Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Теорией человеческого капитала
стали заниматься еще в XIX в.
Тогда это стало одним из перспективных
направлений развития экономической
науки. Уже со второй половины ХХ в. она
стала основным достижением
прежде всего экономики образования
и труда.
Человеческий капитал - это
те навыки и знания и работника, которые
увеличивают его возможности для осуществления
своей работы, которая имеет экономическую
ценность.
На современном этапе
экономических преобразований человеческий
капитал является главной ценностью общества,
определяющим фактором устойчивого развития
и экономического роста, поскольку конкурентные
преимущества организационно-экономических
систем во многом достигаются не за счет
природных ресурсов, а за счет знаний,
информации, инноваций, источником которых
выступает человек.
Человеческий капитал – это
способность предлагать неочевидные решения,
он источник обновления и прогресса. Главное
предназначение человеческого капитала
– создание и распространение инноваций
(продукта, технологии, системы или структуры
управления), тогда человеческий капитал
образуется и проявляет себя в ситуациях,
когда большая часть времени и способностей
работников уходит на достижение новизны.
Основа любого бизнеса
- люди. Причем не только умеющие с успехом
генерировать новые идеи и вдохновлять
на их исполнение, но и степень общей вовлеченности
сотрудников в деятельность компании.
Интеллектуальный капитал - это корни
компании, скрытые условия развития, таящиеся
за видимым фасадом ее зданий и товарного
ассортимента. Поэтому и искусство управления
командой, ее наиболее результативными
сотрудниками - задача номер один для современного
лидера, важнейшее условие которой - эффективность
использования человеческого потенциала.
Понятие человеческого
капитала.
Человеческий капитал традиционно
понимается как совокупность качеств
человека, его способностей к труду, которые
определяют его производительность и
могут стать источником дохода для самого
человека, организации и общества в целом.
Понятие человеческого
капитала занимает одно из центральных
мест в современном сознании общества.
Технический прогресс все больше внедряется
в жизнь людей, поэтому предъявляются
все большие требования к человеку, его
образованию, квалификации. Все большую
актуальность получают вопросы о роли
человека в производстве, о способе производства,
о передаче знаний и т. д.
Экономическая категория «человеческий
капитал» формировалась постепенно. Сначала
под этим подразумевались знания и способность
человека к труду. Так в XVII в. один из основоположников
классической политической экономии в
Англии У. Петти попытался дать оценку
денежной стоимости производительных
свойств личности человека. Согласно его
мнению, богатство общества зависит от
характера занятий людей и их способности
к труду. Позднее рассмотрения «человеческого
капитала в своих работах касались многие
другие ученые, например, это отразилось
в трудах «Богатство народов» (1775) шотландского
экономиста, одного из основоположников
современной экономической теории Адама Смита, «Принципы экономической
науки» (1890-1891) английского экономиста,
основоположника неоклассического направления
в экономической науке Альфреда Маршалла
. В дальнейшем понятие человеческого
капитала существенно расширилось. Анализ
статистических данных роста экономик развитых
стран мира в середине XX в. дал толчок к
развитию теории человеческого капитала.
В экономической
литературе понятие человеческого
капитала
рассматривают в широком и в
узком смысле. В узком смысле
“одной из форм капитала является
образование. Человеческим его
назвали потому, что эта форма
становится частью человека, а капиталом
является вследствие того, что представляет
собой источник будущих удовлетворений
или будущих заработков, либо того
и другого вместе“. В широком
смысле человеческий капитал формируется
путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений)
в человека в виде затрат на образование
и подготовку рабочей силы на
производстве, на охрану здоровья,
миграцию и поиск информации о ценах и
доходах.
В «Экономической энциклопедии»
человеческий капитал определяется
как «особый вид капиталовложений,
совокупность затрат
на развитие воспроизводственного
потенциала человека, повышение
качества и улучшение функционирования
рабочей силы. В состав объектов
человеческого капитала обычно
включают знания общеобразовательного
и специального характера, навыки,
накопленный опыт».
Примерами человеческого капитала могут
служить умение соорудить лестницу, которым
обладает плотник; связи и знание о работе
правительственных учреждений, которыми
обладает лоббист. Обычно человеческий
капитал можно получить учебой у других
людей, уже обладающих необходимыми навыками
или приобретенному опыту.
