Ценные бумаги: понятие, сущность, виды и функции. Рынок ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 00:44, реферат

Описание работы

Переход России от централизованной экономики к рыночной меняет отношения собственности, механизм функционирования хозяйствующих субъектов, степень заинтересованности всех слоев общества в результатах хозяйственной деятельности.
Развитие рыночных отношений привело к резкой дифференциации в получаемых доходах. Одним из наиболее распространенных способов сохранения и преумножения денег является их вложение в ценные бумаги. Однако для неискушенного российского гражданина вхождение в фондовый рынок оказалось непростым делом. Недостаточный опыт и знания о ценных бумагах широких слоев населения, с одной стороны, и неурегулированность многих вопросов деятельности рынка ценных бумаг российским государством, с другой стороны, привели к частым и значительным крушениям финансовых "пирамид", приостановке деятельности большого количества предприятий и банков, к обнищанию огромного количества людей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «ценная бумага»……………………………………………………...5
2. Виды и классификация ценных бумаг………………………………………...7
2.1 Виды ценных бумаг…………………………………………………………7
2.2 Классификация ценных бумаг…………………………………………….11
3. Функции ценных бумаг.………………………………………………………16
4. Рынок ценных бумаг в России……………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

НОУ ВПО.docx

— 90.64 Кб (Скачать файл)

Российский рынок ценных бумаг имеет следующие качественные характеристики рынка:                

  1. Небольшие объемы и неликвидность;
  2. Раздробленная система государственного регулятивного рынка;
  3. Высокий уровень инфляции, падение валютного курса рубля и негативный процент;
  4. Отсутствие обученного персонала, крупных, с длительным опытом работы инвестиционных институтов, заслуживающих общественное доверие.

В настоящее время рынок достаточно организован, жестко контролируется специальным органом государственного регулирования – Федеральной службой РФ по финансовым рынкам (ФСФР). ФСФР – это коллегиальный орган в составе Правительства РФ, имеющий большие полномочия в области координации, разработке стандартов, лицензирования профессиональных участников, установления квалификационных требований и т.д. На современном этапе больший объем операций с ценными бумагами осуществляется посредством биржевых торгов на специальных торговых площадках. Основными биржевыми площадками являются:

  1. Российская Торговая Система (РТС);
  2. Московская Межбанковская валютная биржа (ММВБ - фондовая секция).

За последние годы выявились следующие тенденции развития российского рынка ценных бумаг:

  1. Тенденции к концентрации и централизации капиталов – означает, что на рынок вовлекаются все новые участники, а также идет процесс выделения  крупных, ведущих профессионалов рынка;
  2. Интернационализация рынка, что означает, что российский капитал переходит границы государства и участвует в формировании мирового рынка ценных бумаг, по отношению к которому национальный рынок становится второстепенными;
  3. Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля над ним;
  4. Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия.[3]

С 2003 года в России наблюдался бурный рост инвестиционной активности, все большее количество компаний, населения выходило на рынок ценных бумаг с целью осуществления операций с ценными бумагами. Это было связано с экономическим ростом в стране, ростом ВВП, отсутствием дефицита федерального бюджета, благоприятной конъюнктурой на мировом рынке энергоресурсов. Однако мировой экономический кризис 2008 года, который затронул и российскую экономику, в первую очередь существенно повлиял на состояние российского рынка ценных бумаг, так как именно этот рынок является индикатором всех происходящих в экономике процессов. В течение 2008 года на рынке произошло резкое падение акций ведущих российских компаний, таких как: Газпром, Лукойл, Норильский никель, но прежде всего, конечно, упали акции банковского сектора - Сбербанк, ВТБ. Несмотря на тяжелые последствия современного финансового кризиса, потенциал российского рынка ценных бумаг по-прежнему остается высоким.

В настоящий момент по различным причинам нет четкой стратегической программы развития рынка ценных бумаг РФ, что является главной проблемой развития рынка ценных бумаг. Также можно выделить другие проблемы развития этого рынка:

  1. Повышение мировых цен на нефть, значительное сокращение импорта за счет девальвации национальной валюты, образование значительное положительного внешнеторгового сальдо, рост национального производства и ВВП.
  2. Инвестиции в Россию в основном состоят из мирового венчурного капитала. До 17 августа 1998 года в Россию направлялось не более 5% мирового венчурного капитала, сейчас же этот показатель уменьшился в 4 раза.
  3. Перераспределение инвестиций между государственными ценными бумагами и корпоративными акциями и облигациями в пользу последних. Если раньше портфельные инвесторы открывали длинные позиции со сроком более года, то теперь при любой отрицательной информации относительно экономического и политического будущего России они будут уходить с рынка, что в свою очередь, будет вызывать резкие колебания курса ценных бумаг. Начиная с 2000 г. доля портфельных инвестиций составляет более 75% от инвестиционного капитала, что приводит к менее эффективному распределению финансовых средств с точки зрения экономического роста.

Финансовый кризис 1998 года, а затем кризис 2008 года выявили недостатки в системе регулирования рынка ценных бумаг, где в роли регулирующих органов выступают Центральный банк РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и Министерство финансов РФ. В развитии рынка ценных бумаг существует необходимость совершенствования системы государственного регулирования и стратегии его развития. Становление рыночных отношений в экономике России в определенной степени тормозится слабым развитием рынка ценных бумаг.[4]

Многие экономисты считают, что для экономического роста государства инвестиционный капитал должен иметь следующий путь:                  и этот путь — единственный. Но тогда существуют значительные риски, связанные с инвестированием, т.е. неблагоприятный инвестиционный климат в государстве с вытекающими отрицательными последствиями, а государство все же заинтересовано в экономическом развитии, то можно на определенный промежуток времени изменить путь большей части инвестиционного капитала: Государственные ценные бумаги в этом случае в большей части выпускаются не на покрытие дефицита бюджета страны, а на прямые инвестиции в “локомотивные” объекты экономики. Предприятия, а может быть и отдельные отрасли, в которые государство инвестирует полученные таким образом финансовые ресурсы, будут впоследствии частично приватизированы. Денежные средства от приватизации будут направлены на погашение государственных ценных бумаг. Этот вариант предусматривает вмешательство государства в деятельность рынка ценных бумаг в большей степени, нежели сейчас.

