– социально-инфраструктурный потенциал,
характеризующий резервы региона
в сфере улучшения медицинского,
бытового, культурного, транспортного
и жилищно-коммунального обслуживания
населения на основе расширения номенклатуры
и повышения качества услуг, обеспечения
их доступности для населения;
– бюджетный потенциал, характеризующий
возможности региона в увеличении
доходной части бюджета (определяется
величиной местных налогов и
сборов, отчислений от федеральных
и региональных налогов в соответствии
с нормативами, установленными законодательством,
а также поступлений от приватизации муниципального
имущества, от сдачи его в аренду, от местных
займов и лотерей, от внешнеэкономической
деятельности, дивидендов от доли региона
в уставном капитале предприятий и организаций,
объемами дотаций, субвенций, трансфертных
платежей и т. п.);
– инвестиционный потенциал, характеризующий
возможности региона в привлечении
и использовании средств отечественных
и зарубежных инвесторов, предпринимателей,
населения для решения территориальных
проблем;
– экспортно-импортный потенциал,
характеризующий возможности региона
в повышении эффективности его
внешнеэкономической деятельности
путем закрепления на уже «освоенных»
рыночных нишах; использовании относительной
дешевизны основных ресурсов производства
(рабочей силы, производственных фондов,
технологических знаний, материальных
ресурсов), которая выступает в качестве
ведущего мотива привлечения зарубежных
инвестиций; использовании уникальных
высоких технологий, имеющихся, в частности,
на предприятиях ВПК, и решении на этой
основе широкого спектра проблем территориального
развития.
Третий блок – это блок потенциалов
готовности региона к социально-экономическим
преобразованиям, который может
включать, например:
– потенциал социально-психологической
готовности (населения, властных структур)
к проведению на территории региона
намечаемых социально-экономических
преобразований;
– потенциал нормативно-правовой
готовности, характеризующий степень
полноты правовой и нормативной базы,
необходимой для осуществления тех или
иных преобразований в различных сферах
жизнедеятельности населения региона;
– потенциал научно-методической
готовности, характеризующий степень
разработки научных и методических
материалов (указаний, рекомендаций,
инструкций), необходимых для реализации
намеченных социально-экономических преобразований
и т. п.
В некоторых исследованиях нередко
смешиваются понятия потенциалов
региона и ресурсов региона, что
приводит к их отождествлению, а
следовательно, и неправильному определению
характеристик конкретного потенциала.
Ресурсы представляют собой имеющиеся,
уже использующиеся возможности. Введение
понятия ресурсов необходимо также и для
того, чтобы сопоставить их с другой категорией
– конечным результатом использования
ресурсов. Таким образом, возникает логическая
цепочка исследования: «потенциал – ресурсы
– результат». Системная модель исследования
потенциала региона представлена на рис.
3 [4].
Она отражает следующий важный момент.
Управляющая подсистема территории,
в качестве которой выступают различные
органы, принимающие управленческие решения
(в том числе администрация и ее отделы,
руководство отдельных предприятий и
т. п.), воздействует на ресурсы территории,
способствуя их преобразованию в некоторый
конечный результат.
При этом на входе в систему ресурсов
поступают потенциальные возможности
территории, а на выходе определяется
конечный результат использования
ресурсов.
2. Методы управления региональным
развитием
Местные органы власти любого уровня
— региона, города или района —
выполняют две основные функции:
предоставление услуг жителям и
предприятиям (содержание дорог, водо-,
тепло-, энергоснабжение, уборка мусора,
содержание парков, мест отдыха и пр.)
и управление социально-экономическим
развитием подведомственной территории.
Управление развитием может
осуществляться с помощью разнообразного
спектра стратегий, программ, конкретных
действий и одноразовых управленческих
решений, посредством которых местная
администрация стремится стимулировать
развитие экономики региона, создать новые
рабочие места, увеличить налоговую базу,
расширить возможности для определенных
видов экономической активности, в которых
заинтересовано местное сообщество.
