Человеческий капитал как фактор развития современной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал как фактор развития современной экономики.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие человеческого капитала и его виды,
Изучить характеристику человеческого капитала,
Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты,
Рассмотреть классификацию видов человеческого капитала,

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Понятие человеческого капитала, его виды.
1.1 Понятие и характеристика человеческого капитала
1.2 Классификация видов человеческого капитала
1.3 Формирование и накопление человеческого капитала: источники, формы, детерминанты.
Глава 2. Реализация человеческого фактора, ее воздействие на рыночную экономику.
2.1 Реализация человеческого фактора и его воздействие на рыночную экономику.
2.2 Пути развития человеческого капитала.
Заключение.
Список использования литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 151.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Глава 2.  Реализация человеческого  фактора, ее воздействие на рыночную     экономику.

            2.1 Реализация человеческого фактора  и его воздействие на рыночную  экономику.

Человеческий фактор —  это реальная, действующая живая  производительная сила, личность, которая  работает. Сущностный признак «личного фактора», раскрывающий его функциональное назначение, состоит в том, что  он соединяется с вещественным фактором, приводит в движение средства производства. За пределами процесса труда строго говоря, нет человеческого фактора. Может быть только индивид, обладающий рабочей силой, то есть потенциальный  работник.

В развитии личного фактора  общественного производства можно  выделить две ступени: первая, когда работник, выполняя от начала до конца весь набор операций по изготовлению продукта, выступал как единичный,  вторая, когда с появлением пооперационного разделения труда его производственная деятельность становилась лишь частью общего труда по созданию готовых изделий и услуг, а сам он при этом превращался в часть совокупного работника.

В экономической теории взаимоотношения  труда и капитала — основных факторов производства — занимают особое место, и это неудивительно. Принципы распределения  производимого продукта касаются практически  всех членов общества — от малоквалифицированных  наемных работников до крупнейших собственников.

Производственная функция  в интенсивном виде (в расчете  на одного работника) призвана отражать зависимость производительности от капиталовооруженности труда. Если на оси абсцисс отложена капиталовооруженность  труда (k), а на оси ординат — производительность на одного работника (у) то кривая данной функции повышается с ростом капиталовооруженности. Рост характеризуется замедляющимися темпами, что отражает предложение о снижении предельной производительности труда при добавлении дополнительной единицы капитала. Уровень наклона касательной к функции при некотором значении капиталовооруженности (то

есть прирост производительности при вложении дополнительной единицы 

капитала) определяет долю капитала в производстве добавленной стоимости. Оставшаяся часть соответственно приходится на зарплату работника.

Несостоятельность основ неоклассической  теории была показана еще в 1950-

18

1970-е годы в ходе  так называемой кембриджской  дискуссии о капитале. Одним из  ярких критиков неоклассической  школы стал П.Сраффа, работавший  в английском Кембридже. Он  построил математическую модель  распределения продукта, используя  введенное понятие относительной  цены. Главный фундаментальный вывод  Сраффы заключался в том, что  цена и распределение определяются  одновременно.

       Между тем произошедшие с тех пор изменения в экономической жизни позволяют говорить о создании новой экономики постиндустриального общества. Если в эпоху развитого индустриализма важными факторами роста действительно являлись концентрация труда и капитала, насыщение производства оборудованием, то в настоящее время высоких технологий, темпах обновления производства и сфере услуг (особенно на образовании и здравоохранении). Можно говорить о том, что происходит трансформация самого традиционного понимания капитала и труда. Ранее накопление капитала осуществлялось в течение жизни нескольких поколений владельцев предприятия, что позволяло оправдывать претензии подтвердивших свою эффективность собственников на часть прибыли. Теперь самый крупный капитал может создаваться практически моментально и при вложении в дело незначительного первоначального капитала. Ярким примером того может служить компания Microsoft. Ее огромная капитализация отражает смещение ценностных представлений общества в сторону интеллектуального продукта, по сути являющегося трудом в новом выражении.

Таким образом, при одинаковой капиталовооруженности труда 

предприятий одной отрасли  промышленности будет нарушаться принцип 

единственности оптимального распределения прибыли между  трудом и капиталом, поскольку при  одной капиталовооруженности наклон касательной к данным кривым будет  разным. В эпоху индустриализма, когда внедрение новой технологии требовало гораздо больше времени, а новации часто лишь развивали  уже существующие машины и механизмы, данный эффект можно было не учитывать. Очевидно, что через некоторое  время появится еще более производительная технология, которая может сделать 

эффективное предприятие  отстающим от остальных предприятий.

Главной проблемой становится разработка методов оценки вклада работников в создание капитала предприятия. Оценивать  рост капитала очень сложно, если вообще возможно, поскольку основной капитал  может обесцениваться по-разному  по отношению к нескольким технологиям. Критерий изменения стоимости компании на рынке ценных бумаг (рыночной капитализации), который часто используется для  оценки работы управленцев 

19

высшего звена, не может применяться  напрямую, так как даже сохранение рыночной стоимости капитала можно  считать его ростом, поскольку  при сохранении «старой» технологии капитализация предприятия снижается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

            2.2  Пути развития человеческого капитала.

