Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:55, контрольная работа
Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Именно "желание купить" отличает спрос от простого "хотенья" заполучить то или иное благо, чем бы оно ни диктовалось ≈ настоятельной необходимостью удовлетворить жизненно важную потребность или требованиями комфорта, стремлением выглядеть не хуже других или перещеголять соседа.
Ценовая эластичность спроса и её измерение…………………….2-5
Эластичность спроса по доходу………………………………….....6
Перекрестная эластичность………………………………………..6-8
Эластичность предложения и факторы на нее влияющие………8-10
Упражнения………………………………………………………...10-11
Литература………………………………………………………….11-12
Эластичность предложения по цене (price elasticity of supply) показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения иены на один процент.
|
Как было сказано ранее, для понимания эластичности предложения важное значение имеет фактор времени.
В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (ЕSр = 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения .В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.
Эластичность предложения и факторы на неё влияющие.
Эластичность предложения – это ответная реакция величины предложения на изменение цены.
Эластичность предложения можно измерить с помощью коэффициента эластичности.
1. Предложение эластично, когда фирмы могут легко и быстро изменить величину предложения товара в ответ на изменение его цены (ЕS > 1).
2. Предложение неэластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением его цены (ЕS < 1).
3. Предложение единичной эластичности образуется в случае, когда процентное изменение цены и последующие процентное изменение количества предлагаемой продукции оказываются равными по величине (ЕS = 1).
4. Абсолютно неэластичное предложение. (ЕS = 0, кривая вертикальна). То есть при любом изменении цены фирмы могут предложить фиксированное количество товаров.
5. Абсолютно эластичное предложение. Фирмы готовы предложить такое количество товара, которое может удовлетворить весь спрос, при необходимости – бесконечное количество (ЕS = ∞, кривая горизонтальна).
Факторы, влияющие на эластичность предложения
1. Наличие резерва производственных мощностей.
Когда промышленность не работает на полную мощность, оборудование простаивает, рабочие остаются без работы или заняты неполный рабочий день. В этом случае предложение будет эластичным. Возросший спрос можно удовлетворить довольно быстро: нанять больше рабочих и привести в действие простаивающее оборудование. Однако если промышленность работает на полную мощность, предложение будет неэластичным, по крайней мере в течение короткого периода. Может понадобиться много времени, чтобы построить новые или расширить старые заводы. И даже в условиях безработицы предложение может быть неэластичным, если обнаружится недостаток рабочей силы определенной квалификации.
2. Уровень запасов.
Если в отрасли есть большие товарные запасы, возросший спрос можно удовлетворить, пустив их в оборот. Пока запасы не истощатся, предложение будет эластичным.
3. Различие сельскохозяйственных и промышленных товаров.
Что касается сельскохозяйственных продуктов, то на эластичность предложения влияет продолжительность сезона выращивания культуры. В течение года никаких изменений в предложении овощей и зерновых культур не происходит. Предложение некоторых культур, выращиваемых на плантациях (натуральный каучук, кофе и какао), будет неэластичным в течение еще более длительного времени, потому что требуется несколько лет, чтобы новые деревья и кусты стали плодоносить.
Предложение промышленных товаров более эластично, чем сельскохозяйственных продуктов. В промышленности есть возможности справиться с падением спроса: уволить часть рабочих или перевести их на неполную рабочую неделю и отключить машины. При увеличении спроса можно вновь ввести в действие простаивающее оборудование, нанять больше рабочих или работать сверхурочно.
4. Фактор времени.
- в условиях кратчайшего рыночного периода производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены, и предложение совершенно неэластично (ЕS = 0), поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения;
-в условиях краткосрочного периода предложение будет эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (сырье, рабочая сила), либо использовать их более интенсивно;
- в условиях долгосрочного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.
Упражнения.
Задача №1.
Цена на товар Х повысилась с 200 рублей до 270 рублей, в результате чего объём продаж товара Y уменьшился на 70 %. Определите, каким является товар Х по отношению к товару Y : заменяемым или взаимодополняемым благом.
Решение.
Цена на товар Х увеличилась на 35% (270: 200*100), а на Y товар объём продаж уменьшился на 70%. То коэффициент перекрестной эластичности равен -70:35=-2.
-2 меньше 0, это означает, что данные товары дополняют друг другу.
Ответ:
Данные товары являются взаимодополняемым благом.
Задача №2.
Продавец роз решил увеличить объём продаж путем снижения цены за цветок с 90 до 70 рублей. В результате объём продаж изменился со 120 до 200 в день. Определите дуговую эластичность спроса на розы.
Решение.
Ответ:
Дуговая эластичность равна 2.Спрос является эластичным, т.к. Ed больше 1, т.е в значительной мере зависит от цены.
Литература.
2 Агуреева О.В. Краткий курс по экономической теории/О.В. Агуреева, Е.А. Замедлина, О.О. Шерстнева. – М.:ООО «Издательство «Окей-Книга», 2007. – 176 с.
10 Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учебник/В.З. Баликоев. – М.: Омега-Л; Новосибирск: Сибирскоесоглашение
19 Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебное пособие/Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – М.: Эксмо, 2008. – 448 c.
20 Вечканов Г.С., Вечканов Г.Р. Микроэкономика. – 2-е изд.– СПб.: Питер, 2008. – 272 c.
42 Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник/ В.Д. Камаев,М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – 3-е изд., стер. – М.:КноРус, 2008. – 384 c.
47 Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. – М.:Велби; М.: Проспект, 2008. – 432 c.
49 Курс экономической теории: учебник./ Под общей ред.Чепурина М.Н., Киселёвой Е.А.. – Изд. 6-е, допол. иперераб. – Киров: АСА, 2007. – 848 c.
57 Микроэкономика: Учебное пособие./ Под ред.Т.Е. Плюсниной. – Перераб. и доп. – Ульяновск: УГСХА,2010. – 222 c.
67 Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. – М.:Владос, 2005. – 519 c.
68 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. – 2-е изд.,изм. – М.: Норма, 2007. – 576 c.119 Экономическая теория: учебник./ [В.И. Бархатов,Г.П. Журавлева, А.В. Горшков и др.]; под ред. В.И.Бархатова, Г.П. Журавлевой. – М.: Финансы и статистика,2007. – 848 с.
121 Экономическая теория: учебник./ Под ред.А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – Спб: Питер, 2010. –560 с.
122 Экономическая
теория: учебник./ Под ред. В.И.
Видяпина,А.И. Добрынина, Г.П.
123 Экономическая теория: Учебник./ Под ред. Н.Г.Кузнецова.– 2-ое изд., перераб. и доп.. – Ростов н/Д: Изд. центр"МарТ", 2007. – 528 c.
124 Экономическая теория: Учебник./ Под ред.О.С. Белокрыловой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 448 c.
125 Экономическая теория: учебник/ под ред. Е.Н. Лобачевой.– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование,2010. – 515 с.