Целевые программы в области экологии и охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что природа и ее богатства являются национальным достоянием народа, естественной основой устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.
Вопросы охраны окружающей среды на протяжении нескольких десятилетий в нашей стране не рассматривались в качестве приоритетных. При наличии малейшей возможности получить от природы ресурсы, человек забирал их, не задумываясь о последствиях. Состояние окружающей природной среды на сегодняшний день во многих субъектах РФ оставляет желать лучшего, и, к сожалению, ситуация с течением времени зачастую только усугубляется.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты: понятие, сущность целевых программ в области экологии и охраны окружающей среды……………………………..…5
ГЛАВА 2. Обзор существующих целевых программ в области экологии и охраны окружающей среды регионов Российской Федерации………………..9
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития процесса становления и эффективности реализации программ в области экологии и охраны окружающей среды ……………………………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………..……..21

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РЭ.docx

— 172.39 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ Рязанский  Государственный Радиотехнический Университет

Инженерно-экономический  факультет

Кафедра ГМУ  и ЭТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине: региональная экономика и управление 

 

на тему:  «Целевые программы в области  экологии и охраны окружающей среды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Выполнила:

ст.гр.973

                                                                                        Шигимага А.И.

Проверил:

Проф. Перфильев  С.В.

 

 

 

 

Рязань 

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………………………...…3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты: понятие, сущность целевых программ в области экологии и охраны окружающей среды……………………………..…5

ГЛАВА 2. Обзор существующих целевых программ в области экологии и охраны окружающей среды регионов Российской Федерации………………..9

ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития процесса становления и эффективности реализации программ в области экологии и охраны окружающей среды ……………………………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………..……..21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования заключается в  том, что природа и ее богатства  являются национальным достоянием народа, естественной основой устойчивого  социально-экономического развития и  благосостояния человека.

Вопросы охраны окружающей среды на протяжении нескольких десятилетий в нашей стране не рассматривались в качестве приоритетных. При наличии малейшей возможности получить от природы ресурсы, человек забирал их, не задумываясь о последствиях. Состояние окружающей природной среды на сегодняшний день во многих субъектах РФ оставляет желать лучшего, и, к сожалению, ситуация с течением времени зачастую только усугубляется. По мере развития общественного производства вес более увеличивается «нагрузка» на окружающую природную среду. Происходит истощение её ресурсов и загрязнение окружающей среды.

В законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» сказано, что при  осуществлении хозяйственной и  управленческой деятельности необходимо пользоваться принципами приоритета охраны жизни и здоровья человека, научно обоснованным сочетанием экологических, экономических и социальных интересов  общества, рациональным использованием ресурсов природы с учетом её законов, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости  воспроизводства природных ресурсов, недопустимости необратимых последствий  для окружающей природной среды  и здоровья человека. Все эти принципы наиболее полно могут быть реализованы  путем формирования целевых комплексных  программ охраны окружающей среды и  рационального природопользования.

Программа представляет собой метод комплексного использования природных ресурсов территории. В основу программы положен  целевой принцип развития как  природных, так и антропогенных  комплексов рассматриваемой территории.

Охрана  окружающей среды должна выступать  как оптимизационная задача, ориентированная  па получение максимального результата при минимальных затратах или  на достижение оптимальных результатов  при рациональных затратах.

Целью курсовой работы является изучение и анализ целевых программ в области экологии и охраны окружающей среды.

В связи  с поставленной целью ставились  и решались поставленные задачи:

-рассмотреть  понятие и сущность целевых  программ в области экологии и охраны окружающей среды;

-исследовать  и проанализировать существующие целевые экологические программы регионов Российской Федерации;

-исследовать  проблемы и перспективы развития процесса становления, степень выполнения и реализации программ.

Объектом  исследования является целевые экологические  программы.

Предметом исследования является обзор и анализ целевых программ.

Информационная  база представлена общими сведениями о целевых программах, научной литературой по теме исследования, учебной литературой, интернет-ресурсами.

Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Программа - это последовательность действий для решения поставленной задачи или последовательность событий, приводящая к определенному результату; план предстоящей деятельности, работ, мероприятий, конкретизацией целей, задач и обеспечением их условиями реализации.

Программа экологическая - это деятельность, направленная на взаимную экологическую оптимизацию природных систем и народного хозяйства, включая охрану окружающей среды, с целью достижения строгого шанса процессов воспроизводства и использования природно-ресурсного потенциала в интересах устойчивого экономического развития.1

Программе присуща целевая направленность, она представляет собой сложный процесс обоснования, конкретизации цели и задач методом «дерева целей», суть которого сводится к определению генеральной цели (ствол дерева), определению, обоснованию последующих уровней целей ветвей) и конкретизации частных задач - подцелей (последняя ветка и лист). Таким образом, чем больше уровней (ветвей), тем больше иx конкретизация, а значит, системность, ясность и определенность предполагаемых действий, шагов по реализации замысла. При обосновании комплекса целей применительно к программам по решению экологических проблем исходным моментом являются выводы, результаты, полученные в ходе прогнозирования и анализа предплановых исследований и документов (территориально-комплексные схемы охраны природы). Результатом является выявление самой проблемной ситуации, состояния объекта программы, которое характеризуется напряженностью, ухудшением или даже нарушением равновесия в системе «хозяйственная или иная деятельность - балансы в природной среде» в рамках и границах, в которых и составляется программа. Такой анализ ситуации, обстановки, выявление проблемы проводится во временном аспекте: в прошлом, настоящем и с прогнозом (как в случае реализации программы, так и при ее отсутствии).2

Полномочия  по охране окружающей природной среды разделены между федеральным, региональным и местным уровнями. Так, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности; создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Формирование  областной целевой комплексной  программы охраны окружающей среды  и рационального природопользования, а также контроль за ее реализацией  должен осуществлять программно-целевой  орган управления реализацией программы. Этот орган может либо образовываться вновь, либо быть уже выделенным из уже существующих структур, занимающихся непосредственно охраной и распоряжающихся  природопользованием.