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к  инвестициям  в человеческий капитал относят  расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с  поиском работы, миграцией, рождением  и воспитанием детей.

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

    • расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
    • расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
    • расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Сегодня одним из важнейших компонентов  вложений в человеческий капитал  во всех странах являются расходы  на обучение на производстве. В любом  обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять  квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование  независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

Инвестиции в образование  по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение

21

среднего, специального и  высшего образования.

Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом  и т.д…

Инвестиции в человеческий капитал  имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

  1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.
  2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.
  3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.
  4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.
  5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.

          По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные  общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды  и организации, а также образовательные  учреждения.

Одним из основных факторов развития экономики, помимо накопления капитала, естественного увеличения численности населения и роста 

22

производительности труда, выступает технический прогресс. Данный фактор тесно переплетается с повышением производительности человеческого капитала и вряд ли отделим от него: с увеличением объема знаний и улучшением технологии работники и машины, созданными ими, становятся производительнее.

     Таким образом, процесс воспроизводства человеческого капитала как части национального богатства страны невозможен без соответствующих инвестиций. На микроуровне инвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, как повышение квалификации работников; оплата больничных листов нетрудоспособности; затраты по охране труда; благотворительная помощь социальным институтам и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Заключение

 

Человеческий капитал  – важнейший ресурс постиндустриального  общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические  знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная  рабочая сила способна управлять  высокотехнологическим процессом.

Человеческий капитал, являясь  частью совокупного капитала, представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную  подготовку, здравоохранение, перемещение  рабочей силы. Сравнительный анализ приведенных и других определений  позволяет акцентировать внимание на следующих основных свойствах  человеческого капитала.

Во-первых, человеческий капитал  не отделим от его носителей –  работников отдельной фирмы или  населения региона или страны.

Во-вторых, физиологические  свойства и природные способности  человека, получаемые наследственным путем, являются базовой частью человеческого  капитала, называемой отдельными авторами капиталом здоровья. Другая его часть  в виде знаний, умений и навыков  является приобретенной в результате затрат самого человека и общества.

В-третьих, данный капитал  используется его носителями для  получения дохода, поэтому увеличение дохода мотивирует индивидуумов на увеличение своего интеллектуального потенциала путем образования и повышения  квалификации.

Экономические оценки человеческого  капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и  макроэкономическом уровнях для  определения величины национального  богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере  страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и 

для многих других целей.

Выделяя в структуре человеческого  капитала три основных составляющих - капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры, современная  наука в качестве решающего фактора  развития человеческих ресурсов и экономического роста рассматривает образование  и, в особенности, его высокие  уровни. Это связано со специфической  функцией системы высшего образования, заключающейся в формировании и  совершенствовании активного элемента процесса производства, в накоплении интеллектуального потенциала, который  в значительной мере определяет эффективность  и 

24

конкурентоспособность национальной экономики. Высшее образование вооружает  человека методологией выбора во все  возрастающем потоке информации, развивает  его креативные способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Список использования литературы.

 

  1. http://www.hr-portal.ru/article/nekotorye-osobennostinakopleniya-chelovecheskogo-kapitala%C2%BB-v-sovremennoi-rossii
  2. http://creativeconomy.ru/library/prd165.php - _ftn14#_ftn14
  3. http://www.sibupk.nsk.su/New/04/chairs/c_ectheory/kapital/gl1
  4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2007 г.
  5. Основы экономической теории: Схемы, диаграммы, таблицы / Л.Н. Давыденко, В.А. Войцеховский, С.Г. Галуза и др. – Мн.: Выш.шк., 2008 г.
  6. Николаева И.П. Экономическая теория. /– М.: Финстатинформ, 2007 г.
  7. «Экономическая теория» под редакцией д.э.н., проф. А.Г.Грязновой, д.э.н., проф. Т.В. Чечелевой. Москва 2008 – 152 с.
  8. «Курс общей экономической теории» - М.Н. Чепурин - М.: Лого-С, 2007.
  9. Бондаренко, Г. И. Человеческий капитал: основные факторы его воспроизводства и развития 2007. – 200 с.
  10. А.Ф. Лысков. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями 2008. – 326 с.
  11. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина,Л.С. Тарасевича,3 изд.-СПб.:Изд.СПбГУЭФ;Питер, 2008.-544с.
  12. . Введение в теорию человеческого капитала  Корицкий А.В 2007 г.
  13. Экономика труда: экономическая теория труда. Учебное пособие, - М.:ИНФРА – М,2008 г.
  14. Дятлов С.А. «Теория человеского капитала. Учебное пособие.» 2008 г.
  15. Саградов А. «Человеческий капитал: источник развития», Экономика и жизнь №№1,2, 2007 г.- 382 с.
  16. http://yaroslav2008.ucoz.ru/news/chelovecheskij_kapital_sushhnost_i_razvitie/2010-08-24-462.

Информация о работе Человеческий капитал как фактор развития современной экономики