Объекты управления функционированием |
Объекты управления
развитием |
• дороги
• уборка мусора
• водо-, газо-, тепло-, электроснабжение
• состояние и эксплуатация жилого
фонда
• парки, благоустройство |
• возникновение новых и развитие
старых производств
• развитие городской инфраструктуры,
прежде всего связи и коммуникаций
• занятость
• уровень благосостояни |
Управление функционированием
и развитием
Функция социально-экономического развития
становится особенно значимой в
переходный период, когда к традиционным
вопросам экономического развития присоединяются
вопросы формирования и развития рыночной
инфраструктуры и преодоления кризисных
явлений, сопровождающих переход экономики
из одного состояния в другое. Выход из
кризиса может оказаться болезненным,
если экономические процессы пущены на
самотек, и в то же время он может быть
более гладким, если региональная администрация
будет активно воздействовать на процессы
экономического развития, используя имеющиеся
местные преимущества и создавая новые.
Преодоление кризиса в любой
сфере жизни региона напрямую
связано с уровнем экономической
активности. Социальное развитие, хотя
и обладает относительной самостоятельностью,
в значительной мере определяется
ресурсными возможностями, которые,
в свою очередь, зависят от степени экономического
развития. Поэтому, только развивая экономическую
активность, можно осуществить те или
иные прорывы в жизни местного сообщества
и поднять уровень благосостояния населения,
который в конечном счете всегда определяет
успех той или иной социально-экономической
политики.
Все возможные методы воздействия
региональной администрации на
ход экономического развития
можно сформулировать так:
создание в регионе благоприятных
общих условий для развития
деловой активности;
регулирование деловой активности;
прямая кооперация администрации
региона и бизнеса.
Рассмотрим эти методы управления
региональным развитием.
1 Создание благоприятных общих
условий для развития деловой
активности
К таким условиям следует отнести
рыночную инфраструктуру, наличие земли
и соответствующих прав на нее для развития
новых видов экономической активности,
хорошо развитые транспорт, связь, офисное
хозяйство и др.
В странах Запада администрация
все чаще осуществляет инвестиции
в региональную инфраструктуру, предпринимает
определенные акции по реорганизации
земельных участков, а также проводит
работу в рамках регионального маркетинга
для привлечения новых видов бизнеса в
регион. Администрации российских регионов
в условиях становления рыночных отношений
помимо этих видов косвенного воздействия
осуществляют прямую поддержку новых
институтов, составляющих основу рыночной
инфраструктуры.
Традиционными являются активные
действия по созданию и укреплению
инфраструктуры, которая является
базовой для всех видов бизнеса: дороги,
телефон, городские вокзалы, аэропорт
и пр. По отношению к земле также можно
совершать целенаправленные действия
— объединять и дробить земельные участки,
выкупать и продавать их, сдавать в аренду
и даже передавать в безвозмездное пользование.
От конкретных действий в отношении земли
зависят как общее направление, так и интенсивность
новой деловой активности в регионе.
Относительно самостоятельным
фактором экономического развития
любого региона в последнее
время стал международный фактор: чем
интенсивнее международные связи, тем
больший импульс, как правило, получает
экономическое развитие региона. Содействие
международным связям и международной
торговле, привлечение иностранных инвестиций
в регион становятся относительно самостоятельным
и весьма эффективным инструментом экономического
развития в целом.
2 Регулирование деловой активности
Администрация формирует побудительные
мотивы предпринимателей с целью
принятия ими необходимых для
развития данного региона решений.
Это достигается, в частности, путем уменьшения
местных налогов либо предоставления
дешевого капитала с помощью инструментов
займа, субсидий, гарантий и даже прямых
заимствований.
Данные методы воздействия
на предпринимателей нередко
подвергаются обоснованной критике.
В частности, доказывается, что такие меры
ведут к прямым потерям ресурсов регионов
и городов и не влияют в конечном счете
на размещение новых видов бизнеса. Дело
в том, что разница в условиях местного
налогообложения, как правило, есть величина
несоизмеримо меньшая, чем разница по
другим условиям бизнеса (расположение,
наличие близких поставщиков, близость
рынков сбыта и пр.) Более того, конкуренция
между регионами и городами часто ведет
к выравниванию величин льгот по местным
налогам. При этом ни один из вступающих
в такую конкуренцию регионов не получает
заметных преимуществ, с одной стороны,
а с другой стороны, все они заранее уменьшают
поступления в свой бюджет.
