Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:44, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал как фактор развития современной экономики.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие человеческого капитала и его виды,
Изучить характеристику человеческого капитала,
Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты,
Рассмотреть классификацию видов человеческого капитала,
Введение.
Глава 1. Понятие человеческого капитала, его виды.
1.1 Понятие и характеристика человеческого капитала
1.2 Классификация видов человеческого капитала
1.3 Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты.
Глава 2. Реализация человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику.
2.1 Реализация человеческого фактора и его воздействие на рыночную экономику.
2.2 Пути развития человеческого капитала.
Заключение.
Список использования литературы.
Таблица 1. 1
Неотчуждаемые виды человеческого капитала (неликвидный капитал) |
Отчуждаемые виды человеческого капитала (ликвидный капитал) |
Капитал здоровья (биофизический) |
Социальный капитал |
Культурно-нравственный капитал |
Клиентский капитал (бренд-капитал) |
Трудовой капитал |
Структурный капитал |
Интеллектуальный капитал |
Организационный капитал |
Организационно- |
На основе комбинирования различных подходов к классификации человеческого капитала можно предложить более укрупненную структуру его видов по уровням и собственности. Данная классификация представлена в рис (1.1).
Данная классификация
видов человеческого капитал
позволяет рассматривать и
9
человеческий капитал фирмы) и государства в целом (макроуровень –
национальный человеческий капитал). В структуре индивидуального
человеческого капитала можно
выделить капитал здоровья, культурно-нравственный
капитал, трудовой, интеллектуальный и
организационно-
Рисунок (1.1) - Классификация видов человеческого капитала по уровням и собственности.
Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы . Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:
ЧК = Кз + Кк + Ко
Капитал здоровья представляет
собой инвестиции в человека, осуществляемые
с целью формирования, поддержания
и совершенствования его
10
является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В
течение жизни человека происходит износ человеческого капитала
Инвестиции, связанные с
охраной здоровья, способны замедлить
данный процесс. Не всякие инвестиции
в человека могут быть признаны вложениями
в человеческий капитал, а лишь те,
которые общественно
Человеческий капитал классифиц
- живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке,
- неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах,
- институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.
Для характеристики качества человеческого капитала используется
система показателей. Это показатели - интегральные, частные, социальные и
экономические.
Таким образом, человеческий
капитал - капитал, представленный в
индивидууме потенциальной
11
Система формирования конкурентоспособного человеческого капитала отражает отношения, возникающие между субъектами формирования человеческого капитала по поводу его носителя.
Таблица 2. Содержание этапов формирования и использования человеческого капитала 3
Инвестиционные мероприятия: |
Этапы | ||||
Становление |
Накопление |
Использование |
Воспроизводство | ||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
Воспитание |
1 |
Унаследованные качества индивида: здоровье, память; склонность к творчеству, науке, которые являются результатом вложений в развитие предшествующих поколений. |
Семья и государство несут издержки, связанные с воспитанием, образованием, формированием потенциала здоровья индивида. |
Воспитание воздействует на эффективное использование человеческого капитала индивида. |
Семья, государство, предприятия заинтересованы в здоровье работника и родителя, затрачивают средства на различные оздоровительные программы . |
Образование |
2 |
Семья тратит средства на образование своих детей, с целью увеличения получаемых благ в будущем. |
Государство стремиться доинвестировать в образование индивида, если с этим не справляется семья. |
Образование играет важную роль в профессиональной деятельности индивид; от его уровня зависит дальнейшее использование человеческого капитала. |
Образование индивида влияет на его образ жизни и образ жизни окружающих. Воспроизводятся актуальные способности индивида. |
Обеспечение здоровья индивида |
3 |
Обеспечение благоприятных условий для родителей и ребёнка с целью получения здорового носителя человеческого капитала. |
Семья, государство обеспечивают спортивное, духовное, морально-психологическое воспитание индивида, что способствует обеспечению устойчивости. |
Проведение предприятиями и государством соответствующих профилактических мероприятий для индивида, лечения профессиональных заболеваний, профессиональных стрессов. |
Проведение оздоровительного лечения средствами семьи, государства и предприятий с целью продления периода работоспособной деятельности индивида и рождения здорового поколения. |
Производственная подготовка |
4 |
Обеспечение условий, позволяющих
улучшить профессионально- |
Производственная подготовка
работников на фирме даёт возможность
повысить эффективность производства
и повысить профессионально- |
Производственная подготовка позволяет фирме улучшить квалификационный уровень работников, затрачивая при этом меньшее количество денежных средств, чем в случае приглашения специалиста со стороны. |
Инвестиции в благополучие персонала, его здоровье для снижения потерь рабочего времени и обеспечения полноценного воспроизводства населения. |
Миграция и выявление информации, необходимой для использования человеческого капитала |
5 |
Семья и государство проводят определенные мероприятия с целью обеспечения здорового образа жизни родителей. |
Инвестиции семьи и государства с целью выбора места обучения ребёнка с учётом его наклонностей и способностей.
|
Семья перемещает и трудоустраивает человека в привлекательные организации. Государство способствует трудоустройству безработных. |
Миграция семьи с целью поддержания и сохранения здоровья, необходимого для работы и воспроизводства здорового поколения. |
13
Субъектами формирования
человеческого капитала выступают
семья, государство, предприятие и
инфраструктура рынка, вступающие в
социально-экономические
Следует отметить взаимосвязь
и взаимозависимость всех субъектов
формирования конкурентоспособного человеческого
капитала, особенно учебных заведений,
служб занятости и предприятий.
