Цели государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

В условиях перехода к экономике рыночного типа одной из главных задач успешного проведения реформ является государственное регулирование всех социально-экономических процессов в отраслях производства, в социальной сфере и в регионах. Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования.
Государственное регулирование используется в интересах всего общества для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных процессов в экономике. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на их развитие огромное влияние.

Файлы: 1 файл

гос регул контрол.docx

— 38.85 Кб (Скачать файл)

Материально-вещественные диспропорции. Либерализация ценообразования и условий хозяйственной деятельности предприятий сняла с повестки дня проблему общего товарного дефицита путем прямого снижения жизненного уровня большинства населения через повышение цен, ликвидацию сбережений, массовые невыплаты заработной платы и другие меры по ограничению платежеспособности и покупательского спроса населения. Переход к рынку ослабил по ряду направлений сбалансированность материально-вещественных пропорций.

Стоимостные диспропорции. За годы преобразований дефицит товаров сменился дефицитом  денег. Под влиянием инфляции произошла  глубокая деформация всех стоимостных  пропорций и соотношения цен  на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной систем. Стоимостные диспропорции на макроуровне проявлялись в постоянной дефицитности госбюджета. Кредиты,

 

11

полученные Россией на проведение преобразований и стабилизацию экономики, являлись важным средством сбалансированности государственного бюджета. Система стоимостных пропорций оставалась неустойчивой и в результате массовых неплатежей и роста задолженности как в расчетах между предприятиями, так и при исполнении госбюджета. Неплатежи разрушают механизм поддержания соотношений цен, которые в условиях рынка выступают основными регуляторами производственной деятельности предприятий и формирования материально-вещественных пропорций.

Структурные диспропорции. Структура промышленного производства за годы преобразований еще более деформировалась. Произошло снижение наукоемких производств, происходит технологическая деградация экономики. Главным источником экспортных доходов являются сырьевые ресурсы. Значительно сократились инвестиции в производство.

Диспропорции трудовых ресурсов и  рабочих мест. Баланс трудовых ресурсов характеризует наиболее общие соотношения трудовых ресурсов занятого и незанятого населения. С его помощью делается прогноз безработицы по стране и регионам. Назначение баланса рабочих мест - согласовать на территориальном уровне хозяйствования инвестиционные программы предприятий всех форм собственности с наличием трудовых ресурсов региона. На его основе и используя показатель стоимости рабочего места, можно прогнозировать объем капитальных вложений и их структуру.

Региональные диспропорции. При значительном имущественном расслоении, больших региональных различиях в уровне жизни населения средние показатели уровня жизни вообще не могут выполнять роль социальных индикаторов экономической безопасности. Необходимо использовать систему относительных показателей, а именно - соотношение между среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, а также минимальным и рациональным потребительским бюджетом. Систему потребительских бюджетов должны дополнять социальные нормативы,

 

12

отражающие уровень обеспечения  государственными социальными гарантиями в сферах: жилищной, занятости, образования, здравоохранения и др.

Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами производимых продуктов и потребностями в них, выступает в форме равновесия, прежде всего, спроса и предложения. Различают равновесие частичное и общее.

Частичное равновесие достигается на макроуровне посредством ценового механизма и предполагает равенство спроса и предложения применительно к товарам, услугам и ресурсам.

Общее равновесие требует согласования деятельности всех сфер экономики. Для стабилизации экономики, преодоления ее разбалансированности широко применяется государственное регулирование.

Эффективность государственного регулирования необходимо оценивать с двух сторон. С одной стороны, оценивается эффективность деятельности государства как выразителя национальных интересов, регулятора социально-экономических процессов и органа, воздействующего своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов; с другой — как крупного собственника и субъекта рынка.

Универсального  критерия оптимальности государственного участия в рыночной системе нет. Каждая страна ведет поиск решения этой проблемы по-своему. Вопрос об эффективности государственного регулирования остро стоит и в России. Необходимо установить хотя бы качественные критерии, по которым определяется успех или неуспех экономической политики государства.

Для определения эффективности мер  государственного регулирования необходимо соотнести поставленные цели с выбранными средствами. За определенный достигнутый результат в процессе рыночных преобразований можно заплатить большую или меньшую цену.

 

13

В качестве критерия эффективности государственного регулирования экономики применительно к России может быть избрано развитие производительных сил, оцениваемое, в конечном счете, через рост благосостояния.

Эффективность государственного регулирования можно  оценить следующими основными способами:

  • сравнением прогнозируемых показателей с фактически достигнутыми;
  • сопоставлением с показателями других стран - за базу сравнения следует выбирать во многом схожие национальные экономики, где уровень регулирования больше или меньше;
  • соотнесением фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны.[1, с.118]

Указанные способы не являются исчерпывающими для оценки эффективности государственного регулирования. По мере развития экономики возможно появление новых способов.

Таким образом, роль государства в процессе преобразований в России должна оставаться значительной во многих сферах, так как неразвитый еще рынок показал свою неспособность справиться самостоятельно с проблемами производства, тем более с проблемами социальной сферы.

В период обострения негативной ситуации влияние  государства возрастает, при плавном  и спокойном развитии страны, отсутствии кризиса влияние государства сокращается, и государство действует в рамках долгосрочных программ. Такое влияние оказалось достаточно эффективным в развитых странах на протяжении всего периода после Второй мировой войны, особенно в последнее десятилетие. Оно позволило избежать глубоких кризисов и обеспечило устойчивые темпы развития.

 

 

 

 

14

ГБОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 080100.62 «ЭКОНОМИКА»

(на базе среднего специального  образования, бакалавр)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Государственное  регулирование экономики

На тему: «ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ»

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель                                                       к.э.н.,доцент С.А.Ларцева

Студент 2 курса                                                                   Т.Д.Амирьянова

 

 

УФА 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема: ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

  1. Сущность государственного регулирования…………………………..3
  2. Функции государственного регулирования……………………………5
  3. Цели государственного регулирования……………..………………….6
  4. Макроэкономические пропорции…………………….…………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. .Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: системный подход в российских условиях – М.: Наука, 2006.
  2. Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики: Учебник для вузов – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  3. Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики: курс лекций, 2010.-ISBN 5-88874-019-5.
  4. Солодилова Н.З., Смирнова Г.Р., Государственное регулирование экономики: Учебно-методический комплекс. – Уфа: РИО БАГСУ, 2007. – 129 с.

Информация о работе Цели государственного регулирования экономики