Среди вопросов местного значения можно выделить: организацию мероприятий по охране окружающей среды, организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации вопросов местного самоуправления в Российской Федерации»).

Основы  управления в области охраны окружающей среды закреплены также Федеральным  законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об  охране окружающей среды». К полномочиям  органов государственной власти субъектов РФ отнесены принятие законов, нормативно-правовых актов субъекта, региональных программ в области  охраны окружающей среды; установление нормативов качества окружающей среды; организация экологического мониторинга, образования, ведение учета объектов и источников негативного воздействия  на окружающую среду; образование особо  охраняемых природных территорий и  т. п. Таким образом, субъекты РФ обладают нормативно закрепленным правом реализовывать  вопросы природоохранного значения в довольно значительных масштабах.

Заказчиками и разработчиками программ выступает  множество министерств, ведомств, администраций  субъектов Российской Федерации  и администраций отдельных районов. Это приводит к распылению средств  федерального бюджета, дублированию, возможности  получения отдельными регионами  больших средств по сравнению  с другими, ослаблению контроля федеральных  органов за централизованными ресурсами  и в некоторой степени подрыву  проведения региональной политики.

Бюджеты субъектов РФ зачастую не справляются с первостепенными задачами по организации предоставления услуг в сфере образования, медицинской помощи, социальной поддержке и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. На первый взгляд в случаях, когда не удовлетворены первичные потребности населения, трудно говорить о стратегических целях экологической безопасности. В то же время рациональное использование земель может создавать базу для продовольственного обслуживания населения, мониторинг качества окружающей среды позволяет выявлять и пресекать нарушения, приводящие к увеличению заболеваемости и снижению плодородия земель. Таким образом, указанные мероприятия позволят сократить потребность в финансировании здравоохранения и сельского хозяйства. Таких примеров можно привести множество, они лишь означают, что выстраивание сбалансированной политики государства во всех отраслях позволяет достигать устойчивого развития общества.

 

 

ГЛАВА 2. ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Охрана  окружающей среды в настоящее  время является одним из приоритетных направлений государственной политики. Это обусловлено сложившимися реалиями: ухудшение состояния природной  среды, исчисляемое в планетарных  масштабах, стало насущной проблемой  всех без исключения государств. Финансирование экологических программ является одним  из тех направлений деятельности, на которое государство не имеет  права беречь денежные средства. Однако, экологическую (биосферную) функцию государства нельзя сводить только к природоохранной, поскольку сейчас главная забота государства связана с рациональным использованием природных ресурсов. Охрана природы, в первую очередь биосферы, и рациональное, устойчивое использование ресурсов составляют основное содержание экологических стратегий и действий государства, реализующего свою экологическую функцию согласно целям устойчивого развития.3

Одним из правовых инструментов охраны окружающей среды и природопользования являются целевые программы. Согласно ст. 14 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к методам экономического регулирования  в области охраны окружающей среды  относится, в том числе разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов, федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации.

Целевые программы в области охраны окружающей среды принимаются как на федеральном  уровне, так и на региональном и  муниципальном уровнях. При этом, как представляется, наиболее важное значение должны иметь именно целевые программы, разрабатываемые субъектами Федерации и муниципальными образованиями, так как на местах «виднее» экологические проблемы региона. «...В региональных целевых экологических программах должны находить отражение основные направления государственной политики в области управления тем или иным природным объектом, целостная система решения всех основных проблем, связанных с охраной и защитой данного объекта, его рациональным использованием и воспроизводством, организацией устойчивого и эффективного управления на основе неистощимого природопользования. Именно в этих программах в качестве основного приоритета развития того или иного природного объекта должно быть реализовано конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду»4.

Большинство субъектов Федерации принимают  собственные целевые экологические  программы. Так, в Рязанской области была принята Долгосрочная целевая программа "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2013 - 2015 годах". Из направленности региональной программы вытекают муниципальные, к примеру муниципальные целевые программы экологической направленности, реализуемые на территории города Рязани Долгосрочная целевая программа «Улучшение экологической обстановки на территории муниципального образования - городской округ город Рязань на 2011-2013 годы».  Так же на территории города Рязани осуществляется реализация мероприятий иных муниципальных целевых программ: Долгосрочной целевой программы «Организация работ по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов в городе Рязани на 2012 - 2014 годы»; Долгосрочной целевой программы «Охрана водных объектов, расположенных в границах муниципального образования - городской округ город Рязань на 2013-2015 годы».

Информация о работе Целевые программы в области экологии и охраны окружающей среды