Анализ, проведенный в докладе, позволяет сделать следующие выводы. В переходной экономике, в частности в России, рынок ценных бумаг складывался не сразу. При высокой инфляции, свойственной начальным этапом перехода к рынку, доходы на ценные бумаги не компенсируют инфляционных потерь. Деньги инвесторов охотно вкладываются в операции с иностранной валютой. Но переходный период развития экономики требует не только развития рынка ценных бумаг, а также делать его более разнообразным. Ведь фондовый рынок не существовал в России много десятилетий и начал развиваться только в 90-е годы. Ценные бумаги, операции с ними и рынок ценных бумаг на территории Российской Федерации находятся в стадии формирования и становления, что имеет свои положительные и отрицательные моменты. Именно это способствует совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы в отношении рынка ценных бумаг, регулированию финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, развивающихся в условиях рыночной экономики.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение связанных с этим процессом многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые должны найти отражение в правотворчестве и требуют первоочередного решения.

Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования, (окончательный выбор модели фондового рынка, а также определение роли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг);                                                                                                                 формирование согласованной системы регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций государственных органов;                                                                                                              ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов;                                                   создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами;

государственная поддержка образования в области фондового рынка;

преодоление опережающего развития рынка государственных ценных бумаг, которая переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства, сокращая поступление средств в производство.

Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.

Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.

Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компании-эмитентов, создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

Обеспечение национальной и экономической безопасности на рынке ценных бумаг – как базисное, отражающее основные функции государства по регулированию и обеспечению безопасности рынка ценных бумаг России.

За последний период на российском рынке ценных бумаг произошли позитивные изменения: появление основ законодательной и нормативно-правовой базы, а также инфраструктуры рынка ценных бумаг и срочного рынка, создание развитого инструментария, расширение участия в операциях на российском рынке отечественных и иностранных инвесторов.

Вместе с тем финансовый кризис 1997-1998 гг. показал иллюзорность существующего фондового рынка, его неразвитость и полную зависимость от иностранных инвестиций на фоне явной финансовой неграмотности отечественных и инвесторов, и эмитентов.

Не обеспечен единый государственный подход со стороны органов государственного регулирования (ФКЦБ, ЦБ РФ, МФ РФ, Комиссии по товарным биржам при министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в РФ) к формированию и развитию рынка ценных бумаг в России; действия этих органов не согласованы и определяются конфликтом ведомственных интересов.

Для эффективного включения финансового рынка в решение задач по выходу экономики России из кризиса необходимо осуществление ряда срочных мер государства по восстановлению фондового рынка и созданию условий для его устойчивого развития в перспективе.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг входит в общую регулятивную инфраструктуру фондового рынка и оказывает решающее воздействие на участников рынка и их деятельность. Эффективное правовое регулирование фондового рынка является одной из важнейших задач, поскольку этот рынок является настолько масштабным и колеблемым, что может угрожать устойчивости всей экономической системы страны. Для этого необходимо всестороннее и продуманное воздействие государства на фондовый рынок, включающее как правовое регулирование, так и экономические способы воздействия.

В области законодательного регулирования рынка ценных бумаг одной из первоочередных задач является принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка. Первые шаги этом направлении были сделаны с принятием Федерального Закона "О рынке ценных бумаг", который решил многие проблемы регулирования фондового рынка. Законом установлен новый режим для ценных бумаг и профессиональных участников фондового рынка, позволяющий избежать "суррогатной" деятельности на рынке, а также определена четкая структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг. Необходимо принятие и других законов и нормативных актов в соответствии с избранной линией регулирования, способствующих дальнейшему развитию и упрочнению фондового рынка в России, и осуществление контроля за их исполнением.

Экономическое регулирование рынка ценных бумаг - это другой аспект государственного регулирования, который призван воздействовать на фондовый рынок при помощи различных экономических институтов: налогообложение, ставка рефинансирования, нормы обязательных резервов и операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

Но самым главным аспектом роли государства на рынке ценных бумаг является обеспечение защищенности рынка от отклонений политического маятника и создание условий для формирования устойчивого рынка экономического роста.

Формальные закрепленные отношения, такие, как подписанный Меморандум между США и РФ, являются важной частью укрепления программ по правоприменению и регулированию в области рынка ценных бумаг. Они позволяют органам, регулирующим рынки ценных бумаг, проводить расследования потенциальных нарушений национальных законов по ценным бумагам. Такие документы закрепляют отношения сотрудничества и являются важными для усиления правоприменения на рынке ценных бумаг и для эффективной работы в области регулирования рыночной деятельности и надзора за международным предложением ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг.  / - М.: Финансы и статистика, 2008. – 491 с.

2. Батяева Т.А. Рынок ценных бумаг: учебное пособие для вузов. / Т.А. Батяева; И.И. Столяров. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 303 с. - (Учебники факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова).

3. Бердникова Т.Б. Рынок ценных  бумаг и биржевой деятельности. / - М.: Инфра-м, 2009. - 462 с.

4. Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. / В.А. Боровкова. - СПб. [и др.]: Питер, 2011. - 316 с. - (Академия финансов).

Информация о работе Ценные бумаги: понятие, сущность, виды и функции. Рынок ценных бумаг в России