Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 12:34, реферат
Демин Павел Сергеевич — аспирант кафедры экономической теории и истории экономических учений Белорусского государственного экономического университета
Человек, его творческие качества, силы и способности, с помощью которых он преобразует себя и окружающий мир, традиционно занимали центральное место в экономических и социальных науках. Вместе с тем ускоренное развитие материально-технической базы производства, связанное с промышленным переворотом, заслонило проблемы развития человека и его производительных способностей, создав иллюзию превосходства физического капитала в обеспечении экономического роста. Как следствие этого, долгие годы производительные способности человека рассматривались и оценивались как один из количественных факторов производства.
По уровню
образованности населения Республика
Беларусь (уровень грамотности
Накопление
интеллектуального капитала подразумевает
не столько наращивание объема знаний,
сколько развитие навыков применения
этих знаний, осознание своей значимости
и своего места в обществе, умение
приспосабливаться к
В развитых
странах особое значение имеет профессиональная
подготовка на производстве и курсы
переподготовки. Профессиональная подготовка
выступает как механизм, с помощью
которого человек, приходящий на предприятие,
может лучше ознакомиться со своей
работой, больше узнать о предприятии.
Курсы переподготовки предоставляют
работникам возможность приобретения
знаний по новым перспективным
Во время обучения человек часто лишается возможности получать нормальный доход, ограничивается в свободном времени, работник соглашается на снижение доходов на время профессионального обучения. Эти потери заработков называются потерями утраченных возможностей и составляют значительные суммы. Учеба рассматривается как отвлечение рабочей силы из сферы экономической деятельности.
Из всех видов инвестиций, наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Ведь охрана здоровья действительно продлевает жизнь человека, а следовательно, и время функционирования человеческого капитала.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека лишь на 8—10% зависит от здравоохранения, еще на 20% — от экологических условий, еще 20% определяются генетическими факторами и на 50% здоровье человека зависит от образа жизни самого человека (рациональный суточный режим, применение различных методов быстрейшего восстановления и стимуляции работоспособности, гигиена рационального питания, избавление от вредных привычек и излишнего веса, формирование красивой фигуры, профилактика и ликвидация стрессов, применение различных комплексов физических упражнений, традиционные и необычные методы закаливания, различные виды массажа и т. д.) [9].
К основным факторам деградации человеческого капитала, оказывающим непосредственное влияние на состояние здоровья населения в Республике Беларусь, относят: ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение (алкоголизм, курение, наркомания), сокращение потребления медицинских услуг вследствие роста количества платных услуг и снижения качества бесплатного медицинского обслуживания, ухудшение социальных условий жизни.
Основная
первичная заболеваемость в республике
приходится на болезни системы
Наряду со способностью к работе (здоровьем и квалификацией) структура человеческого капитала любого работника предполагает и наличие желания к работе. В связи с этим как компонент инвестиций в человеческий капитал необходимо рассматривать и затраты, связанные с мотивацией работника к повышению качества своего труда. Результаты зарубежных исследований свидетельствуют о возрастании важности внутренних стимулов (возможность самореализации, удовлетворенность делом, которым занимается работник, ощущение собственного успеха и т. д.) в сравнении с внешними, особенно для высококвалифицированного персонала. В этой связи значительная часть работы с персоналом в компаниях сегодня основана на косвенном воздействии на внутренние стимулы (проектирование рабочих мест, возможность обучения, а также участие в принятии решений и социальная среда на рабочем месте).
Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т. е. туда, где цена за услуги человеческого капитала выше.
К инвестициям
в человеческий капитал сегодня
актуально относить и расходы
на фундаментальные научные
Культура
(в том числе религиозная
В своем развитии от рождения до смерти человек проходит через ряд естественных возрастных стадий, каждая из которых характеризуется особым состоянием его природных и приобретенных свойств и определяет особенности его участия в образовательной, производственной, научной и культурной деятельности. На каждой стадии требуются особые вложения в формирование человека, отсутствие которых нельзя полностью возместить никакими запоздавшими затратами на последующих стадиях.
