Человеческий капитал как фактор европейской экономической интеграции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 12:34, реферат

Описание работы

Демин Павел Сергеевич — аспирант кафедры экономической теории и истории экономических учений Белорусского государственного экономического университета
Человек, его творческие качества, силы и способности, с помощью которых он преобразует себя и окружающий мир, традиционно занимали центральное место в экономических и социальных науках. Вместе с тем ускоренное развитие материально-технической базы производства, связанное с промышленным переворотом, заслонило проблемы развития человека и его производительных способностей, создав иллюзию превосходства физического капитала в обеспечении экономического роста. Как следствие этого, долгие годы производительные способности человека рассматривались и оценивались как один из количественных факторов производства.

Файлы: 1 файл

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

По уровню образованности населения Республика Беларусь (уровень грамотности взрослого  населения 99,6%) опережает многие развитые страны, такие, как Португалия, Испания, Греция, Израиль и др. В системе  образования Республики Беларусь в 2000/2001 учебном году находилось: 4772 образовательных  школы, в которых обучалось 1547,6 тыс. учащихся; 156 средних специальных  учебных заведений, где обучалось 150,3 тыс. учащихся; 56 высших учебных заведений, в которых обучалось 281,7 тыс. студентов. В расчете на 10 тыс. населения в 2002 г. в вузах республики обучалось 324 студента (в 1990 г. — 184), в ссузах — 163 и 140 учащихся соответственно. Этот показатель соответствует среднеевропейскому и достаточно объективно отражает процесс развития системы высшего образования. По сравнению с 1991 г. в Республике Беларусь количество населения в возрасте старше 16 лет, имеющее законченное высшее, среднее и базовое образование, возросло на 10,4% и составило 85% от общей численности населения. С 20,1% до 25,4% от численности населения в выпускном возрасте возросло и количество выпускников вузов [6; 7; 8]. Именно уровень образованности населения является одним из решающих факторов в межстрановом ранжировании Республики Беларусь с точки зрения ее европейской интеграции.

Накопление  интеллектуального капитала подразумевает  не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям в свою пользу.

В развитых странах особое значение имеет профессиональная подготовка на производстве и курсы  переподготовки. Профессиональная подготовка выступает как механизм, с помощью  которого человек, приходящий на предприятие, может лучше ознакомиться со своей  работой, больше узнать о предприятии. Курсы переподготовки предоставляют  работникам возможность приобретения знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности.

Во время  обучения человек часто лишается возможности получать нормальный доход, ограничивается в свободном времени, работник соглашается на снижение доходов на время профессионального обучения. Эти потери заработков называются потерями утраченных возможностей и составляют значительные суммы. Учеба рассматривается как отвлечение рабочей силы из сферы экономической деятельности.

Из всех видов инвестиций, наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Ведь охрана здоровья действительно продлевает жизнь  человека, а следовательно, и время функционирования человеческого капитала.

Результаты  исследований свидетельствуют о  том, что здоровье человека лишь на 8—10% зависит от здравоохранения, еще  на 20% — от экологических условий, еще 20% определяются генетическими  факторами и на 50% здоровье человека зависит от образа жизни самого человека (рациональный суточный режим, применение различных методов быстрейшего  восстановления и стимуляции работоспособности, гигиена рационального питания, избавление от вредных привычек и  излишнего веса, формирование красивой фигуры, профилактика и ликвидация стрессов, применение различных комплексов физических упражнений, традиционные и необычные методы закаливания, различные виды массажа и т. д.) [9].

К основным факторам деградации человеческого  капитала, оказывающим непосредственное влияние на состояние здоровья населения  в Республике Беларусь, относят: ухудшение  здоровья населения, саморазрушительное поведение (алкоголизм, курение, наркомания), сокращение потребления медицинских услуг вследствие роста количества платных услуг и снижения качества бесплатного медицинского обслуживания, ухудшение социальных условий жизни.