Именно человеческий капитал
это единственный фактор, который обусловливает
различие между неквалифицированными
работниками и квалифицированными специалистами,
в решающей степени определяет производительность
труда. К примеру, сейчас очень много людей
с образованием бухгалтера, но немного
настоящих специалистов, которые могут
повысить эффективность бизнеса, сократив
расходы компании и оптимизировав зарплаты
рабочим. Конечно же, бухгалтерские услуги
лучше доверить профессиональной компании.
Будет полезным провести различие
между видами человеческого капитала
специфическим для данной фирмы и универсальным
человеческим капиталом. К первой категории
относят знания и навыки работы, которые
имеют ценность только при работе в данной
конкретной компании, ко второй - те навыки
и знания, которые повышают производительность
труда данного индивида при работе у любого
из нескольких работодателей.
Образцом специфического человеческого
капитала может служить знание слабых
мест оборудования конкретной фирмы или
ее системы бухгалтерского учета, особой
терминологии и процедур принятия решений,
используемых в данной фирме, или потребностей
клиентов фирмы. Примерами универсального
человеческого капитала является умение
работать с определенным типом оборудования
или вести бухгалтерскую документацию,
знакомство с обще-деловой терминологией
и процедурами и общие навыки работы в
сфере сбыта и маркетинга.
В условиях рынка труда без
накопления человеческого капитала ни
одна фирма никогда не стала бы осуществлять
инвестиции в подготовку работников, обеспечивающие
улучшение их универсального человеческого
капитала. Такая подготовка привела бы
только к повышению определяемых рынком
ставок заработной платы работников, что
отразило бы возросшую производительность
их труда и их большую ценность для других
работодателей. Инвестиции, осуществленные
фирмой, не принесли бы ей никакой отдачи.
Для работников же, напротив, имелся бы
смысл увеличивать свой универсальный
человеческий капитал — это повышает
производительность их труда, их ценность
для множества потенциальных работодателей
и в конечном счете увеличивает их заработки. Человеческий
капитал фактор экономического роста не
только одной компании, но и всей страны
[7].
Человеческий капитал прирастает
двумя способами: предприятие использует
максимальный объем знаний своих сотрудников; максимальное
число сотрудников владеет знаниями, способными
принести пользу предприятию. Важнейшей особенностью
человеческого капитала является то, что
ее нельзя ни продать, ни сдать в наем;
ее можно лишь эффективно или неэффективно
использовать для достижения целей организации.
Основными сущностными характеристиками
человеческого капитала являются:
- определенный запас знаний, навыков
и других производительных качеств и способностей
человека, являющийся результатом инвестиций
в человека;
- этот запас знаний человека существует
потенциально и реализуется в той или
иной сфере общественного воспроизводства
путем его включения в процесс общественного
труда. Накопленный запас знаний является
основой роста производительности труда
и производства, основой экономического
роста страны;
- целесообразно используя накопленный
запас знаний, работник получает соответствующий
доход в виде заработной платы, а общество
— в виде национального дохода. Чем эффективнее
используется человеческий капитал, тем
выше должны расти доходы работника и
общества в целом;
- повышение доходов работника и общества
должно стимулировать их к дальнейшему
накоплению новых запасов знаний, навыков
и опыта, путем инвестирования в человеческий
капитал.
Поэтому человеческий капитал — это сформированные
в результате инвестиций и накопленные
человеком способности и качества, которые
при целесообразном использовании приводят
к росту производительности труда и доходов.
К основным элементам человеческого
капитала обычно относят:
- капитал образования, включая
общие и специальные знания;
- капитал подготовки на производстве
(квалификация, навыки, производственный
опыт);
- капитал здоровья;
- обладание экономически значимой информацией
(например, о ценах, доходах; прогнозы);
- капитал миграции, обеспечивающий мобильность
работников;
- мотивация трудовой деятельности [4].
Таким образом, человеческий
капитал представляет собой определенный
комплекс производительных способностей
человека, которыми обычно считают здоровье,
природные особенности человека, уровень
его образования и профессионала, а также
трудовую мобильность индивида.
Особенности человеческого
капитала:
- в современных условиях
человеческий капитал является
главной ценностью общества и главным
фактором экономического роста;
- формирование человеческого
капитала требует от самого
человека и всего
общества значительных
затрат;
- человеческий капитал
в виде навыков и способностей
является определенным запасом, т.е.
может быть накапливаемым;
- человеческий капитал
может физически изнашиваться, экономически
изменять свою стоимость и амортизироваться;
- человеческий капитал
отличается от физического капитала
по степени
ликвидности;
- человеческий капитал
неотделим от его носителя
– живой человеческой
личности;
- независимо от
источников формирования, которые
могут быть государственными, семейными,
частными и др., использование человеческого
капитала и получение прямых доходов контролируется
самим человеком.