Оценка человеческого капитала достаточно затруднена, поскольку данная категория имеет целостный, интегративный характер. В нем присутствует антропологическая составляющая, отражающая единство в человеке социального и биологического, общественного и индивидуального. По структурным составляющим человеческого капитала можно характеризовать и отдельного индивида, и социальную группу, и страну в целом. Показатели, касающиеся материальной и духовной сторон развития индивида или общества, также рассматриваются в единстве. Опыт свидетельствует, что было бы неверно в ущерб одной недооценивать или переоценивать значение какой-либо другой стороны.
Для оценки
и сопоставления уровня социально-экономического
положения различных стран
ИРЧП — это сводный показатель развития человеческого потенциала, который характеризует средний уровень достижений данной страны по трем важнейшим аспектам развития человеческого потенциала:
1) долгой
и здоровой жизни, измеряемой
показателем ожидаемой
2) знаниям, определяемым уровнем грамотности
взрослого населения (с весовым коэффициентом
две трети) и совокупным валовым контингентом
учащихся начальных, средних и высших
заведений (с весовым коэффициентом одна
треть);
3) достойному уровню жизни, измеряемому
показателем ВВП на душу населения (ППС
в дол. США).
Выбор данных показателей не случаен, поскольку трудовой потенциал общества увеличивается за счет сокращения заболеваемости и травматизма, что приводит к увеличению численности рабочей силы и расширению масштабов трудовой деятельности. Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития, повышения работоспособности и соответственно расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и пр. Повышение уровня образования как отдельного человека, так и населения в целом существенно влияет на качество человеческого капитала — основного фактора приумножения богатства общества — и обусловливает рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений — духовное богатство общества [11].
Таким образом, ИРЧП учитывает в себе большинство составляющих человеческого капитала и достаточно адекватно характеризует сумму накопленного определенным государством человеческого капитала.
Механизм расчета ИРЧП сводится к нахождению индексов по каждому из трех вышеперечисленных аспектов по следующей общей формуле:
где IА — индекс по аспекту, КФАКТ — фактическое значение показателя, КМИН, КМАКС — минимальное и максимальное (предельные) значения показателя.
При расчете
индекса ожидаемой
Непосредственно сам ИРЧП определяется как среднее арифметическое индексов по аспектам.
В таблице приведены данные, характеризующие все три аспекта, необходимые для расчета ИРЧП, индексы по каждому из аспектов и непосредственно сам индекс развития человеческого потенциала по странам Европы. В таблице они проранжированы по занимаемому каждым государством месту среди европейских стран, рядом приведено их положение по рейтингу ИРЧП в мире [6].
Таблица
Индекс развития человеческого потенциала по странам Европы
В столбцах "1" приведены фактические данные по ИРЧП за 2000 г., в столбцах "2" показано отклонение Республики Беларусь от фактического уровня данной страны. В показателях, где данные по стране отсутствуют, в соответствующей строке проставлено "..", но в целях расчета ИРЧП применялось значение, равное 99,0%.
Интеграционные процессы, происходящие в последнее время в Европе, предъявляют повышенные требования для государств, вступающих в Европейское экономическое сообщество. Накопленный человеческий капитал государства является одним из факторов, определяющих уровень развития страны в процессе международной интеграции.
Как видно
из таблицы, уровень ожидаемой
Опережая многие государства по уровню грамотности взрослого населения (в республике он составляет 99,6%) и совокупному валовому показателю числа поступивших в учебные заведения — 77%, Беларусь занимает 23-е место среди европейских государств по индексу образования, опережая такие страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала, как Словакия, Люксембург, Чехия, Кипр, Мальта и Хорватия.
Максимальный уровень ВВП на душу населения (ППС дол. США) принадлежит Люксембургу — 50 061 дол. США (при расчете ИРЧП данный показатель приравняли к предельному значению 40 000 дол. США); наименьший — Республике Молдова — 2109 дол. США. В Республике Беларусь данный показатель составляет 7544 дол. США. Таким образом, она опережает Литву (7106 дол. США) и Латвию (7045 дол. США), относящиеся к странам с высоким уровнем развития человеческого потенциала, однако отстает от Российской Федерации (8377 дол. США), стоящей по ИРЧП ниже.
По классификациям
Всемирного банка, к странам с
высоким уровнем доходов