Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:55, контрольная работа
Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Именно "желание купить" отличает спрос от простого "хотенья" заполучить то или иное благо, чем бы оно ни диктовалось ≈ настоятельной необходимостью удовлетворить жизненно важную потребность или требованиями комфорта, стремлением выглядеть не хуже других или перещеголять соседа.
Ценовая эластичность спроса и её измерение…………………….2-5
Эластичность спроса по доходу………………………………….....6
Перекрестная эластичность………………………………………..6-8
Эластичность предложения и факторы на нее влияющие………8-10
Упражнения………………………………………………………...10-11
Литература………………………………………………………….11-12
Содержание.
Упражнения……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Ценовая эластичность спроса и её изменение.
Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Именно "желание купить" отличает спрос от простого "хотенья" заполучить то или иное благо, чем бы оно ни диктовалось ≈ настоятельной необходимостью удовлетворить жизненно важную потребность или требованиями комфорта, стремлением выглядеть не хуже других или перещеголять соседа.
Наличие спроса на какой-то товар предполагает чье-то согласие уплатить за него определенную цену, а значит, и согласие пожертвовать "в обмен" на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму. Следовательно, на спрос оказывают влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, их желания, но и размеры их денежных доходов и сбережений, а также цены предлагаемых товаров.
Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.
Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.
В общем виде функция спроса может быть представлена так:
где ≈ объем спроса на i-тый товар (i = 1,2,..., k);
Т ≈ вкусы и предпочтения;
P1, .. .,Pk ≈ цены всех товаров, включая i-тый;
I ≈ денежный доход.
Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены интересующего нас товара (Pi), положить неизменными, то от функции (2.1) можно перейти к функции спроса от цены, характеризующей зависимость спроса на г'-тый товар лишь от его собственной цены:
Функция спроса от цены может быть представлена одним из трех способов:
1) табличным, например:
Pi (руб.) |
|
... |
... |
100 |
1000 |
150 |
700 |
... |
... |
500 |
300 |
... |
... |
2) аналитическим, например:
3) графическим.
На рис. 2.1 линия DD представляет графическое изображение функции спроса от цены. Она называется линией спроса. Абсциссы точек линии спроса характеризуют объем спроса, а ординаты ≈ цены спроса.3
Необходимо различать
Обратную зависимость между ценой и объемом спроса (при снижении цены объем спроса растет, и наоборот) часто называют законом спроса.
Известно одно исключение из этого закона, получившее название парадокса Гиффена. Английский экономист Роберт Гиф-фен (1837≈1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос. Пока же отметим лишь, что подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса.
Нередко некоторые явления
А. Цена ≈ показатель качества.
Потребитель, особенно конечный, зачастую не может квалифицированно судить о качестве предлагаемого ему товара. В этом случае он склонен принимать цену этого товара за своеобразный показатель его качества, полагая, что высокая цена свидетельствует о высоком качестве товара, и наоборот. На этом основана широко распространенная практика повышения цен без реального улучшения качества товаров. Фактически здесь имеет место направленное воздействие посредством цены на мнение потребителей о качестве товаров, результатом чего является сдвиг линии спроса вверх и вправо, а не движение вдоль неизменной линии спроса.
Вернемся к рис. 2.2. Пусть на какой-то товар при цене Р2 предъявлялся спрос в объеме Q2- Внеся незначительные изменения в конструкцию или внешний вид изделия, изготовитель повышает цену до Р1. Потребители, полагая, что рост цены означает и улучшение качества, увеличивают объем спроса до Q3з. вместо того чтобы снизить его до Q1, т.е. переходят к новой линии спроса D2D2. Как только покупатели убедятся в том, что новый товар по своему качеству не отличается от старого, спрос на него вновь вернется к линии D1D1. Поэтому практика такого скрытого повышения цен может быть успешной лишь при непрерывной смене моделей, марок выпускаемых товаров, при значительном и даже избыточном их разнообразии.
Хотя в этом случае
мы имеем дело с изменением спроса
под влиянием манипулирования
Б. Эффект Веблена.
