Выпуск денег, не обеспеченных товарами и услугами, усиливает инфляцию и подрывает механизм функционирования всей национальной экономики. Выпуск ценных бумаг, с одной стороны, позволяет привлечь сбережения населения, а с другой – образует и увеличивает государственный долг.

В зависимости от рынка  размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги.

Внутренний долг –  это задолженность государства  физическим и юридическим лицам  данной страны, которые являются держателями  ценных бумаг, выпущенных её правительством.

Внешний государственный  долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от «иностранного долга» тем, что внешний долг – это сумма, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платёжного баланса. Наличие внешнего долга ведет к потере части национального продукта и падению престижа страны.

Управление внешним  государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге  Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)», и Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год». В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь и её резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени. Согласно статьи 31 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2008 года установлен в размере 6 млрд. долларов США.

Внешний государственный  долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2009 года составил 3718,9 млн. долларов США (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Внешний государственный  долг Республики Беларусь  
(млн. долл. США)

 

01.01.2008

01.01.2009

Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

2 025,7

3 588,8

Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики Беларусь.

311,0

130,1

Всего

2 336,7

3 718,9


Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица № 2).

Таблица № 2

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу  Республики Беларусь  
(млн. долл. США)

Показатели кредитоспособности

01.01.2008

01.01.2009

отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и  услуг, %

8,4

 

отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему  продукту, %

5,2

6,2

отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров  и услуг, %

1,1

 

 

Рост государственного долга и расходов на его обслуживание влечет за собой следующие негативные экономические последствия.

Во-первых, выплата процентов  по государственному долгу увеличивает  неравенство в доходах, поскольку  значительная часть государственных  обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения.

Во-вторых, повышение  ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе и подорвать экономический рост.

В-третьих, выплаты процентов  или основной суммы долга иностранцам  вызывают перевод определенной части  реального продукта за рубеж.

В-четвертых, государство  переносит реальное экономическое  бремя своего долга на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные фонды.

Кроме того, рост внешнего долга снижает международный  авторитет страны и вызывает психологический  эффект, усиливая неуверенность населения  страны в завтрашнем дне.

 

Под управлением государственным  долгом в теории финансов понимается 
«совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг».

В процессе управления государственным  долгом решаются следующие задачи:

- минимизация стоимости  привлекаемых внешних займов;

- снижение общих издержек  по обслуживанию внешнего долга;

- повышение эффективности  использования привлекаемых ресурсов;

- поддержание стабильности  функционирования политической  системы и престижа государства;

- обеспечение социальной  стабильности;

- сохранение национальной  безопасности.

Управление размещением  государственного долга может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов:

- финансовое размещение, когда из внешнего источника  осуществляется финансирование  инвестиционных проектов и развития  экономики;

- бюджетное использование,  при котором привлеченные ресурсы  направляются на финансирование  текущих бюджетных расходов, в  том числе на обслуживание  внешней задолженности;

- смешанное бюджетно-финансовое  размещение, когда заимствования  используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом. В российской практике большое распространение получил наименее эффективный способ - новые заимствования направляются на финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение существующего внешнего долга.

Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО  ДЕФИЦИТА, ПРОФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Сбалансированный бюджет предполагает, что расходы государства  должны быть равны доходам. Однако в настоящее время бюджеты большинства стран имеют дефицит.

Все же большинство экономистов  считают, и мировая практика это  подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2—3 % от валового внутреннего продукта, 1—10 % расходной части госбюджета.

Для РБ проблема дефицита госбюджета является одной  из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит. Государственный долг