Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:16, доклад
Ценовая политика – это практические действия федерального центра, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, направленные на установление, формирование и регулирование цен в национальной экономике, сфере услуг и осуществление контроля над соблюдением законодательства в области ценообразования. Ценовая политика является важной составляющей экономической политики государства, которая проводится путем анализа практики формирования цен (свободных, регулируемых и устанавливаемых государством). Государственными органами власти разрабатываются общие положения, рекомендации, направления, принципы, методы и нормативы установления и регулирования цен (тарифов), надбавок, наценок.
Важнейшие направления государственной ценовой политики определяются наряду с законодательными и нормативными правовыми актами указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Справочные цены могут быть, во-первых, номинальными, то есть не связанными с реальными коммерческими операциями. Номинальные цены применяется в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной ценой, так как она применяется в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. В качестве базисной цены понимают цену товара определенного качества, спецификации, в заранее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте). Эти цены, как правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок. Поэтому размер скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%.
Номинальной называют биржевую котировальную цену за товар, по которому в день котировки не было заключено сделок.
Во-вторых, справочные цены могут быть ценами, отражающими прошлые елки, операции, совершенные за истекший период (месяц, неделю). Базовые цены широко применяются в кредитной практике. Так, при исчислении процентной ставки за пользование кредитом на пополнение оборотных средств используются базовые цены. Базовыми ценами считают цены, действовавшие на 1 число месяца, в котором получен кредит, что должно быть оговорено в соглашении.
Цены фактических сделок также являются справочными. Однако эти цены регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически.
Цены предложения крупных фирм также есть справочные цены, так как первоначальные цены в результате уторговывания обычно снижаются. Прейскурантные цены это вид справочной цены, публикуемый в прейскурантах, то есть справочниках фирм-продавцов. Цены прейскурантов и каталоги обычно предоставляются фирмами-поставщиками в ответ на запросы покупателей.
В целом справочные цены играют роль отправной точки, с которой начинаются уторговывание цен при заключении сделок. (Котлер, 1996)
Расчетная цена применяется
в договорах, контрактах на нестандартное
оборудование, производимое обычно по
индивидуальным заказам. Цены на такое
оборудование рассчитываются и обосновываются
поставщиком для каждого
На уровень расчетной
цены определенное влияние оказывает
то обстоятельство, что специальные
машины и оборудование чаще всего
выпускают фирм фактически господствующие
в данной сравнительно узкой области.
Производимое ими оборудование связано
с запатентованными изобретениями,
усовершенствованной
Цены предыдущих сделок используются в случае относительной стабильности цен на машины и оборудование. Они практикуются при размещении заказов в условиях устойчивых связей между контрагентами.
5. Вид цены довольно
часто определяется видом
Цены товарных аукционов. Аукцион это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров. Они проводятся, как правило, один или несколько раз в год, чаще всего в традиционной для каждого аукциона форм. Цены аукционов это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаре (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением. Особенностью аукциона является наличие в большинстве случаев многих покупателей и одного или нескольких продавцов. На аукционах, в отличие, например, от бирж, продаются реальные товары со строго индивидуальными свойствами. Аукционная цена может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.
Цены аукционов используются на продукцию лесного, сельского хозяйство рыболовства, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами старины и искусства.
Биржевые котировки
Биржевые котировки являются ценами реальных контрактов, в то же время они служат ориентиром для установления цен по товарам, реализуемым по обычным договорам, контрактам.
Цены торгов - это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Тендер предполагает привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее организаторов. Другими словами, цены торгов опосредуют особую форму торговли, когда несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполнению определенных работ, из которых он впоследствии выбирает самый эффективный.
Отличительной чертой такой формы торговли является наличие нескольких продавцов (оферентов) и одного покупателя (заказчика), который из этих предложений выбирает наиболее выгодное, в том числе и по цене, предложение.
6. С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены. (Романов, 1995)
Постоянная цена, срок действия которой заранее не определен. Сезонная цена, срок действия которой определен периодом времени.
Ступенчатая цена ряд последовательно
снижающихся цен на продукцию
в заранее обусловленные
7. Внутрифирменные цены.
Трансфертные цены - это
цены, применяемые внутри фирмы при
реализации продукции между
Трансфертные цены получили
широкое распространение в
Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие.
8. По условиям поставки и продажи различают следующие виды цен:
Цена-нетто - цена на месте купли-продажи; цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франке» и условия страховки). Дифференциация цен в зависимости от того, кто продавец или покупатель берет на себя транспортные расходы, различается по виду «франко». Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы. Например, франко-склад продавца означает, что все расходы по доставке несет покупатель, а франко-склад потребителя все расходы оплачиваются продавцом.
Различают единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод установления предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от их местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Так, цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места произведет редукции, и фактические транспортные расходы в данном случае значительно придают средние.
9. Мировые цены - это цены,
по которым проводятся крупные
экспортные и импортные
Регулирование цен государством.
Свобода предприятия в установление цен ограничивается не только потребительским спросом, рыночной ценой и участниками каналов товародвижения, но и государством.
Государство может фиксировать цены. Общая формула фиксирования цены чрезвычайно проста:
ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ = ЦЕНА ФИКСИРОВАННАЯ (Романов, 1995)
Государство фиксирует цены тремя способами:
а) вводя государственные прейскурантные цены.
Государственный прейскурант – это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования, а также министерствами и ведомствами.
Различают ситуацию, когда
практически все цены являются
прейскурантами (например, советская
экономика до 1987г.), и ситуацию, когда
небольшая часть цен охвачена
жестким контролем. Обычно
Если государство
1. Если цена "свободна",то рост спроса приводит к росту цены. Если же цена зафиксирована, то рост спроса приведет к дефициту.
а) В данном случае велика
вероятность возникновения
б) Государство может на
определенное время "заморозить",
т.е. зафиксировать на определенном
уровне, рыночные цены. Причем практика
долгосрочного замораживания
в) Государство может
Доминирующее положение – это исключительное положение предприятия на рынке определенного товара, которое дает предприятию возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иным образом ограничивать свободу их деятельности.
2. Государство может с
той или иной степенью
а). Государство может установить предельный уровень цен на отдельные товары.
ЦЕНА РОЗНИЧНАЯ = ЦЕНА ПРЕДЕЛЬНАЯ. (Романов, 1995)
Допустим, государство установило предельный уровень цен на масло - 20 руб. за 1 кг. Это значит, что производители, по согласованию с торговлей, могут установить любой уровень цен
(18 руб.,19, 8, 1, ... руб.), но розничная цена масла не должна быть выше 20 руб.
б). Государство может установить
предельные надбавки или коэффициенты
к фиксированным ценам
ЦЕНА РОЗНИЧНАЯ = ЦЕНА ПРЕЙСКУРАНТНАЯ+ПРЕДЕЛЬНАЯ НАДБАВКА.
в). Государство может верхний предел розничной цены ее устанавливать, как в случаях а) и б), а регламентировать лишь основные параметры, определяющие уровень цен: величину прибыли производителя, скидки, величину косвенных налогов, которыми облагаются товары.
г). Государство может установить предельный уровень разового повышения цен на конкретный товар. Это делается для того, чтобы не допустить скачкообразного роста цен. Например, во время проведения реформы цен в Польше в 1989 г. такой уровень был установлен в 30%.
д). Цены предприятий, занимающих монопольные или доминирующее положение на рынке, могут прямо не фиксироваться государством. Однако в большинстве стран мира на монопольные цены наложен строгий контроль..
е). Государство может также воздействовать на рыночную цену, устанавливая цены государственным предприятиям, которые на рынке выступают наравне с предприятиями других форм собственности.