Центральный банк России: функция денежно-кредитного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение задач, функций Центрального Банка РФ, и его роли в рыночной экономике России.
Достичь этой цели поможет решение следующих задач:
1. Определить место Центрального банка РФ в банковской системе.
2. Изучить структуру Центрального банка РФ.
3. Проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования.

Содержание работы

Введение.
1. Роль центрального банка в экономике РФ.
1.1. Структура банковской системы России и других стран.
1.2. Функции, цели и задачи центрального банка.
2. Центральный банк - проводник кредитно-денежной политики.
2.1. Кредитно-денежная политика центрального банка.
2.2. Инструменты воздействия кредитно-денежной политики центрального банка на экономику страны
2.3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011- 2012 годов.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа .docx

— 60.96 Кб (Скачать файл)

 

Во-вторых, жесткую денежно-кредитную политику (политику «дорогих денег»), когда ЦБ:

  1. продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу;
  2. повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;
  3. повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая денежно-кредитная политика носит ограничительный характер, сдерживает рост денежной массы и  может использоваться для противодействия  инфляции. Позитивные последствия политики: стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);

      селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

Негативные  последствия:

   сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;

   рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских          кредитов,  и провоцирование инфляции издержек;

  снижение устойчивости банковской системы;

 

 

 

2.2. Инструменты воздействия кредитно-денежной политики центрального банка на экономику страны.

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной  политики на объект денежно-кредитной  политики для достижения поставленных целей.

Методы проведения повседневной денежно-кредитной  политики называют тактическими целями денежно-кредитной политики. Это  воздействие осуществляется с помощью  соответствующих инструментов. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия ЦБ как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В мировой экономической практике ЦБ используют следующие основные инструменты  денежно-кредитной политики:

1) изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований;

2)процентную политику ЦБ, т. е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у ЦБ или депонирование средств коммерческих банков в ЦБ;

3)операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

 

Изменение резервных требований. Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в ЦБ. В настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

- если ЦБ увеличивает норму  обязательных резервов, то это  приводит к сокращению избыточных  резервов коммерческих банков, которые  они могут использовать для поведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величин депозитного мультипликатора;

- при уменьшении нормы обязательных  резервов происходит мультипликационное  расширение объема предложения  денег.

 

Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.

 

Все остальные инструменты денежно-кредитной  политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы. Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расширение объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.

 

Процентная политика. Процентная политика ЦБ производится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у ЦБ и депозитная политика ЦБ, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это процент, под который ЦБ предоставляет  кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в  последней инстанции.

Учетная ставка - процент (дисконт), по которому ЦБ учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг. Учетную ставку устанавливает ЦБ. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в тоже время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ необязательны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

 

Операции на открытом рынке. Операции ЦБ на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. ЦБ продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции ЦБ на открытом рынке оказывают  прямое влияние на объем свободных  ресурсом, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее.

Такое воздействие осуществляется посредством изменения ЦБ цены покупки  у коммерческих банков или продажи  ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов со ссудного рынка, ЦБ уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым, увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса. Результаты денежно-кредитной политики непредсказуемы в связи с тем, что открытый рынок - это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь, рост процентных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора.

Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит  от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли ЦБ в экономике страны.

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов, в  рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а  также валютное регулирование.

Управление наличной денежной массой представляет собой регулирование  обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия  из обращения, осуществляемые ЦБ

Валютное регулирование в качестве инструмента денежно-кредитной политики стало применяться ЦБ с 30-х годов  ХХ века. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорт и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета, экономическая и политическая ситуация и т. д.

Эффективной системой валютного регулирования  является валютная интервенция. Она  заключается в том, что ЦБ вмешивается  в операции на валютном рынке с  целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной  валюты. Валютная интервенция проводится для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности.

Указанные инструменты денежно-кредитной политики, будь то политика «дорогих» (рестриктивная политика) или «дешевых» (экспансионистская политика) денег, могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой.

 

2.3.Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2010 год и период 2011- 2012 годов.

 

Денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ имеет большое значение для России. Она призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием  инфляции.

Главной целью денежно-кредитной  политики на современном этапе является поддержание низких текущих темпов инфляции и создание условий для роста инвестиций, обеспечение благоприятной динамики курса национальной валюты, способствующей улучшению состояния платежного баланса.

Для достижения этой цели усилия органов  денежно-кредитного регулирования  должны быть сосредоточены на решении  следующих задач:

• ограничение денежной массы объемом, необходимым для осуществления  экономической деятельности;

• оптимизация структуры денежной массы и ее распределения между  секторами и субъектами экономики;

• предотвращение оттока капитала за рубеж;

• поддержание на заданном уровне валютных резервов.

