Ценовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой рассматривает источники образования и распределения прибыли в нефти газовой индустрий. А так же решение проблем в ходе выполнения данных операций. Анализ процессов распределения прибыли на отечественных предприятиях показал, что на сегодняшний день каждый собственник распределяет и использует заработанную им чистую прибыль по собственному усмотрению.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….2-4
Источники образования и распределение прибыли в нефтяной и газовой промышленности зарубежных компаний…………………5-6
Экономическая сущность прибыли и ее влияние на развитие предприятия………………………………………………………….7-9
Виды прибыли и источники ее формирования в нефтегазовой отрасли……………………………………………………………...10-12
Основные направления распределения и использования прибыли..
Метод прямого счета прибыли……………………………………12-19
Заключение…………………………………………………………….19-21

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 47.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Основные направления распределения и использования прибыли.

4.1 Ревизия определения и распределения прибыли — проверка законности и правильности определения и распределения прибыли хозяйствующего субъекта, их документального оформления и принятия к учёту. Ревизия определения и распределения прибыли может осуществляться в рамках мероприятия финансового контроля (например, документальной ревизии) либо как отдельная проверка. Распределение прибыли после налогообложения (чистой прибыли) является исключительной компетенцией собственников (участников, акционеров) организации. Основные направления распределения прибыли: Выплата дивидендов акционеров (доли прибыли участникам общества, товарищества). Направление прибыли в фонды накопления (реинвестирование в развитие производства). В определённой мере, это откладывание распределения прибыли на будущее. Направление прибыли в фонды поощрения работников. Направление прибыли в резервные фонды (формирование резервного капитала). Направление прибыли на благотворительные цели. Наиболее значимыми обычно являются первые два направления. Соотношение между ними формирует понятие «дивидендная политика». В общем случае, существует определённое противоречие: повышение дивидендов влечёт за собой уменьшение конкурентоспособности, а следовательно — понижение прибыли в будущем, снижение дивидендов влечёт отток акционеров, заинтересованных в получении прибыли сейчас, а не в будущем, а следовательно — уменьшение капитала. Прибыль является важным показателем эффективности производственно-хозяйственной деятельности, а также источником формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов.

Полученный предприятием прибыль может быть использован  для удовлетворения различных потребностей. Во-первых, он направлен на формирование финансовых ресурсов государства, финансирования бюджетных расходов. Это достигается  изъятием у предприятий части  прибыли в государственный бюджет. Во-вторых, прибыль является источником формирования финансовых ресурсов самих  предприятий и используется ими  для обеспечения хозяйственной деятельности. Следовательно, полученная предприятием прибыль является объектом распределения. В распределении прибыли можно выделить два этапа. Первый этап - это распределение общего дохода. На этом этапе участниками распределения является государство и предприятие. В результате распределения каждый из участников получает свою долю прибыли. Пропорция распределения прибыли между государством и предприятиями имеет важное значение для обеспечения государственных нужд и потребностей предприятий. Это одно из принципиальных вопросов реализации финансовой политики государства, от правильного решения которого зависит развитие экономики в целом. Пропорции распределения прибыли между государством (бюджетом) и предприятием складываются под влиянием нескольких, факторов. Существенное значение при этом имеет налоговая политика государства в отношении субъектов хозяйствования. Эта политика реализуется в сумме налогов, уплачиваемых за счет прибыли, в определении объектов налогообложения, ставках налогообложения, в порядке предоставления налоговых льгот. Второй этап - это распределение и использование прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий после осуществления платежей в бюджет. Совокупный денежный доход, состоящий из зарплаты и части прибыли, могут получать рабочие на предприятиях, где применяются стимулирующие системы "участия в прибылях", "в капитале". При этом денежное вознаграждение делится на две части. Первая и главная его доля выплачивается по обычным нормам оплаты труда, а вторая - в конце года в виде премии из прибыли фирмы. Премия выдается нерегулярно и ставится в зависимость от уровня дохода предприятия или от размеров той части прибыли, которая создается за счет либо экономии производственных расходов, либо сбережения затрат на рабочую силу Все это делается с целью увязать экономические интересы каждого работника с улучшением результатов коммерческой деятельности фирмы. Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Распределение прибыли — форма реализации разработанной дивидендной политики и политики формирования собственных инвестиционных ресурсов, в процессе которой полученная (намеченная к получению) прибыль распределяется по основным направлениям ее предстоящего использования. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде. Высокая роль характера распределения прибыли в деятельности предприятия определяется следующими основными положениями: Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель политики управления ею — повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов и т.п.) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени. Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения. Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников. Характер распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения собственного капитала из внешних источников уровень выплачиваемых предприятием дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей эмиссии акций. Кроме того, как было показано ранее, возрастание уровня дивидендных выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов. Распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда. Пропорции распределения прибыли формируют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. В условиях низкой действенности государственных форм социальной защиты занятых работников, эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную социальную защищенность. Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия. Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственниками и персоналом предприятия, осуществляются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень платежеспособности предприятия в текущем периоде может существенно снизиться. Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) — получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Метод прямого счета прибыли

5.1 При этом методе, наибольшее распространение в промышленности получила нормативная прибыль.

