Цели государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

В условиях перехода к экономике рыночного типа одной из главных задач успешного проведения реформ является государственное регулирование всех социально-экономических процессов в отраслях производства, в социальной сфере и в регионах. Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования.
Государственное регулирование используется в интересах всего общества для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных процессов в экономике. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на их развитие огромное влияние.

Файлы: 1 файл

гос регул контрол.docx

— 38.85 Кб (Скачать файл)

ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

  1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

В условиях перехода к экономике рыночного  типа одной из главных задач успешного  проведения реформ является государственное регулирование всех социально-экономических процессов в отраслях производства, в социальной сфере и в регионах. Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования.

Государственное регулирование используется в интересах  всего общества для активизации  всех форм деятельности и ограничения  негативных процессов в экономике. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной  и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на их развитие огромное влияние.

Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям особенно необходимо при проведении экономических реформ – реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка. Исключительно важна роль государственного регулирования в территориальном  развитии, определение внутрирегиональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешэкономических связей. Государство должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений – социологизацией, повышением материального благосостояния населения. [2, с.15]

 

 

3

Таким образом, государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

  1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

С точки  зрения выполняемых функций государственное  воздействие на экономику включает в себя:

  • законотворчество - разработку и принятие правовых норм хозяйственной деятельности.

 Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии.

  • администрирование - создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования;
  • информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований;
  • регулирование экономической деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях;
  • контроль за текущей деятельностью предприятий в целях предотвращения нарушений существующего законодательства.[3,с.11]

Таким образом, важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

 

 

 

5

  1. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Суть  государственного регулирования заключается  в создании более эффективной  системы регулирования экономики  с учетом накопленного опыта.

Исходя  из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука  рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования  и прикладные цели.

Главная цель государственного регулирования  экономики — достичь сбалансированности (равномерности) развития экономики, с помощью мер государственного воздействия ликвидировать (или уменьшить) диспропорции экономического развития, адаптировать национальную экономику к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическим факторам.

Выделяются  четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием "магический квадрат", за реализацию которых государство несет ответственность. Это следующие целевые установки развития страны:

  • экономический рост;
  • полная занятость;
  • стабильность уровня цен и национальной валюты (устойчивость денег);
  • внешнеэкономическое равновесие.

В системе  экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена  другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного

 

 

6

использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность  уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому  достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях  государства.

Решение трех перечисленных целевых задач  означает достижение в рамках национального  хозяйства относительного макроэкономического  равновесия и создает более благоприятные  условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

О «магическом  четырехугольнике» говорится в  том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.

Из  высших целей госрегулирования вытекают различные цели второго порядка. К ним можно отнести:

  1. создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции;
  2. стимулирование экономического роста;
  3. сглаживание экономического цикла;
  4. обеспечение социально приемлемого уровня занятости;
  5. предотвращение и нивелирование чрезмерных различий в доходах;
  6. поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке;

 

7

  1. поддержание внешнеэкономического равновесия;
  2. удовлетворительное состояние окружающей среды.

Из  целей первого и второго порядка  вытекают цели третьего порядка. Число  таких целей множество.

Многогранность  целевых установок социально-экономического развития и государственного регулирования  — основная черта современной  экономической системы.[4, c.20]

Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни.

Таким образом, определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

  1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ

 

Важнейшей характеристикой национальной экономики  являются сложившиеся макроэкономические пропорции — количественные соотношения между:

  • различными сферами общественного производства;
  • отраслями;
  • территориальным распределением производительных сил.

Макроэкономические  пропорции предполагают такое распределение общественного труда между отраслями и сферами экономики, которое обеспечивает их сбалансированное развитие и удовлетворение общественных потребностей. Поэтому пропорциональность национальной экономики проявляется в соответствии: между объемом и структурой общественных и личных потребностей, с одной стороны; объемом и структурой национального продукта - с другой. 

Макроэкономические  пропорции образуют систему, в которой  можно выделить следующие виды пропорций:

      1. общеэкономические - между наиболее крупными сферами национальной экономики;
      2. межотраслевые - между взаимосвязанными отраслями национальной экономики;
      3. внутриотраслевые - между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли;
      4. территориальные - общеэкономические, межотраслевые и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории;
      5. межгосударственные - между отдельными государствами на основе международного разделения труда.

Макроэкономические  пропорции можно также классифицировать по форме измерения на натурально-вещественные, стоимостные, распределения трудовых ресурсов.

 

9

Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции. Анализ натурально-вещественных пропорций осуществляется с помощью материальных балансов.

Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости валового национального продукта - денежной выручкой и доходами в сфере производства товаров и услуг; доходами предприятий, государства и населения; обращением товаров и денег в национальной экономике.

Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов между сферами деятельности, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т. п. Пропорции в национальной экономике объективны. Пропорции динамичны, в ходе развития экономики они меняются количественно и качественно. Можно выделить следующие ycтойчивые тенденции изменения пропорций, присущие большинству национальных экономик:

  1. повышение технического уровня производства;
  2. опережающее развитие электроэнергетики, машиностроения, химической промышленности и других наукоемких отраслей;
  3. опережающий рост промышленности по сравнению с сельским хозяйством;
  4. снижение удельного веса промышленности, что обусловлено опережающим ростом сферы услуг и повышением эффективности промышленного производства;
  5. увеличение доли сферы услуг по сравнению с отраслями материального производства;
  6. ускоренное развитие обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающей;
  7. расширение участия страны в международном разделении труда, что выражается в более быстром увеличении внешнеторгового оборота по

 

10

сравнению с ростом производства в  стране.[4,c.25]

Пропорции не постоянны, они могут нарушаться. Различают общие и частные диспропорции:

  • общие связаны с нарушением пропорциональности во всем народном хозяйстве и носят, как правило, долгосрочный характер;
  • частные имеют локальный характер, могут охватывать отдельные части общественного производства.

В устранении диспропорций большую роль играют текущие  запасы и государственные резервы.

Несбалансированность  экономики России проявляется в  диспропорциях:

  • материально-вещественных;
  • стоимостных;
  • структурных;
  • трудовых ресурсов и рабочих мест;
  • региональных и др.

Информация о работе Цели государственного регулирования экономики