По ряду показателей
развития человеческого капитала
- грамотности взрослого населения,
средней продолжительности и
качеству обучения, развитию бесплатной
медицинской помощи - Россия до
недавнего времени находилась
в числе стран с высоким
их уровнем. Однако незавершенность
реформ, особенно в социальной
сфере, отсутствие последовательной
долгосрочной социально-экономической
стратегии и эффективной социальной
политики привели к тому, что
основные показатели развития
человеческого капитала ныне
значительно ухудшились. Дальнейший
ход российских реформ во многом
зависит от преодоления этих
негативных тенденций и создания
условий для успешного развития
человеческого капитала. В этом
залог экономического роста страны
и благосостояния населения [8].
Человеческий капитал предприятия.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
ПРЕДПРИЯТИЯ — совокупность навыков,
знаний и умений персонала (Г. Беккер).
Одним из существенных факторов
развития современных предприятий является
создание и эффективное использование
интеллектуального капитала, которой
подразделяется на три составляющих: человеческий
капитал, структурный капитал и потребительский
капитал. Решающее значение в формировании
интеллектуального капитала играет именно
человеческий капитал. Он выступает той
базой, на основе которой создаются все
остальные компоненты интеллектуального
капитала. Под человеческим капиталом
понимаются знания, навыки и способности
человека, которые содействуют росту его
производительной силы. Следует отметить,
что нетворческий труд, не требующий особого
мастерства (даже если это ручная работа),
не создает интеллектуального капитала.
Данное обстоятельство является основополагающим
при управлении человеческим капиталом,
так как формирует базу для принятия управленческих
решений в отношении человеческих ресурсов
организации, но при этом большинство
исследователей не акцентируют должного
внимания на нем.
Согласно идеям Т.Стюарта, существуют
два основных критерия оценки человеческих
ресурсов организации:
1) возможность замены сотрудника
2) способность создавать добавленную
стоимость.
Возможность замены сотрудника
связана со сроком обучения, который зависит
от времени освоения знаний и умений, необходимых
для выполнения возлагаемых на работника
функций. Добавленная стоимость представляет
собой дополнительную ценность, которая
побуждает покупателей предпочитать продукцию
именно этой компании. В зависимости от
комбинации этих двух критериев можно
выделить 4 группы работников:
1) неквалифицированные или полуквалифицированные
работники (легко заменить, не создают
добавленной стоимости);
2) квалифицированные работники (трудно
заменить, низкая добавленная стоимость);
3) квалифицированные работники
со специальными умениями и
навыками (легко заменить, высокая
добавленная стоимость);
4) незаменимые специалисты (трудно
заменить, высокая добавленная стоимость).
Человеческий капитал предприятия может
трактоваться в сравнительно узком и широком
смыслах. В узком смысле человеческий
капитал предприятия представляется в
виде стоимости годового объема физического
и интеллектуального живого труда его
основных и вспомогательных производственных
рабочих, служащих, административно-управленческого
и младшего обслуживающего персонала
в нормальных условиях производственной
деятельности при полной загрузке его
нормативно-расчетной мощности. Сама по
себе стоимость живого труда на предприятии
является элементом суммы его оборотных
средств.
В широком смысле человеческий капитал
предприятия определяется суммой соответствующих
стоимостей физического и интеллектуального
живого и прошлого (овеществленного) труда
общей нормативной численности всех работников
этого предприятия, принимающих в настоящее
время и напрямую либо косвенно принимавших
в прошлом участие в формировании этого
капитала в нормальных условиях его работы
при полной производственной загрузке.
Стоимость совокупного труда, реализуемого
на предприятии в течение отчетного года
характеризует его человеческий капитал
более полно.
Человеческий капитал предприятия определяет
возможность эффективного использования
факторов производства, влияя, таким образом,
на конкурентоспособность и цену предприятия,
что подтверждается многочисленными примерами
значительного превышения рыночной цены
предприятия над его балансовой стоимостью.
Человеческий капитал предприятия можно
представить как систему, состоящую из
следующих элементов:
-
интеллектуальный капитал ("капитала
знаний");
-
структурный капитал (являясь проявлением
организационного потенциала предприятия,
включает: систему менеджмента, организационную
структуру предприятия, корпоративную
культуру);