Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 14:21, курсовая работа
Целью работы является на базе экономической теории анализа ценовой дискриминации, рассмотреть методы ценовой дискриминации, используемые фирмами на практике.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
изучить историю понятия «ценовая дискриминация»;
определить виды ценовой дискриминации;
рассмотреть практические примеры ценовой дискриминации.
Введение
Единое
ценообразование является необходимым
фактором функционирования большинства
рынков. Тем не менее, существует множество
примеров, свидетельствующих о том, что
данный фактор реализуется не всегда.
Часто общество сталкивается с тем, что
продавцы назначают разные цены на одинаковую
продукцию, или занимаются ценовой дискриминацией.
И именно об этом явлении пойдет речь в
данной курсовой работе. Исследование
проблемы ценовой дискриминации, как правило,
ведется в контексте теории несовершенной
конкуренции. Причиной этому является
то, что ценовая дискриминация возможна
лишь при наличии у фирмы некоторой доли
рыночной власти и возможности контроля
над ценами. Смысл политики дискриминации
состоит в том, чтобы по возможности назначать
максимальную цену на каждую продаваемую
единицу товара. Поэтому дискриминации
может подвергаться как один и тот же покупатель,
например, в зависимости от количества
покупаемого товара, так и разные покупатели.
С проявлениями ценовой дискриминации
мы сталкиваемся ежедневно. Например,
различные цены на одни и те же блюда в
кафе и ресторанах в утреннее или дневное
время, различные тарифы на использование
Интернета в будние и выходные дни и т.д.
Проблема ценовой дискриминации на сегодняшний
момент актуальна и заслуживает внимания,
главным образом потому, что ее влияние
на экономическое благосостояние носит
весьма противоречивый и неоднозначный
характер. Несмотря на некоторые негативные
последствия, ценовая дискриминация имеет
также ряд преимуществ. Так, например,
ценовая дискриминация, благодаря гибкой
ценовой политике, способствует вовлечению
в товарно-денежные и производственные
отношения тех слоев населения, которые
по причине низкого уровня доходов воздерживаются
от совершения многих покупок. Это лишь
один пример. Для того чтобы понимать какие
последствия оказывает ценовая дискриминация
на экономическое благосостояние страны
в целом, и отдельных экономических субъектов
в частности, необходимо подробно изучать
ее сущность, формы, предпосылки и причины
возникновения, а также механизмы ее применения
в рыночной экономике. Целью работы является
на базе экономической теории анализа
ценовой дискриминации, рассмотреть методы
ценовой дискриминации, используемые
фирмами на практике.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Объектом данной работы является ценовая дискриминация, предметом - эффективное использование ценовой дискриминации на практике.
Глава 1. Ценовая дискриминация
История понятия «ценовая дискриминация»
Для начала хотелось бы показать,
как исторически сложилось понятие ценовой
дискриминации. Первоначальное представление
о ней можно найти в работах Ж. Дюпюи и
Д. Ларднера, а свою развитую форму оно
нашло в трудах А. Пигу.
Ж. Дюпюи был первым,
кто привлек внимание исследователей
к факту ценовой дискриминации и попытался
выяснить его смысл. В основе подхода Дюпюи
к ценовой дискриминации лежит концепция
полезности.
Что же дает нам
право говорить о приоритете этого французского
инженера и экономиста в разработке понятия
ценовой дискриминации? Прежде всего -
это ее определение, вошедшее почти без
изменений в экономическую литературу.
В определении Дюпюи схвачена самая суть
явления: "Один и тот же товар... продается
по разным ценам" разным покупателям,
причем различия в ценах, уточняет Дюпюи,
безотносительны к различиям в затратах.
Помимо определения
ценовой дискриминации Дюпюи частично
освещает и условия, необходимые для ее
осуществления. Он разъясняет, что негоциант
(который одновременно является и фабрикантом)
может вести такую продажу только в том
случае, если он защищен от конкуренции,
т. е. является монополистом. Выполнение
этого условия необходимо для того, чтобы
продавец мог контролировать цену. Но
его еще недостаточно, ибо нельзя понять,
откуда вообще берутся две (и более) цены
на один и тот же товар, если различия в
затратах столь малы, что ими можно пренебречь,
или их просто нет.
Установление цен,
уточняет затем Дюпюи, зависит не только
от интересов продавца-монополиста, но
и от того, как оценивают ту или иную вещь
покупатели. В глазах разных покупателей
одна и та же вещь имеет разную полезность,
поэтому и цены, которые они готовы платить
за нее, могут быть разными. И поскольку
существуют разные (отдельные) группы
покупателей - "богатые, зажиточные
и бедняки", констатирует Дюпюи очевидный
факт, то монополист, посвященный в хитрости
торговли, способен распознать эти группы,
учесть разную готовность платить за товар.
