Четыре основные составляющие развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 10:07, реферат

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2
1.Основные составляющие экономического развития региона……4
2. Методы управления региональным развитием…………………..9
Заключение……………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………..16

Файлы: 1 файл

региональная.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                      Челноков А 3 ЭУТГ

Четыре основные составляющие развития региона

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………..2

1.Основные составляющие экономического  развития региона……4

2. Методы управления региональным  развитием…………………..9

Заключение……………………………………………………………14

Список использованной литературы………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике.

 

 В этой ситуации возрастает  общесистемная значимость стратегии  социально-экономического развития  регионов, направленной на поддержание  целостности региональных народнохозяйственных  комплексов и их основных воспроизводственных  пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.

 

 Игнорирование этих вопросов в качестве актуальных проблем современной экономическо-управленческой мысли приводит в конечном итоге к значительным расхождениям между декларируемыми целями стратегического управления социально-экономического развития регионов России и их реальным воплощением.

 

 В настоящее время региональная  экономическая политика, гармонизация  взаимоотношений Центра и субъектов  РФ находятся в центре внимания  российской общественности. Одновременно  с усилением вертикали и единства  государственной власти в связи с созданием семи федеральных округов осуществляется перераспределение многих прав и полномочий в пользу территориальных образований. Существенно возрастает роль регионов в обеспечении стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны. Происходит качественное изменение статуса и функций региональных и муниципальных органов управления. Для перехода к рыночным отношениям необходимы, с их стороны, целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия.

 

 Процесс становления обновленных федеративных отношений во многом происходит стихийно и не всегда соответствует конституционным основам. Такая ситуация в значительной степени связана с отставанием федерального законодательства в сфере федеративных отношений и региональной политики. Основные положения региональной политики в Российской Федерации, принятые Правительством РФ 23 марта 1996 г., не стали импульсом для осуществления активной местной экономической и финансовой политики в значительной степени потому, что за ними не последовали законодательные акты, нормативно-методические и конкретные концептуальные программы комплексного развития производительных сил конкретных регионов.

 

 Применяемые формы государственной  поддержки территорий не согласованы  между собой и направлены преимущественно на ослабление проявлений кризисного состояния территорий, а не на устранение их причин. Федеральные программы и постановления Правительства РФ в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и конкретных территорий фрагментарны и не всегда учитывают общероссийские социально-экономические приоритеты и объективную обусловленность комплексности хозяйства регионов.

 

 Для России крупнейшего по  территории государства мира, сформированной  из сложного конгломерата регионов, имеющих различные природные условия, социальную историю и типы хозяйствования, региональный анализ имеет особо важное значение. Эффективная модель реформирования страны на путях устойчивого развития может быть выработана только с учетом ситуации, складывающейся в регионах. Недооценка регионального фактора чревата тяжелыми последствиями. В утвержденной Указом Президента России "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" одним из основных направлений по защите конституционного строя сформулирована задача по "выработке и реализации региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов".

 

 Мировой опыт свидетельствует,  что только региональное управление  экономикой способно непосредственно  и эффективно решать вопросы,  наиболее важные для населения данной территории. Они обязаны сами принимать большинство жизнеобеспечивающих решений на местах и нести полную ответственность за их последствия. Регионам (областям) следует разрабатывать собственную концепцию и тактику экономических и социальных преобразований, находить наилучшие способы мобилизации внутренних ресурсов, определять свое место в общей хозяйственной системе страны. В этих условиях для них одной из актуальнейших становится проблема комплексного и сбалансированного развития производительных сил на подведомственных им территориях. Именно сейчас на уровне области формируются новые взаимоотношения между Центром и субъектами РФ, федеральными и местными органами власти. Все это и определяет актуальность темы данной курсовой работы.

 

 Объектом исследования является  регион, как составная часть федерального  округа РФ. Ее производственно-хозяйственный  комплекс имеет свои специфические  особенности, обусловленные географическими,  природными, социальными и историческими  факторами. 

 

 Предметом исследования являются  совокупность экономических, социальных, организационных, информационных  отношений, возникающих в процессе  развития производственно-хозяйственного  комплекса области, а также  методика оценки и прогнозирования  его природно-ресурсного, экономического потенциала и механизмы реализации принципов комплексного развития в практику регионального стратегического управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные составляющие экономического развития региона

Социально-экономическая ситуация в регионе характеризуется определенны сочетанием индикаторов, которые отражают:

– во-первых, влияние объективных потенциалов  регионального развития, которые  могут быть определены количественно;

– во-вторых, воздействие специфических для  каждого региона компенсационных механизмов (компетенций), характеризующих особенности региона и возможности его адаптации к новым экономическим условиям.

 

Выделяют  два вида компенсационных механизмов – пассивный и активный [2]. Пассивный  компенсационный механизм исходит  из реакции населения и субъектов хозяйствования тех или иных регионов на изменившиеся условия, их более или менее успешное приспособление к рыночным реалиям. При этом органы власти и управления различных уровней лишь создают населению и предприятиям определенные условия, которые обусловливают развитие (или торможение) тех или иных региональных процессов. Активный компенсационный механизм предполагает проведение федеральными и региональными властями, субъектами целенаправленной хозяйственной политики в отношении данного региона.

 

 

Жизнедеятельность региона – постоянный фактор, она  не может быть прекращена. Поэтому  региональные интересы – это прежде всего потребность в стабильном характере воспроизводства и  постоянном сохранении и приумножении потенциалов региона.