 

В 2010 году отмечался рост цен на большинстве мировых сырьевых рынков, существенно улучшилась конъюнктура  для российских экспортеров, что  позитивно отразилось на условиях торговли Российской Федерации с другими  странами. Например, среднегодовая  цена нефти сорта «Юралс» на мировом  рынке после понижения в 2009 году более чем на треть в 2010 году повысилась в 1,3 раза – до 78,2 доллара США за баррель. Положительное сальдо торгового баланса возросло на треть, профицит счета текущих операций – почти в 1,5 раза. Реальный эффективный курс рубля повысился в декабре 2010 года к декабрю предыдущего года на 6,9% (в декабре 2009 года – снизился на 3,9%). По отношению к доллару США рубль укрепился в реальном выражении на 4,0% (в 2009 году реальное обесценение рубля к доллару США составило 0,4%). Относительно евро рубль укрепился в реальном выражении на 14,5% (в 2009 году – обесценился на 6,5%).

Указанная динамика валютных курсов способствовала дальнейшему 

сокращению накоплений наличных денежных средств в иностранной валюте вне банков. В 2010 году они уменьшились  на 14,8 млрд.  долларов США (в 2009 году – на 4,3 млрд. долларов США). Чистый вывоз  частного капитала снизился на треть: с 56,1 млрд. долларов США в 2009 году до 35,3 млрд. долларов США в 2010 году, в  основном за счет привлечения капитала банками, в то время как годом  ранее иностранные обязательства  банков сокращались. Банк России прогнозирует дальнейший рост валютных резервов и одновременно – последовательное снижение темпов его прироста. Прирост валютных резервов в 2010 году составит от 15,5 до 69,7 млрд. долларов США (в 2009 году – от 58,9 до 120,6 млрд. долларов США), в 2011 году – от 3,7 до 88,9 млрд. долларов США, в 2012 году – от 10,2 до 106,7 млрд. долларов США,). Сегодня международные резервы составляют 523,950 млрд. долл. США. Темпы прироста денежной базы в узком определении, в зависимости от сценарных вариантов развития экономики, оцениваются Банком России в 2010 году на уровне 8,0 – 17,0% (в 2009 году – на уровне 14,0 – 22,0%), в 2011 году – 11,0 – 19,0%, в 2012 году – 13,0 – 19,0%. Иными словами, прогноз Банка России предполагает последовательное увеличение темпов прироста денежной базы. На сегодняшний день денежная база составляет 7285,4 млрд. руб. 

Внешний долг Российской Федерации  в 2010 году возобновил свой рост в основном за счет увеличения задолженности банков, и на 1.01.2011 составил 488,7 млрд. долларов США. При этом долговая нагрузка на экономику страны снизилась с 37,9%  ВВП на начало 2010 года до 33,1% ВВП на начало 2011 года. Уровень нагрузки в соответствии с международно признанными критериями не является критическим. Объем ВВП в 2010 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 4,0% (в 2009 году отмечалось его снижение на 7,8%). В 2010 году численность занятого в экономике населения увеличилась на 0,6% (в 2009 году отмечалось снижение данного показателя на 2,2%). Общая численность безработных в отчетном году снизилась на 10,9% и составила 7,5% к экономически активному населению (в 2009 году – 8,4%). Валовое накопление основного капитала в 2010 году увеличилось на 6,1% (в 2009 году – снизилось на 14,4%). Основными факторами повышения инвестиционной активности были улучшение финансового положения организаций, повышение доступности кредитных ресурсов. Рост зарплаты и повышение пенсий в 2010 году способствовали увеличению реальных располагаемых доходов населения (на 4,1%). Повышение доходов в условиях улучшения ситуации на рынке труда и оживления потребительского кредитования позитивно отразилось на динамике расходов населения на покупку товаров и услуг. В 2010 году расходы на конечное потребление домашних хозяйств увеличились на 3,0% (в 2009 году – снизились на 4,8%). Склонность населения к потреблению в 2010 году незначительно возросла и составила 69,9%. Несмотря на уменьшение доли расходов населения на организованные сбережения в структуре использования денежных доходов населения во второй половине 2010 года, в целом за год она превысила уровень 2009 года на 0,4 процентного пункта и составила 14,5%, в том числе во вкладах и ценных бумагах – 7,8%  (в 2009 году – 4,5%). Для инфляции на потребительском рынке в 2010 году были характерны разнонаправленные процессы. В первой половине года она снижалась в условиях медленного восстановления спроса, укрепления рубля. С августа на динамику потребительских цен негативное влияние стала оказывать ситуация в сельском хозяйстве, производство продукции которого упало в результате засухи. При этом весь прирост цен производителей сельскохозяйственной продукции пришелся на период с августа по декабрь 2010 года; в целом за 2010 год он составил 23,6%. По итогам 2010 года продовольственные товары на потребительском рынке подорожали на 12,9% против 6,1% в 2009 году. Цены на плодоовощную продукцию выросли на 45,6%, что является максимальным показателем за период с 1999 года (в 2009 году они снизились на 1,7%). За 2010 год инфляция в целом составила 8,8%, как и годом ранее.

Финансово-экономический кризис ярко продемонстрировал, насколько сильное  влияние проблемы в финансовом секторе  оказывают на состояние практически  всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта его преодоления  Банк России намерен содействовать  укреплению финансовой стабильности, в частности повышая требования к финансовой устойчивости и к  управлению рисками кредитных организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в банковском секторе.

Информация о работе Центральный банк России: функция денежно-кредитного регулирования