Интуитивно Дюпюи натолкнулся на основу
отделения одной группы от другой - различие
эластичности спроса. Оставалось лишь
выразить ее в явном виде, и еще одно условие
ценовой дискриминации было бы сформулировано
полностью.
Зачем монополист
идет на такую продажу? Дюпюи отвечает:
чтобы "заставить каждого покупателя
принести ему как можно больше прибыли".
Здесь структура понятия ценовой дискриминации
увязывается Дюпюи с понятием излишка
потребителя: увеличение прибыли, с точки
зрения покупателя, представляет собой
изъятие в пользу монополиста большей
или меньшей части излишка потребителя,
который в противном случае принадлежал
бы ему.
Почти одновременно
с Дюпюи вопрос о ценовой дискриминации
ставился еще одним инженером и экономистом
англичанином Д. Ларднером. Его анализ
и выводы изложены в работе "Экономика
железных дорог: трактат о новом виде транспорта,
управлении им, перспективах и отношениях
коммерческих, финансовых и социальных",
вышедшей в Лондоне в 1850 г., в которой рассматриваются
экономические проблемы зарождающейся
отрасли - железнодорожного транспорта.
Подход Ларднера отличается
от подхода Дюпюи. Ларднер анализировал
ценовую дискриминацию с позиции теории
фирмы, как теперь сказали бы мы Он доказывал,
что дискриминация может использоваться
в качестве средства, с помощью которого
фирма способна максимизировать прибыль.
Анализ железнодорожных тарифов позволил
ему обобщить практику их дифференциации
в зависимости от расстояния и характера
перевозимых грузов. Эту дифференциацию
он объяснил различиями эластичности
спроса на услуги железнодорожного транспорта,
во-первых, и перевозимых грузов, во-вторых.
Реальный вклад Ларднера - это выявление
им роли эластичности спроса в практике
ценовой дискриминации.
Полвека спустя теория ценовой
дискриминации получила дальнейшее развитие
и, если не считать незначительные дополнения
и уточнения, нашла свою современную форму
в работах английского экономиста А. Пигу,
ученика и последователя А. Маршалла.
В работе "Экономическая
теория благосостояния" Пигу дал более
глубокий, нежели его предшественники
(и современники), анализ ценовой дискриминации.
Он выявил и постулировал общие условия
ценовой дискриминации и выделил три вида
(степени) ценовой дискриминации.
Согласно Пигу, общие
условия, в полной мере благоприятствующие
осуществлению ценовой дискриминации,
складываются тогда, когда цена спроса
на любую единицу товара не зависит от
продажной цены любой другой единицы товара.
А это возможно лишь в том случае, когда
никакая единица товара не может заменить
какую-либо другую единицу этого же товара.
Предполагается, что: 1) никакую из единиц
товара, проданную на одном рынке, нельзя
передать на другой рынок и 2) никакую из
единиц спроса, предъявленного на одном
рынке, невозможно перевести на другой
рынок. При этих допущениях на рынке возникнут
условия, при которых дискриминация позволит
монополисту извлечь наибольшие выгоды.
По сути дела речь идет об условиях некой
идеальной (совершенной) дискриминации
(Термин "совершенная дискриминация",
по-видимому, впервые употребила Дж. Робинсон
в своей книге: «Экономическая теория
несовершенной конкуренции»)
Ценовая дискриминация
в интерпретации А. Пигу в настоящее время
вошла во все учебники экономики.
1.2 Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации
Фирма, действующая в условиях рынка совершенной конкуренции, не обладает властью над ценой, она вынуждена продавать весь объем выпуска по той цене, которую предлагает рынок. На рынке несовершенной конкуренции отдельная фирма приобретает определенную (большую или меньшую) власть над ценой, повышая ее по сравнению с конкурентным уровнем с целью максимизации прибыли. Однако если фирма будет использовать ценовую дискриминацию, ее прибыль вырастет. Ценовая дискриминация наблюдается там, где фирма назначает разные цены на один и тот же товар для разных групп потребителей, причем различия в цене не обусловлены различиями в издержках или качестве товара.
Мотив использования системы ценовой дискриминации состоит в стремлении фирмы, обладающей монопольной властью на рынке, максимизировать прибыль. Назначая для всех покупателей единую цену, продавец теряет потенциальную прибыль из-за того, что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара.
Поскольку фирма в условиях несовершенного рынка обладает рыночной властью, расширение объема продаж возможно только за счет снижения цены единицы товара. Функция спроса отдельной фирмы не является абсолютно эластичной. Дополнительная выручка, полученная при продаже дополнительной единицы товара, отражает два эффекта: рост обшей выручки от продажи еще одной единицы товара и уменьшение средней выручки на весь предыдущий объем выпуска:
где MR - предельная выручка фирмы;
Р - цена, назначаемая фирмой на товап;
Q - объем продаж фирмы;
- изменение пены товара в
Если бы фирме удалось уменьшить цену только одной дополнительной единицы выпуска, не сокращая цены других единиц, ее прибыль существенно возросла бы. Методы ценовой дискриминации призваны разграничить существующий выпуск и дополнительные продажи с целью получения дополнительной прибыли, которая в обычном случае достается потребителям как часть потребительского излишка.
