Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

В России законодательно установлен годовой срок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета; на такой же срок составляется бюджет и в других странах (Италия, Франция), в некоторых же странах сроки бюджетного года иные, не соответствующие календарному: в Великобритании, Японии - с 1 апреля по 31 марта; в Канаде - с 1 июля по 30 июня; в США - с 1 октября по 30 сентября и иные.

Содержание работы

Введение 3
1. Бюджетный дефицит 5
1.1. Понятие и виды бюджетного дефицита 5
1.2 Причины возникновения бюджетного дефицита 8
2. Государственный долг 12
2.1. Особенности бюджетного дефицита в современной России 12
2.2. Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита 21
3. Концепции регулирования бюджетного дефицита 27
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

макпэе.docx

— 64.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Концепции регулирования  бюджетного дефицита

 

 

 Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До «Великой депрессии» 30-х годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнано считался желанной целью государственных финансов и финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса. Рассмотрим пример, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике. Основной вывод: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.  Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла.[4,С.216] Попробуем обосновать это. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного  долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана  с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о балансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных  финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.[4,С.27] Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:

n наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;

n контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;

n выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект. 

Овладение этой политикой  позволяет обществу находить оптимальную  величину бюджетного дефицита. Так, в конце 80-х годов бюджетный дефицит во Франции составлял 9,6% от ВНП, в США - 11,6, в ФРГ - 14, в Японии - 15,6, в Бельгии - 25,1, в Италии - 25,2,  в Греции—31,2%. [3, с.78] Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной является идея сбалансированного  бюджета. Исторически в отношении  состояния государственного бюджета  выдвигалось три концепции:

1)идея ежегодно сбалансированного  бюджета;

2)идея бюджета, сбалансированного  по фазам экономического цикла  (на циклической основе);

3)идея сбалансированности  не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного  бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению  совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Пример: Единственной страной в Западной Европе, в течение долгих лет имеющей ежегодно сбалансированный бюджет, является Португалия. Сейчас эта страна обладает наименее развитой экономикой среди стран-участниц Европейского Союза.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся  в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

Наибольшее распространение  получила  концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

 

 

 

Заключение

 

На основе приведенной  выше информации можно сделать следующий  вывод: бюджетный дефицит и государственный  долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный  дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный  бюджет не может свидетельствовать  о здоровье экономики, если у государства  большой долг. Поэтому к анализу  дефицита государственного бюджета  следует подходить очень внимательно.

Ежегодно сбалансированный бюджет является целью и нашей  финансовой политики. Но, теоретически, ежегодное балансирование снижает  или вовсе исключает эффективность  фискальной политики государства. Так, в периоды спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налоговые  поступления в бюджет. Государство  в этом случае для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить госрасходы, что приведет к снижению совокупного спроса.

В другом случае, в условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются  и налоговые поступления. Для  уменьшения поступлений государство  должно либо снизить налоговые ставки, либо увеличить госрасходы. Но обе  эти меры или их сочетания приведут к росту деловой активности, занятости  и, в конечном счете, не уменьшат инфляцию.

В целом ситуация с бюджетным  дефицитом тяжелая, но не катастрофическая. Первоочередной задачей является увеличение валютных поступлений в бюджет.

Немаловажно отметить и необходимость  осуществления налоговой и структурной  бюджетной реформы. Главной целью  совершенствования бюджетно-налоговой  политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

В области налоговой политики предстоит реформа всей системы  налогов и сборов, законодательных  основ налогообложения. Необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности  – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его  негативное воздействие на темпы  роста производства, инвестиций и  экспорта.

Расходы бюджета России должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления различным субъектам и на реализацию государственных программ.

Государственный долг необходимо использовать по возможности как  инструмент оживления экономики. При  этом предстоит обеспечивать оптимальное  соотношение долгосрочных и краткосрочных  государственных обязательств и  муниципальных займов, а так же использовать прогнозные источники  обслуживания и погашения государственного долга, при этом необходимо учесть горький  опыт ГКО.

Таким образом, преодоление  тяжелой существующей ситуации требует  понимания проблем, путей их решения  и тяжелого кропотливого труда.

 

 

 

 
 

 

 
Список использованной литературы

 

  1. Абель Э. Макроэкономика: учебник: пер. с англ. / Абель Э., Бернанке Б. - СПб.: Питер, 2008. - 762с. - (Классика МВА).
  2. Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник / Агапова Т.А., Серегина С. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2010. - 447с.
  3. Антипина О.Н. "Новая макроэкономика" информационной эпохи // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2007. - N 3. - С.3-18.
  4. Бальцерович Л. Макроэкономическая политика при переходе к рынку: Опыт трех лет / Бальцерович Л., Гелб А. // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 3. - С.100-117.
  5. Баранов А.О. Макроэкономический анализ основных итогов экономического развития России в постсоветский период // ЭКО. - 2012. - N 6. - С.23-41.
  6. Белова В.Л. Введение в макроэкономику. Бюджетный дефицит и государственный долг // Соц.-полит. журнал. - 2008. - N 6. - С.71-84.
  7. Белова В.Л. Введение в макроэкономику. Равновесный объем производства и дохода // Соц.-полит. журнал. - 2007. - N 3. - С.56-78.
  8. Белова В.Л. Введение в макроэкономику. Распределение доходов: неравенство и бедность // Соц.-полит. журнал. - 1998. - N 2. - С.94-112.
  9. Бланшар О. Макроэкономика: учебник: пер. с англ. - М.: ГУ ВШЭ, 2010. - 653с. - (Приоритетные национальные проекты. Образование).
  10. Бродский Б.Е. Лекции по макроэкономике переходного периода: учеб. пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2011. - 223с. - (учебники Высшей школы экономики).
  11. Бункина М.К. Макроэкономика: (Основы экон. политики): учеб. пособие / М.К.Бункина, В.А.Семенова. - М., 2006. - 320с.
  12. Бутми де Кацман Г.В. Золотая валюта: К пониманию макроэкономики государства и мира. - СПб., 2010. - 278с.
  13. Гончаренко, Л.И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики. Учебник. —  М.: Финансы и статистика, 2009. — 302 с.
  14. Горбонос,  А.В. Креативный финансист.  // Финансовый директор. - 2007. - № 6. - С. 90-96.
  15. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. – М.: Институт новой экономики, 2007. – 418с.

 

 


Информация о работе Бюджетный дефицит