Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:32, контрольная работа
Цель работы исследование понятия центральный банк, специализированные банки, кредитные организации, а также рассмотрение доходов и издержек банка.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
1.Осветить деятельность Центрального банка;
2.Исследовать специализированные банки;
3.Определить функционирование кредитных организаций;
4.Рассмотреть доходы и издержки банка.
Введение 3
1.Центральный банк 4
2.Специализированные банки 8
3.Кредитные организации 10
4.Доходы и издержки банка 14
Заключение 17
Список литературы 19
Кредитные организации небанковские – это организации, которые имеют право на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных законодательством. Сочетание таких операций устанавливается Центральным Банком России. К специализированным банковским институтам, которые действуют по лицензии, относятся дилерские и брокерские фирмы; пенсионные фонды; финансовые и инвестиционные компании; кассы взаимопомощи; ломбарды; кредитные союзы; благотворительные фонды; страховые и лизинговые компании.
Основными формами деятельности кредитных организаций является аккумуляция сбережений населения, предоставление государству и корпорациям кредитов через облигационные займы, мобилизация через различные акции, капитала, предоставление потребительских и ипотечных кредитов, а также кредитной взаимопомощи.
Одной из форм движения ссудного
капитала является банковский кредит.
В результате банковского кредитования
возникают денежные (экономические)
отношения, в процессе которых свободные
денежные средства государства, физических
и юридических лиц, сконцентрированные
кредитными организациями, предоставляются
субъектам хозяйствования (а также
гражданам) на условиях возвратности.
Общественные отношения, которые возникают
при банковском кредитовании, регламентируются
нормами отраслей российского права,
и главным образом нормами
гражданского, финансового и
Важнейшими принципами банковского кредитования являются: платность, срочность, возвратность, целенаправленность и обеспеченность. Содержание принципа возвратности заключается в том, что полученные в виде ссуды денежные средства, для заемщика служат лишь только временным источником финансов и должны быть возвращены кредитной организации или банку. Принцип срочности банковского кредита вытекает из принципа возвратности.
Кредиты в установленные сроки подлежат возврату, и нарушение этих сроков влечет за собой применения установленных санкций. Принцип платности осуществляется на основе возмездного характера услуг – за предоставление банковского кредита взимается плата в виде процентов. Банковский кредит выдается в основном строго на определенные цели и использование его не по назначению нарушает принцип целенаправленности.
Рассмотрим число кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации в таблице 2.
Таблица 2. Число кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации 2011-2012гг.
Рассматривая показатели таблицы 2 видно, что число кредитных организаций сокращается, но не значительно в 2012 по сравнению с 2011 годом. У 159 кредитных организаций отозваны либо аннулированы лицензии на осуществление банковских операций, но они еще не исключены из книги государственной регистрации, поскольку ликвидация не завершена. В установленном порядке зарегистрирована ликвидация 1782 кредитных организаций, в том числе 1389 — в связи с отзывом или аннулированием лицензии, 392 — в связи с реорганизацией, одной — в связи с нарушением законодательства в части оплаты уставного капитала.
Причинами такого положения
кредитных организаций
Постепенно кредитные организации приходит в равновесие, но надеется на то, что она сама по себе реструктурируется под действием рыночных механизмов и в нужную для национальных интересов России сторону, не приходится. Банку России придется создавать соответствующие механизмы и запускать их в действие, в нужном направлении для кредитных организаций.
Доходы банка складываются из доходов, получаемых им от своей производственной и непроизводственной деятельности.
Первые включают в себя денежные средства, которые поступили непосредственно при реализации банковских операций: кредитных, депозитных, с иностранной валютой, с драгоценными металлами, с ценными бумагами, по предоставлению банковских гарантий и поручительств и др. Иначе их называют операционными. Это основной источник формирования прибыли банка.
К доходам от непроизводственной деятельности, или неоперационным, относят:
- дивиденды, полученные
кредитной организацией от
- доходы от реализации и сдачи имущества банка в аренду или от его переоценки;
- штрафы, пени и неустойки
по кредитным, расчетным и
- иные внереализационные доходы6.
По своей форме доходы банка подразделяют на процентные и непроцентные. К первой группе относятся полученные банком проценты по выданным кредитам и займам, по депозитам и иным размещенным финансовым учреждением средствам и другие процентные доходы. Вторая группа включает в себя комиссионные вознаграждения за оказанные банком услуги, штрафы, пени и неустойки, доходы от операций с иностранной валютой и т. д.
Издержки банка – это финансовые затраты на выполнение различных банковских операций и обеспечение функциональной деятельности.
По своему характеру издержки банка классифицируют следующим образом:
• Операционные. К ним относятся затраты, напрямую связанные с банковскими операциями. К примеру, начисленные и уплаченные проценты за привлеченные ресурсы; расходы по операциям с иностранной валютой и другими валютными ценностями, с ценными бумагами, с драгоценными металлами; связанные с перевозкой и хранением денежных средств и других ценностей; по кассовым и расчетным операциям, по полученным гарантиям, поручительствам и пр.