В целом стратегия налогового
и прочего влияния оказывается
эффективной лишь тогда, когда у властей
имеется подробная информация, в том числе
аналитическая, о состоянии того или иного
бизнеса и о факторах, влияющих на принятие
стратегических решений. Обычно подобной
информации у администрации нет. Более
того, информация такого рода обычно утаивается
с целью получения налоговых и других
льгот. Все это приводит к тому, что налоговые
льготы становятся необоснованным и односторонним
выигрышем бизнеса.
В то же время особый
налоговый режим для новых
инвестиционных проектов в современных
российских условиях позволяет достичь
весьма значимых результатов. Так, администрация
Новгородской области установила налоговые
льготы для инвестиций на территории области,
получила существенный приток иностранных
инвестиций, гарантирующих уже сегодня
высокий потенциал экономического развития
области в будущем.
К регулирующим воздействиям
администрации относится установление
правил пользования землей. Например,
в 90-е годы в отечественной
практике организации жилищного
строительства стало правилом строительство
"с нагрузкой", когда частный инвестор
получал право на строительство (или капитальный
ремонт здания) лишь в том случае, если
соглашался определенную долю готового
жилья передать городским властям, а также
при условии восстановления или расширения
общегородских сетей и коммуникаций.
Выделение соответствующих
зон использования земли для
жилищного строительства, для
торговли и бизнес - центров, для
промышленного использования оказывает
влияние на частных инвесторов,
планирующих развитие своей деловой
активности. При планировании и осуществлении
того или иного строительства можно изменять
обычные правила застройки, тем самым
предоставляя конкретные льготы или высвобождая
средства под те или иные программы.
Регулирование порядка застройки
может дать весьма ощутимый эффект в длительной
перспективе. Однако получение соответствующего
эффекта возможно только при условии проработки
стратегических планов развития города,
при четком выделении долгосрочных и краткосрочных
целей его развития.
3 Прямая кооперация администрации
и бизнеса
В случае реализации крупных проектов
развития городов иногда оказывается
целесообразным непосредственное сотрудничество
администрации и частных организаций.
Примерами такого рода могут служить
проекты "Сити" и "Манежная
площадь" в Москве. Будучи масштабными
долгосрочными проектами, способствующими
развитию города в целом, они осуществляются
совместными усилиями частных организаций
и администрации города. В ряде случаев
для координации деятельности в рамках
одного проекта создается смешанная компания.
Однако в смешанных компаниях всегда наблюдается
конфликт интересов частного и общественного
секторов, всегда сложно до конца согласовать
интересы развития города конкретными
интересами, связанными с извлечением
прибыли. Чтобы избежать ненужного перекоса
в сторону частных интересов прямая кооперация
должна сопровождаться подробным и обоснованным
процессом планирования, достаточно эффективным
контролем, находиться под авторитетным
и влиятельным руководством со стороны
местной администрации.
Общемировой тенденцией последних
лет стал рост числа организаций
неправительственного, негосударственного
характера, вовлеченных в решение
проблем экономического развития
городов. Как правило, это бесприбыльные
организации, которые могут оказывать
помощь частному бизнесу, содействовать
его развитию. К таким организациям можно
отнести местные торгово-промышленные
палаты, специализированные агентства
по развитию или маркетингу региона. Кооперация
администрации с такими организациями
приносит пользу региону в целом.
Обеспечивая процесс экономического
развития региона, руководители
местной администрации подчас
действуют как посредники, как
"создатели коалиций", помощники
реальных действующих лиц, используя
разнообразные подходы к содействию
экономическому развитию. Поэтому работа
по экономическому развитию может и должна
строиться с привлечением руководителей
крупнейших предприятий и работодателей
региона. В такой кооперации с руководителями
предприятий региональная администрация
может более эффективно решать вопросы
обучения персонала, развития инфраструктуры,
стимулирования малого и среднего бизнеса.
Инструментами управления экономическим
развитием на региональном уровне
являются создание общих условий
бизнеса (дорога, связь, офисы,
рыночная инфраструктура), регулирование
деловой активности (местные налога, зонирование,
особые условия), прямая кооперация администрации
и бизнеса (совместные проекты).