Прибыль является основным фактором экономического и социального  развития не только для предприятия, но и для экономики страны в  целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение. Прибыль планируется раздельно по видам, а именно: прибыль от продажи продукции и товаров; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характер прибыль от реализации основных средств прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.; прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Основными методами планирования прибыли являются:

  1. метод прямого счета;
  2. аналитический метод;
  3. метод совмещенного расчета.

5.2 Метод прямого счета

Данный метод наиболее распространен на предприятиях в  современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при  небольшом ассортименте выпускаемой  продукции. Сущность его в том, что  прибыль исчисляется как разница  между выручкой от реализации продукции  в соответствующих ценах за вычетом  НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется  по формуле:

П = (О × Ц) - (О × С), (1)

где О — объем выпуска  продукции в планируемом периоде  в натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость  единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы  затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска  планируемого периода:

Птп = Цтп - Стп, (2)

где Цтп — стоимость  товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах  реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость  товарной продукции планируемого периода.

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем  реализуемой продукции. Прибыль  на реализуемую продукцию (Прп) в  общем виде рассчитывается по формуле:

Прп = Врп - Срп,

где Врп — планируемая  выручка от реализации продукции  в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп — полная себестоимость  реализуемой в предстоящем периоде  продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в  плановом периоде определяется по формуле:

Прп = Пон + Птп - Пок, (3)

где Пон — сумма прибыли  остатков нереализованной продукции  на начало планового периода;

Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в  плановом периоде;

Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в  конце планового периода.

Данная методика расчета  применима для укрупненного прямого  метода планирования прибыли, когда  легко определить объем реализуемой  продукции в ценах и по себестоимости.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что современная экономическая  мысль рассматривает прибыль  как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Прибыль выполняет ряд функций: воспроизводственную, стимулирующую и контрольную. Воспроизводственная функция  -  один из источников финансирования расширенного воспроизводства. Стимулирующая - источник образования поощрительных фондов и социального  развития коллектива. Контрольная  -  один из основных показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль - важнейшая финансовая категория, призванная отражать финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Можно выделить следующие формы прибыли: общая прибыль отчетного периода -  балансовая прибыль; прибыль от реализации продукции (работ, услуг); прибыль от финансовой деятельности; прибыль от прочих внереализационных операций; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль; сверх прибыль и монопольная сверх прибыль. Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции. Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой,  ¾  как основа дальнейшего развития.  Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона. Значение прибыли заключается в том, что прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия.  Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов. В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению навой техники; на совершенствование технологии  и организации производства, на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения  собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплате процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на  приобретение основных средств,  а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам. Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членам трудового коллектива в имущество предприятия. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам (исключая специальное питание отдельных категорий работников, относимое на затраты производства в соответствии с действующим законодательством). Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем,  чтобы учитывать условия рыночной  конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения,  но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. А.В. Павловская «Планирование на предприятиях нефтяной и газовой  
    1. промышленности» Ухта 2010 г.
  2. О.И.Волков, В.К.Скляренко «Экономика предприятия» Москва.
  3. «Инфра-М» 2007г.
  4. Бренц А.Д., Тищенко Е.В. «Организация, планирование и управление предприятием  
    1. нефтяной и газовой промышленности»  Москва «Недра» 1986
  5. М.М. Бегентаев «Экономика промышленности»  Павлодар Кереку 2008г.
  6. А.В. Шевелева «Экономика предприятия топливно-энергетического комплекса» Москва 2006 г.
  7. Г.Д. Аманиязов «Экономика нефтедобывающих предприятий» издательство «Экономика» 2011 г.
  8. В.Ф.Дунаев «Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности» 1999 г.
  9. Т.И. Егорова «Расчет и анализ использования основных производственных фондов предприятия» 2001 г.
  10. Р.А. Воробьева «Расчет оборачиваемости оборотных средств» 2000 г.
  11. Т.Д. Брудник «Экономика нефтегазовых отраслей промышленности» 2003 г.
  12. М.И. Прошина «Разработка и анализ топливно-энергетического баланса» 2002 г.
  13. С.П.Сухецкий «Нефтяной бизнес: влияние налоговой нагрузки на инвестиционный процесс» 2004 г.
  14. М.М. Судо «Нефть и горючие газы в современном мире» 2003 г.
  15. 13. А.Д. Булгаков «Экономика, организация и планирование буровых и нефтегазодобывающих » 2002 г.

 


Информация о работе Ценовая политика