Государство не может самостоятельно
устанавливать связи между
Эффективность функционирования
всей системы образования зависит
от направлений государственной
политики в области образования,
занятости и степени
Для конкурентоспособности
на рынке труда, сейчас, зачастую, уже
недостаточно быть специалистом в какой-то
одной области: требуются знания
в смежных областях, второе, третье
высшее образование. Помимо опыта работы
и других требований необходимым
условием является сочетание базового
образования в области
Следует отметить, что активная роль в формировании конкурентоспособного человеческого капитала страны принадлежит государству. Государство обеспечивает инвестирование в здоровье членов
семьи, что является залогом формирования полноценного нового носителя человеческого капитала, и развития в дальнейшем его потенциала.
Важный источник формирования человеческого капитала – накопление опыта в процессе работы. Обучение выступает как побочный продукт накопления капитала. Этот источник накопления человеческого капитала
исключительно трудно поддается измерению. В этом
модель Нельсона – Фелпса рассматривает человеческий капитал, накопленный в процессе образования, как предпосылку развития навыков,
необходимых для приспособления к технологическим изменениям. С такой точки зрения человеческий капитал становится основой для производственного обучения и понимания технологического развития. Образованные люди становятся хорошими инноваторами, поэтому образование ускоряет процесс технологической диффузии. Высокотехнологичная структура капитала положительно связана с ростом количества «белых воротничков». Выяснилось, что технологические
инновации изменяют спрос в пользу более высокообразованных работников,
14
поскольку последние имеют
сравнительное преимущество при
использовании новых
Накопление человеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:
- на поддержание здоровья,
- на получение общего или специального образования,
- на поиск работы,
- на профессиональную подготовку и переподготовку на производстве,
- на миграцию по зависимым и независимым от человека причинам,
- на рождение и воспитание детей,
- на поиск приемлемой информации о ценах и заработках и т.п.
Динамика накопления человеческого капитала определяется индивидуальными решениями; при этом образование – основная (но не единственная) компонента запаса человеческого капитала.
Общепринято, что для расчета
экономической эффективности
Человеческий капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов и т.д.
Качественные характеристики: мастерство, образование и также то, что влияет на работоспособность человека и способствует увеличению производительности труда.
В качестве основных показателей человеческого капитала исследователи выделяют образование, здоровье, производственную подготовку и миграцию, то есть отмечают их значимость как частных
критериев эффективности человеческого капитала. Так А. Добрынин и др. отмечают, что уровень общеобразовательной и специальной подготовки является одним из наиболее значимых критериев, характеризующих совокупный человеческий капитал. Этот критерий позволяет выявить типологические квалификационные особенности совокупной рабочей силы и определить их роль в системе экономического роста. Общее и специальное образование улучшают уровень и количество знаний человека, тем самым повышают качество человеческого капитала. Высшее образование способствует формированию высококвалифицированных специалистов, высокопроизводительный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
15
Обобщённый критерий эффективности человеческого капитала, который является функцией частных критериев (образования, здоровья, профессиональной подготовки, миграции), может быть представлен в следующем вие.
Формула обобщённого критерия эффективности человеческого капитала.
W = f (W1, W2, W3, W4), (2.1)4
Где W – обобщённый критерий эффективности человеческого капитала; W1, – частный критерии эффективности образования в интегративном эффекте человеческого капитала; W2, W3, W4 – соответственно частные критерии здоровья, профессиональной подготовки и миграции.
Критерий эффективности человеческого капитала есть показатель его эффективности, который зависит от частных критериев, каждый из которых определяет интегративное качество одного из аспектов человеческого капитала. Конкурентоспособная форма человеческого капитала, целесообразно оценивать следующими частными критериями: W1 – образование, W2 – здоровье, W3 – профессиональная подготовка, W4 – миграция. При этом, для того, чтобы конкурентоспособная
форма человеческого капитала состоялась, необходимо обеспечить подмножества определенных значений его характеристик.
Проведённые исследования позволили
получить общую форму обобщённого
критерия эффективности человеческого
капитала как функции частных
критериев эффективности
характеристик и детерминантов
на обобщённый критерий, что позволит
максимизировать эффективность
человеческого капитала, выявлять его
наиболее эффективные формы, определять
ориентиры его
Таким образом, система формирования конкурентоспособного человеческого капитала должна включать современные стратегии переобучения, которые основываются на том, что наиболее эффективны вложения в общую подготовку, обеспечивающую гибкость и лёгкость ориентации в рыночных условиях. Теория человеческого капитала всегда исходила из высокой эффективности вложений в образование. Основная идея
состоит в том, что адаптация накопленного человеческого капитала к
рыночным условиям намного эффективнее и реальнее, чем полное его пересоздание.
Информация о работе Человеческий капитал как фактор развития современной экономики