Внешне с ситуацией цена ≈ показатель качества схож так называемый эффект Веблена, названный так по имени американского экономиста и социолога Т. Веблена (1857≈1929), внесшего существенный вклад в его исследование. Этот эффект связан с престижным спросом, ориентированным на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Такую функцию могут выполнить лишь товары, доступ к которым для широких масс так или иначе ограничен. Обычно таким ограничителем является высокая цена, поэтому престижный спрос обычно ассоциируется со спросом на дорогостоящие товары. Отсюда нередко делают вывод, что повышение цен таких товаров ведет к росту объема спроса за счет увеличения объема престижного спроса. Если бы это было так, то цены престижных товаров могли бы расти бесконечно. Однако, как показала практика конца 70≈начала 80-хгг., повышение цен на такие товары, как ювелирные изделия, ковры, хрусталь, привело не к увеличению, а к снижению объема спроса на них. Хотя престижность таких товаров с ростом цен возрастает, но спрос на них сокращается в связи со все меньшей их доступностью для широких кругов покупателей.
Ограничивать престижный спрос лишь дорогостоящими товарами нельзя. Элемент престижа, ориентации на повышение, демонстрацию или, наоборот, маскировку своего социального статуса (действительного, мнимого или желаемого) играет важную роль в формировании индивидуальных вкусов и предпочтений, а вслед за тем и спроса во всех тех случаях, когда информация о приобретении, наличии или потреблении того или иного товара легко доступна тем, чьим мнением и оценкой дорожит (или хотел бы дорожить) покупатель. Поэтому престижной ценностью могут обладать не только дорогостоящие, но и распределяемые бесплатно или по льготным ценам товары, если доступ к ним для широкого круга потребителей ограничен какими-то другими, неценовыми средствами. Согласно современным взглядам, потребность выделиться из мира, ощутить и продемонстрировать свою власть над" природой, вещами и людьми является одной из базовых, универсальных потребностей человека. Поэтому выделить в составе спроса престижный элемент далеко не просто.
В. Эффект ожидаемой динамики цен.
Если цена товара снизилась и потребители ожидают сохранения наметившейся тенденции, спрос в данный момент может сократиться. Наоборот, в случае повышения цены спрос может возрасти, если покупатели ожидают дальнейшего роста цен. В этом случае, казалось бы, наблюдается не обратная, а прямая зависимость между ценой и объемом спроса. Это означало бы, что линия спроса на рис. 2.2 должна иметь не отрицательный (вниз и вправо), а положительный (вниз и влево) наклон.
Такой вывод был бы, однако, неправилен. Покупатель сопоставляет в данном случае текущие цены с ожидаемыми. В случае ожидаемого снижения цены он воспринимает текущую цену как относительно более высокую и соответственно сокращает спрос. В случае ожидаемого повышения цены он воспринимает текущую цену как относительно более низкую и соответственно увеличивает спрос. Таким образом, общий закон спроса сохраняет свое значение и в рассматриваемой ситуации.
Эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя. Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительного изменения объема спроса на i -тый товар к относительному изменению дохода потребителя:
Если ej < 0, товар является низкокачественным , увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.
Если e I > 0, товар называется нормальным , с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.
Среди нормальных товаров можно выделить три группы. Товары первой необходимости , спрос .на которые растет медленнее роста доходов (0 < e I < 1) и потому имеет предел насыщения. Предметы роскоши , спрос на которые опережает рост доходов ( e I > 1) и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов ( e I = 1), называют товарами ⌠второй необходимости" . Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.
Перекрестная эластичность
Эластичность спроса.
Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью (cross elasticity):
|
Если ЕxD > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если ЕxD< 0 — взаимодополняемые.
Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда ЕDx,y = +∞, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если ЕDx,y = -∞, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).
Однако это правило,
характеризующее
Эластичность спроса
В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода (income elasticity of demand):
|
Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (E1 < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.). Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (ЕI > 0), благо является нормальным. Если 0 < EI < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички). При EI > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше нее (например, мебель). Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < EI< 1), должно существовать благо с EI > 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля. Рассмотрим теперь эластичность предложения.