• По обеспечению функциональной деятельности банка. Сюда входят все затраты на содержание персонала. Также к этой группе относятся амортизационные отчисления по основным фондам и нематериальным активам; расходы по аренде, ремонту оборудования, содержанию автотранспорта; на связь и телекоммуникации, канцелярию и т. п. К расходам по обеспечению деятельности банка относятся и уплата налогов; рекламные, маркетинговые и представительские затраты; оплата юридических и аудиторских услуг; отчисления в специальные резервы и др.
• Прочие. В эту группу входят уплаченные банком штрафы, пени и неустойки, судебные издержки; расходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде; списание дебиторской задолженности и т. д.
По форме издержки банка подразделяют на процентные и непроцентные.
К первой группе, например, относятся начисленные и уплаченные проценты по привлеченным кредитам, депозитам, ценным бумагам и другим привлеченным средствам.
Вторая группа включает в
себя все остальные расходы
Прибыльность банка зависит в первую очередь от минимизации издержек. Успехи в технологии банковского дела позволяют банкам при прочих равных условиях снижать текущие расходы7.
Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
Банки – это институт, который является финансовым посредником в экономических отношениях страны. С одной стороны, они принимают вклады и привлекают денежные средства вкладчиков, а с другой стороны – предоставляют возможность брать деньги в кредит под конкретный процент другим лицам (фирмам, организациям, домохозяйствам и проч.).
Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, многозвенную структуру. Можно выделить три важнейших элемента современной кредитной системы:
Современный банк это крупный конкурентный банк с широким и глубоким ассортиментом услуг. В центре его внимания находятся проблемы корпоративного управления, освоение новых и реструктуризация старых сфер деятельности.
Средняя динамика роста
Первые полгода 2013 года по прогнозам аналитиков российскую и европейскую экономики будет трясти из-за общих проблем в мире. Во второй половине 2012 года мы видели достаточно слабый экономический рост ввиду пониженного мирового спроса. Это напрямую влияет на Россию. Но все же я считаю, что 2013 год будет успешнее 2012-го. То есть если 2012 год начинался хорошо, а потом экономика «скатилась» в негатив, то 2013-й пройдет иным путем: позитив будет постепенно нарастать.
Причины тому — и решение вопроса
с «фискальным обрывом» в США,
и улучшение экономической
В процессе написания исследования нами достигнута поставленная цель и решены предложенные задачи:
1.Осветили деятельность Центрального банка;
2.Исследовали специализированные банки;
3.Определили функционирование кредитных организаций;
4.Рассмотрели доходы и издержки банка.
6. Воронин В.П., Федосова С.П. Деньги, кредит, банки. М.: Юрайт-Издат, 2010. – 669 с.
7. Лаврушин О.И. От теории банка к современным проблемам его развития в экономике //Банковское дело. – 2011. – № 7. – С. 69-88
8. Назарец В.Г. Проблемы развития экономики банковской системы // Вестник АРБ. – 2012. – № 2. – С. 40-42
9. Саркисянц А. О роли банков в экономике // Вопросы экономики. – 2010. –№3. – С. 102-110
10. Тавасиев А. М. и др. Банковское дело: базовые операции для клиентов: Учеб. пособие. / Под ред. А. М. Тавасиева. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 704 с.
11. Тарханова Е.А. Устойчивость коммерческих банков. – Тюмень: Издво ТюмГУ, 2007. – 186 с.
12. Тыщенко А.В. Роль банковской системы в развитии реального сектора экономики. – М.: Элит, 2009. – 693 с.
13. Челноков В. А. Банки и банковские операции. – М.: Высшая школа, 2011. – 691 с.
14. Шенаев В. Н., Наумченко О. В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. М.: АО Консалтингбанкир, 2011. – 756 с.
1 Александрова Н.Г., Александров Н.А. Банки и банковская деятельность. – СПб.: Питер, 2011. – 409 с.
2 Саркисянц А. О роли банков в экономике // Вопросы экономики. – 2010. –№3. – С. 50
3 Тарханова Е.А. Устойчивость коммерческих банков. – Тюмень: Издво ТюмГУ, 2007. – 43с.
4 Тыщенко А.В. Роль банковской системы в развитии реального сектора экономики. – М.: Элит, 2009. – 209с.
5 Банковское дело: учебник. / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др.; под. ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф.. О.И. Лаврушина. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 603 с.
6 Лаврушин О.И. От теории банка к современным проблемам его развития в экономике //Банковское дело. – 2011. – № 7. – С. 45
7 Челноков В. А. Банки и банковские операции. – М.: Высшая школа, 2011. – 396 с.