Ценовую дискриминацию нелегко осуществить на практике. Для того чтобы ценовая дискриминация была эффективной - способствовала бы росту прибыли фирмы - должны выполняться следующие условия:
Наличие у фирмы рыночной власти. Если фирма не обладает определенной степенью влияния на рынок - рыночной властью, то ее решения никоим образом не могут повлиять на действия покупателей, на рыночную цену и на получаемую ею прибыль. Следовательно, возможность воздействовать на спрос посредством изменения объемов выпуска и цен товара составляет первое необходимое условие существования эффективной ценовой дискриминации.
Способность фирмы отделить одну группу потребителей от другой в соответствии с разной готовностью потребителей платить за товар. Однородность потребителей какой-либо фирмы означает одинаковую ценовую оценку ими полезности, получаемой от использования товара в потреблении. Такие потребители будут одинаковым образом реагировать на действия фирмы в отношении цен и объемов выпуска (а также качества товара). Назначение разных цен на один и тот же товар для подобных покупателей не приведет к изменению спроса - все потребители будут покупать товар по низким ценам, прибыль фирмы сократится, ценовая дискриминация окажется неэффективной. Поэтому прибыльная ценовая дискриминация требует наличия разных по ценовым оценкам товара покупателей, причем эта их разность должна быть легко определяема и контролируема.
Способность фирмы исключить арбитраж - перепродажа товара со стороны потребителей, покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене. Когда фирма разделяет рынок путем ценовой дискриминации на сектора с разной ценовой эластичностью спроса и, следовательно, назначает цены разного уровня, у потребителей с низкой ценовой эластичностью возникает соблазн арбитража - купив товар по относительно низкой цене, перепродать его тем потребителям, которые готовы платить за него высокую цену. В таком случае дополнительная прибыль от ценовой дискриминации достается не фирме, а потребителям, осуществляющим арбитраж. Чтобы этого не происходило, фирма должна создать искусственные барьеры между секторами рынка. Такие барьеры могут возникать (и использоваться фирмой) благодаря действию ряда факторов, среди которых можно выделить:
Высокие трансакционные издержки перепродажи предотвращают арбитраж: то, что экономический агент может выиграть от разницы в ценах, он теряет на трансакционных издержках. Одним из наиболее очевидных примеров трансакционных издержек являются транспортные тарифы. Несмотря на разные цены шоколадки «Марс» в Москве и Екатеринбурге, персональный арбитраж практически исключен благодаря тому, что из-за дальности расстояния транспортные расходы достигают величины, сопоставимой с ценой товара. Другим примером трансакционных издержек, способных предотвратить арбитраж, являются импортные тарифы. Ненулевые импортные тарифы в сочетании с транспортными расходами, снижая эффективность арбитражных операций, обеспечивают возможность продажи товара в разных странах по разным ценам.
Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. Возможность осуществления ценовой дискриминации является одним из важнейших стимулов вертикальной интеграции. Если производитель конечной и поставщик промежуточной продукции входят в вертикально интегрированную фирму, конечная продукция может поставляться по цене, более низкой по сравнению с ценами поставки «внешним» покупателям. Если поставщик и потребитель являются независимыми фирмами, контракт между ними может быть составлен таким образом, чтобы исключить перепродажи.
Специальные качества продукции. Для исключения арбитража производитель может придавать товарам особые характеристики, снижающие возможности найти потенциальных покупателей для перепродажи. Так, медицинский спирт благодаря специальным добавкам не может использоваться в производстве алкогольных напитков.
Специальные формы контрактов на продажу. Монополист-производитель, реализующий продукцию достаточно крупными партиями, может продавать не собственно товар, а варрант – ценную бумагу, удостоверяющую право покупателя на соответствующую партию продукта. В ряде случаев варрант действителен только для его первых покупателей, что повышает затраты на его перепродажу и снижает ее эффективность.
Особый вид товара. Услуги, в отличие от продукта, не могут быть перепроданы. Это дает возможность поставщикам услуг осуществлять более актив ценовую дискриминацию по сравнению с поставщиками продуктов.
Наивысшая степень контроля над рынком при благоприятном стечении обстоятельств дает возможность назначения индивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя в соответствии с индивидуальными кривыми спроса. Наиболее мягкая форма дискриминации связана с назначением разных цен для разных групп покупателей. Между этими полюсами находится множество промежуточных положений: установление различных цен на отдельные партии товара, индивидуальный подход к назначению цен только для отдельных групп покупателей и т.п. Таким образом принято различать следующие основные виды ценовой дискриминации: