Человеческий капитал как фактор европейской экономической интеграции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 12:34, реферат

Описание работы

Демин Павел Сергеевич — аспирант кафедры экономической теории и истории экономических учений Белорусского государственного экономического университета
Человек, его творческие качества, силы и способности, с помощью которых он преобразует себя и окружающий мир, традиционно занимали центральное место в экономических и социальных науках. Вместе с тем ускоренное развитие материально-технической базы производства, связанное с промышленным переворотом, заслонило проблемы развития человека и его производительных способностей, создав иллюзию превосходства физического капитала в обеспечении экономического роста. Как следствие этого, долгие годы производительные способности человека рассматривались и оценивались как один из количественных факторов производства.

Файлы: 1 файл

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ  КАК ФАКТОР ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Павел Демин

Демин Павел  Сергеевич — аспирант кафедры  экономической теории и истории  экономических учений Белорусского государственного экономического университета

Человек, его творческие качества, силы и  способности, с помощью которых  он преобразует себя и окружающий мир, традиционно занимали центральное  место в экономических и социальных науках. Вместе с тем ускоренное развитие материально-технической  базы производства, связанное с промышленным переворотом, заслонило проблемы развития человека и его производительных способностей, создав иллюзию превосходства  физического капитала в обеспечении  экономического роста. Как следствие  этого, долгие годы производительные способности  человека рассматривались и оценивались  как один из количественных факторов производства. Задача состояла лишь в  том, чтобы удачно соединить труд, основной и оборотный капитал.

Эволюционное  развитие общества сопровождается эволюцией  статуса человека в экономической  системе общества. Труд, представляющий собой осознанную, целенаправленную и результативную деятельность, —  наиболее существенная часть жизнедеятельности  человека, и понятия в этой сфере  трансформиру.тся наиболее динамично.

На стадии зарождения капитализма базовым  для развития производства было понятие "рабочая сила", или способность  к труду, "совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются  им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости" [1]. Человека здесь рассматривали  как средство труда, как производительную силу и оценивали его способности  лишь в процессе производства экономических  благ. Физические и духовные способности  имели качественное измерение, но структурно не были представлены и оценивались  упрощенно в количественном выражении.

С увеличением  роли научно-технического прогресса  в экономическом росте изменилось отношение западных экономистов  к проблемам воспроизводства  рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными  были проблемы использования налично данной рабочей силы. Всемерная автоматизация производственных процессов и ввод в эксплуатацию сложных в управлении механизмов потребовали пересмотра отношения к "базовому материалу", что вызвало к жизни понятие "человеческие ресурсы", выражающее иную сущность и другое качество труда и трудовых отношений. Человеческие ресурсы включают уровень образования, способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития работников, состояние их здоровья, общую культуру и нравственность, совершенствование трудовых взаимоотношений, мотивацию, предприимчивость и др. Понятия "человеческие ресурсы" и "человеческий потенциал" не следует противопоставлять, поскольку потенциал представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к определенному месту и времени.

Структурные изменения в совокупной рабочей  силе, интерес к факторам экономического роста и экономической динамике явились причиной возникновения  и развития теории человеческого  капитала.

Под влиянием научно-технической революции, автоматизации  и механизации труда, трансформации  социальной структуры общества, повышения  в этих условиях значимости квалификации, уровня образования каждого человека в отдельности и населения  в целом традиционная точка зрения на жесткое разграничение между  трудом как первичным фактором производства и капиталом как фактором производным, полученная в наследие от промышленной революции, утратила свое первоначальное значение.

В связи  с этим модифицируются представления  о самой способности к труду. Понятие "рабочая сила" уже  не выражает в полной мере возросшую  роль человека в экономике, который  уже не просто воздействует на вещественный капитал, а управляет им, от него требуется не просто профессиональное знание, но умение принимать взвешенные решения.

Способности человека есть результат целенаправленных усилий, предпринимаемых со стороны как самого его владельца, так и людей, его окружающих. Поэтому можно утверждать, что в любом человеке заключено определенное количество прошлого труда, которое используется им и служит своеобразным капиталом, т. е. в отличие от рабочей силы, которая продается или покупается в системе наемного труда, человеческий капитал авансируется и возмещается как основной капитал, требуя значительных инвестиций в процессе своего формирования и развития.

Принимая  во внимание нематериальный характер и многомерность человеческого  капитала, различные авторы свободно формулируют понятие человеческого  капитала и делают неоднозначный  упор на его отдельные составные  элементы: одни склонны акцентировать  внимание на функциональной стороне  человеческого капитала, т. е. на его  способности приносить доход, другие дают его сущностную характеристику — как форму личного фактора  производства. Практически во всех определениях после 60-х гг. в ХХ в. соблюдается принцип расширительной трактовки человеческого капитала: не только реализуемые знания, навыки и способности, но и потенциальные (в том числе и возможность их приобретения); не только внешнее стимулирование, но и внутренняя мотивация работника, что, в сущности, не меняет экономического содержания человеческого капитала.

Наиболее  полно человеческий капитал можно  охарактеризовать следующим образом: это врожденный, сформированный в  результате инвестиций и накопленный  определенный уровень здоровья, образования, навыков, способностей, мотиваций, энергии, культурного развития, как конкретного  индивида, группы людей, так и общества в целом, которые целесообразно  используются в той или иной сфере  общественного воспроизводства, способствуют экономическому росту и влияют на величину доходов их обладателя.

Человеческий  капитал, являясь частью совокупного  капитала, представляет собой сочетание  составляющих его элементов, т. е. имеет  свою внутреннюю структуру.

Большинство экономистов формируют структуру  человеческого капитала по затратному принципу, на основании различных  видов инвестиций в человеческий капитал.

И. В. Ильинский  выделяет вследствие этого следующие  составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры [2]. Ф. Нойманн к основным составляющим человеческого капитала относит комбинацию следующих четырех компонентов: культурно-этнические особенности; общее образование; профессиональное образование; ключевые квалификационные качества [3]. Е. В. Ванкевич выделяет: образование и профессиональную подготовку, информированность; физиологические характеристики личности и состояние здоровья; профессиональную и географическую мобильность; психологические характеристики личности, движущие потребности, мотивацию, ценности [4].

В зависимости  от степени обобщенности человеческого  капитала в его структуре можно  обозначить следующие компоненты: индивидуальный, коллективный и общественный. Два  первых рассматриваются на микроуровне, как человеческие капиталы отдельно взятого человека и группы людей, объединенных по определенному признаку: коллектив фирмы, члены социально-культурной группы и т.д. Общественный компонент — это человеческий капитал на макроуровне, он представляет собой весь накопленный обществом человеческий капитал, который, в свою очередь, является частью национального богатства, стратегическим ресурсом и фактором экономического роста.

Наиболее  обобщенным подходом к определению  составляющих человеческого капитала является подход Ю.Г. Быченко, согласно которому структурно человеческий капитал выглядит следующим образом [5]:

1) биологический  человеческий капитал — ценностный  уровень физических способностей  к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения;

2) культурный  человеческий капитал — совокупность  интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств,  квалификационной подготовки индивидов,  которые используются или могут  быть использованы в трудовой  деятельности и узаконивают обладание  статусом и властью.

Биологический человеческий капитал состоит из двух частей: одна часть является наследственной, другая — благоприобретенной. В  течение всей жизни индивидуума  происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом (смерть необходимо понимать как полное обесценение фонда  здоровья). Реализация вложений, связанных  с охраной здоровья, способна лишь к строго ограниченному развитию биологического капитала работника. Ее главное предназначение — увеличивать  период активной жизнедеятельности  индивида.

Культурный  капитал — это языковая и культурная компетенция человека, богатство  в форме знания или идей, которые  легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию. Культурный капитал индивида характеризуется следующими показателями: интеллектуальная культура (интеллектуальный капитал), образовательная культура (образовательный капитал), морально-нравственная культура (морально-нравственный капитал), символическая культура (символический капитал), социальная культура (социальный капитал).

Для воспроизводства  человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные  виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных  учреждений, частных фирм, семьи  и т. д.). Подчеркивая схожесть таких  затрат с вложениями других видов  капитала, экономисты относятся к  ним как к инвестициям в  человеческий капитал. Источниками  таких инвестиций являются затраты  работодателей, бюджетные расходы  государства, индивидуальные расходы  граждан.

Инвестирование  в человеческий капитал предполагает преследование для инвестора  каких-то выгод, как для себя непосредственно, так и для третьих лиц. Так, для работника — это повышение  уровня доходов, большее удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения, улучшение качества жизни. Для работодателя — это повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени и рост эффективности производства, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для государства — это повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение экономической активности граждан.

Осуществление инвестиций — очень важный процесс  в воспроизводстве человеческого  капитала, в котором он выступает  либо объектом, либо субъектом, либо результатом  воздействия. Таким образом, инвестиции лишь создают основу для производства человеческого капитала в системе  образования, здравоохранения, повышения  квалификации, экономической мотивации, географической мобильности и т.д. Их содержание не просто вложение средств, а еще и реальная, осознанная и  целенаправленная деятельность инвестора. При этом важную роль в создании человеческого капитала играют затраты  труда и усилий по саморазвитию и  самосовершенствованию. Произведенные  затраты неизбежно включаются в  общественные затраты во всем воспроизводственном  процессе.

Несмотря  на отличие физического и человеческого  капитала, их формирование имеет определенное сходство: и физический и человеческий капитал требуют значительных отвлечений средств в ущерб текущему потреблению, и тот и другой накапливаются  в результате привлечения экономических  ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ в целях текущего потребления, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, в течение  времени и тот и другой производят определенный продукт и, наконец, они ограничены сроком использования — машины изнашиваются, люди умирают.

Известно, что любые существенные изменения  в трудовых ресурсах, открывая новые  возможности, таят в себе и потенциальные  угрозы. В ближайшие десять лет  нельзя исключать развития целого ряда негативных тенденций. Основной проблемой  является расширение зоны деградации человеческого капитала. Это понятие  означает многослойный социальный феномен, складывающийся из целого ряда взаимосвязанных  процессов, одним из важнейших в  которых является депопуляция и, прежде всего, сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Республике Беларусь в 2001 г. составила 68,5 года (у мужчин 62,8 года, у женщин 74,5 года), в то время как в 1990 г. этот показатель составлял 71,1 года (у мужчин 66,8 года и 76,4 года у женщин). В экономически развитых странах эти показатели выше у мужчин на 8—13 лет, у женщин на 5—8 лет.

С 2001 г. количество населения страны опустилось за отметку  в 10 млн человек. Во многом это произошло за счет снижения, по сравнению с 1994 г., рождаемости с 10,7% до 9,2% в 2001 г. и соответствующего роста смертности с 12,6% до 14,1 %. Если в 1994 г. отрицательный показатель годового прироста населения составлял 0,3%, то в 2002 г. он повысился до 0,5%. По сравнению с 1994 г. в 2001 г. численность экономически активного населения снизилась на 270 тыс. человек, или на 5,6%, и составила 4519,5 тыс. человек [6; 7]. Это свидетельствует о том, что при падении рождаемости снижается удельный вес молодежи и возрастает процентная доля пенсионеров в общей численности населения. В целом демографическую ситуацию в республике на сегодняшний день можно оценить как кризисную.

Структура вложений в человеческий капитал  включает в себя следующие виды инвестиций:

1) образование,  подготовка на производстве; 
2) здравоохранение; 
3) мотивация; 
4) поиск информации и миграция; 
5) фундаментальные научные разработки; 
6) экология и здоровый образ жизни; 
7) культура и досуг.

Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции — это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение второго образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные — это самообразование индивида; к этому виду относятся чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства. При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.

Информация о работе Человеческий капитал как фактор европейской экономической интеграции Республики Беларусь