Основная  первичная заболеваемость в республике приходится на болезни системы кровообращения, психические расстройства и новообразования. Большое влияние на состояние  здоровья оказывают последствия  аварии на ЧАЭС. Потребление алкогольных  напитков в пересчете на абсолютный алкоголь с 1995 г. до 2002 г. возросло почти в 1,5 раза — с 6,7 л на одного человека до 9,7 л. Более 50% взрослого мужского населения республики — курящие. Доля курящих взрослых женщин за этот же период увеличилась с 3,6% до 6,3% от их общего количества. Особую тревогу вызывает прогрессирующая тенденция роста ВИЧ-инфицированных: с 8 зарегистрированных человек в 1995 г. до 915 человек в 2002 г. Основной причиной временной нетрудоспособности работников являются плохие условия труда. В 2002 г. 26% всех работающих на производстве трудились в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, в то время в 1995 г. данный показатель составлял 15,5%. Доля расходов на здравоохранение в ВВП в 2002 г. составляла 5%. По данным ВОЗ, чтобы обеспечить потребность общества в современном медицинском обслуживании и восстановлении трудовых ресурсов, требуется средств не менее 7—8% от ВВП, в то время как в развитых странах выделяется от 8 до 12%, что является одним из барьеров на пути выхода Республики Беларусь на европейский уровень [6; 10].

Наряду  со способностью к работе (здоровьем  и квалификацией) структура человеческого  капитала любого работника предполагает и наличие желания к работе. В связи с этим как компонент  инвестиций в человеческий капитал  необходимо рассматривать и затраты, связанные с мотивацией работника  к повышению качества своего труда. Результаты зарубежных исследований свидетельствуют  о возрастании важности внутренних стимулов (возможность самореализации, удовлетворенность делом, которым  занимается работник, ощущение собственного успеха и т. д.) в сравнении с  внешними, особенно для высококвалифицированного персонала. В этой связи значительная часть работы с персоналом в компаниях сегодня основана на косвенном воздействии на внутренние стимулы (проектирование рабочих мест, возможность обучения, а также участие в принятии решений и социальная среда на рабочем месте).

Миграция  и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т. е. туда, где цена за услуги человеческого  капитала выше.

К инвестициям  в человеческий капитал сегодня  актуально относить и расходы  на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются  новые технологии производства и  способы потребления, но и происходит преобразование самих людей как  хозяйствующих субъектов, которые  выступают носителями новых способностей и потребностей. В информационном обществе наука превращается в своеобразный генератор "человеческого капитала".

Культура (в том числе религиозная культура) накладывает свой отпечаток на процесс  воспроизводства человеческого  капитала, затрагивая прежде всего его психологическую составляющую. В культуре концентрируется опыт поколений, сохраняются и не исчезают со смертью конкретного человека знания, умения, навыки, формируются и получают свое развитие встроенные регуляторы отношений между людьми и структуры приложения трудовых усилий. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуру.

В своем  развитии от рождения до смерти человек  проходит через ряд естественных возрастных стадий, каждая из которых  характеризуется особым состоянием его природных и приобретенных  свойств и определяет особенности  его участия в образовательной, производственной, научной и культурной деятельности. На каждой стадии требуются  особые вложения в формирование человека, отсутствие которых нельзя полностью  возместить никакими запоздавшими затратами  на последующих стадиях.

Оценка  человеческого капитала достаточно затруднена, поскольку данная категория  имеет целостный, интегративный  характер. В нем присутствует антропологическая  составляющая, отражающая единство в  человеке социального и биологического, общественного и индивидуального. По структурным составляющим человеческого капитала можно характеризовать и отдельного индивида, и социальную группу, и страну в целом. Показатели, касающиеся материальной и духовной сторон развития индивида или общества, также рассматриваются в единстве. Опыт свидетельствует, что было бы неверно в ущерб одной недооценивать или переоценивать значение какой-либо другой стороны.

Для оценки и сопоставления уровня социально-экономического положения различных стран используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный универсальный сопоставимый измеритель введен в международный  политический и научный оборот Организацией Объединенных Наций в рамках подготовки мировых докладов о развитии человека, издающихся Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г.

ИРЧП  — это сводный показатель развития человеческого потенциала, который  характеризует средний уровень  достижений данной страны по трем важнейшим  аспектам развития человеческого потенциала:

1) долгой  и здоровой жизни, измеряемой  показателем ожидаемой продолжительности  жизни при рождении; 
2) знаниям, определяемым уровнем грамотности взрослого населения (с весовым коэффициентом две трети) и совокупным валовым контингентом учащихся начальных, средних и высших заведений (с весовым коэффициентом одна треть); 
3) достойному уровню жизни, измеряемому показателем ВВП на душу населения (ППС в дол. США).