 

В научной литературе обсуждается  в основном экономический аспект регионального потенциала, первые попытки  выяснения сущности которого относятся  к началу 70-х годов. При комплексной  оценке потенциала региона более  корректно говорить не об экономическом, а о социально-экономическом потенциале. Обусловлено это тем обстоятельством, что исследование тех или иных составляющих экономического потенциала региона неминуемо приводит к включению в рассмотрение социального аспекта, определяемого отношениями между людьми в процессе его создания, поддержания и использования.

 

Под потенциалом вообще понимаются возможности, способности, скрытые, нереализованные  резервы изучаемого объекта, которые  при изменении окружающих условий  могут перейти из возможности  в действительность. Наличие потенциала у какого-либо объекта обязательно предполагает множество вариантов использования этого потенциала. Сам по себе потенциал без определения цели его использования существовать не может, поскольку, говоря о каком-либо потенциале, всегда имеют в виду то, для чего собственно и требуются резервы и возможности, а именно для достижения некоторого конечного результата. Потенциал социально- экономического развития региона характеризует возможности его развития при использовании всего комплекса территориальных ресурсов, особенностей существующей и перспективной структуры его хозяйства, географического положения в интересах повышения качества жизни населения региона [3].

 

Среди первоочередных проблем, связанных  с организацией аналитических работ  в сфере оценки и анализа потенциала социально-экономического развития региона, следует указать необходимость его структуризации.

 

В экономической литературе на определение  одного и того же потенциала нередко  имеется целый ряд различных  точек зрения.

 

По мнению некоторых авторов, построение системы взаимосвязей потенциалов и нахождение некоторой структуры затруднено в силу абстрактности исследуемого предмета. В первую очередь, полагают они, это связано с тем, что потенциалы не только пересекаются друг с другом, но и взаимопоглощаются. Так, например, природный потенциал включает климатический, водный, земельный и другие более конкретные потенциалы, различающиеся также целями своего использования.

 

При разработке системной модели определения  потенциала территории с целью применения ее к исследованию социально-экономического потенциала региона необходимо учитывать следующие основные аспекты анализа в рамках системного подхода [4]: 1) элементный аспект – выявление структуры потенциала; виды потенциалов; дифференцированные характеристики потенциалов; общность и мощность потенциалов; 2) структурный аспект – установление структурных характеристик системы потенциалов: типы связей, количественные и качественные взаимозависимости; 3) функциональный аспект – выявление функций потенциалов в системе территориального развития; сравнение функций с целью определения сходств и отличий; выявление функциональной структуры территориального потенциала; 4) интегративный аспект – выяснение противоречий в системе потенциалов, путей и способов разрешения найденных противоречий; определение иерархии потенциалов в зависимости от значимости для устойчивого развития координационных связей системы потенциалов с внешней по отношению к территории средой; определение тесноты данных связей; 6) исторический аспект – рассмотрение потенциалов территории сквозь призму их исторического развития; выявление этапов в формировании и развитии потенциалов; сравнение выявленных тенденций с общероссийскими особенностями развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм проведения оценки потенциалов социально-экономического развития региона представлен на рис. 1.

 

 

 

 

 

Систему потенциалов социально-экономического развития региона можно представить  в виде трех блоков.

 

Во-первых, это блок базовых ресурсных  потенциалов территории, объединяющий:

– природно-ресурсный потенциал, характеризующий  возможности развития региона за счет рационального использования  его земельных, минерально-сырьевых, лесных, водных, рекреационных и  иных ресурсов (определяется количеством  и качеством запасов ресурсов, условиями их добычи, транспортировки и т. д.);

– экономико-географический потенциал, характеризующий резервы развития региона путем эффективного использования  его транспортно-географического  положения (определяется пропускной способностью путей сообщения и т. п.; близостью к продовольственным, сырьевым и ресурсным базам); климатических и ландшафтных условий (возможности отдыха, организации санаторно-курортного лечения, различных видов туризма); размещения нового или расширения существующего производства (определяется наличием свободных площадей, степенью развития производственной и социальной инфраструктуры, условиями экологического характера и т. п.);

– демографический потенциал, характеризующий  возможности улучшения качества населения региона (определяется общей численностью населения, его половозрастным составом, динамикой роста (убыли) населения, миграционными процессами и т. п.).

 

 

Второй блок обеспечивающих потенциалов  социально-экономического развития региона  объединяет локальные потенциалы, которые призваны способствовать реализации базовых ресурсных потенциалов. В их состав входят:

– трудовой потенциал, характеризующий  возможности развития региона за счет подготовки и рационального  использования кадров (определяется образовательным, квалификационным, профессиональным составом кадров, занятостью их в разрезе отраслей и сфер хозяйства, форм собственности, специальностей и т. п.);

– материально-технический потенциал, характеризующий возможности развития региона на основе эффективного использования всех структурных составляющих его производственного комплекса (определяется структурой и объемом производства, величиной и эффективностью использования производственных фондов, состоянием развития инфраструктуры и т. п.);

– научно-инновационный потенциал, характеризующий возможности региона в сфере повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на основе рационального использования достижений научно-технического прогресса (определяется величиной и качеством фундаментального и прикладного научного задела и т. п.);

Информация о работе Четыре основные составляющие развития региона