Выбор данных показателей не случаен, поскольку  трудовой потенциал общества увеличивается  за счет сокращения заболеваемости и  травматизма, что приводит к увеличению численности рабочей силы и расширению масштабов трудовой деятельности. Улучшение  здоровья населения рассматривается  как важный фактор физического развития, повышения работоспособности и  соответственно расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и пр. Повышение  уровня образования как отдельного человека, так и населения в целом существенно влияет на качество человеческого капитала — основного фактора приумножения богатства общества — и обусловливает рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений — духовное богатство общества [11].

Таким образом, ИРЧП учитывает в себе большинство  составляющих человеческого капитала и достаточно адекватно характеризует  сумму накопленного определенным государством человеческого капитала.

Механизм  расчета ИРЧП сводится к нахождению индексов по каждому из трех вышеперечисленных  аспектов по следующей общей формуле:  

 

 

 

где IА — индекс по аспекту, КФАКТ — фактическое значение показателя, КМИН, КМАКС — минимальное и максимальное (предельные) значения показателя.

При расчете  индекса ожидаемой продолжительности  жизни предельные значения составляют 25 и 85 лет; в индексах грамотности взрослого населения и совокупного валового контингента учащихся они равны 0% и 100%; в индексе ВВП на душу населения — 100 и 40 000 дол. США согласно ППС национальной валюты.

Непосредственно сам ИРЧП определяется как среднее  арифметическое индексов по аспектам.

В таблице  приведены данные, характеризующие  все три аспекта, необходимые  для расчета ИРЧП, индексы по каждому  из аспектов и непосредственно сам  индекс развития человеческого потенциала по странам Европы. В таблице они  проранжированы по занимаемому каждым государством месту среди европейских стран, рядом приведено их положение по рейтингу ИРЧП в мире [6].

Таблица

Индекс развития человеческого  потенциала по странам Европы 

 

 

 

В столбцах "1" приведены фактические данные по ИРЧП за 2000 г., в столбцах "2" показано отклонение Республики Беларусь от фактического уровня данной страны. В показателях, где данные по стране отсутствуют, в соответствующей  строке проставлено "..", но в целях расчета ИРЧП применялось значение, равное 99,0%.

Интеграционные  процессы, происходящие в последнее  время в Европе, предъявляют повышенные требования для государств, вступающих в Европейское экономическое  сообщество. Накопленный человеческий капитал государства является одним  из факторов, определяющих уровень  развития страны в процессе международной  интеграции.

Как видно  из таблицы, уровень ожидаемой продолжительности  жизни в Европе варьируется от 66,1 (Российская Федерация) до 79,7 года (Швеция). Республика Беларусь с ожидаемой  продолжительностью жизни в 68,5 года отстает от таких развитых стран, как Норвегия, Швеция, Исландия, Швейцария, Франция, Италия и Испания на 10 и более лет. Превышение наблюдается только в сравнении с Украиной, Молдовой и Российской Федерацией.

Опережая  многие государства по уровню грамотности  взрослого населения (в республике он составляет 99,6%) и совокупному  валовому показателю числа поступивших  в учебные заведения — 77%, Беларусь занимает 23-е место среди европейских  государств по индексу образования, опережая такие страны с высоким  уровнем развития человеческого  потенциала, как Словакия, Люксембург, Чехия, Кипр, Мальта и Хорватия.

Максимальный  уровень ВВП на душу населения (ППС  дол. США) принадлежит Люксембургу — 50 061 дол. США (при расчете ИРЧП данный показатель приравняли к предельному значению 40 000 дол. США); наименьший — Республике Молдова — 2109 дол. США. В Республике Беларусь данный показатель составляет 7544 дол. США. Таким образом, она опережает Литву (7106 дол. США) и Латвию (7045 дол. США), относящиеся к странам с высоким уровнем развития человеческого потенциала, однако отстает от Российской Федерации (8377 дол. США), стоящей по ИРЧП ниже.

По классификациям Всемирного банка, к странам с  высоким уровнем доходов относятся  те, где ВВП на душу населения 9266 дол. США или выше, а к странам  со средним уровнем доходов —  те, где ВВП на душу населения  находится в пределах 756—9265 дол. США. По данной классификации Республика Беларусь относится к странам  со средним уровнем доходов и  среди аналогичных европейских  стран занимает четвертое место  после Польши, Российской Федерации  и Хорватии.

Информация о работе Человеческий капитал как фактор европейской экономической интеграции Республики Беларусь