Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 13:48, контрольная работа
Степень использования монополистом своей власти для установления цен на продукцию зависит от наличия на рынке близких заменителей этой продукции. Не обязательно, чтобы монополистом была крупная фирма, зачастую им может оказаться и небольшая по размерам компания. Поэтому, когда в микроэкономике речь идет об абсолютной монополии, то следует иметь в виду, что, рассматривая ее как тип фирмы, необходимо одновременно рассматривать монополию и как тип экономического поведения компании на рынке.
Исходя из вышесказанного сформулируем характерные черты монополии:
- господствующее положение одной фирмы;
- отсутствие товаров-заменителей для выпускаемой фирмой продукции;
- самостоятельное установление цен;
1.Чистая монополия и её последствия …………………………………..3
2.Решение задачи №1……………………………………………………..9
3. Закон предложения. Детерминанты предложения. Механизм действия неценовых факторов предложения…………………………………………10
4. Решение задачи №2……………………………………………………..13
Список литературы
.
1.Чистая монополия и её последствия …………………………………..3
2.Решение задачи №1……………………………
3. Закон предложения. Детерминанты предложения. Механизм действия неценовых факторов предложения…………………………………………10
4. Решение задачи №2……………………………………………………..13
Список литературы
1.Чистая монополия
Степень использования монополистом
своей власти для установления цен на
продукцию зависит от наличия на рынке
близких заменителей этой продукции. Не
обязательно, чтобы монополистом была
крупная фирма, зачастую им может оказаться
и небольшая по размерам компания. Поэтому,
когда в микроэкономике речь идет об абсолютной
монополии, то следует иметь в виду, что,
рассматривая ее как тип фирмы, необходимо
одновременно рассматривать монополию
и как тип экономического поведения компании
на рынке.
Исходя из вышесказанного сформулируем
характерные черты монополии:
- господствующее положение одной фирмы;
- отсутствие товаров-заменителей для
выпускаемой фирмой продукции;
- самостоятельное установление цен;
- препятствование появлению в отрасли
других фирм.
Реальными барьерами, которые могут воспрепятствовать
вступлению в отрасль новой фирмы, являются:
- эффект масштаба;
- исключительное право на определенный
вид деятельности, патенты и лицензии;
- право собственности на важнейшие виды
сырья.
Кроме этих препятствий вступлению в отрасль
нового игрока, фирмы-монополии могут
использовать и нечестные способы конкуренции:
- физическое устранение конкурента;
- давление на кредитные организации с
целью воспрепятствовать получению конкурентом
заемных средств;
- переманивание лучших специалистов из
фирм-конкурентов и др.
Основным инструментом для установления
своего господства на рынке фирмы-монополии
используют цену. Монопольная цена - это
цена, устанавливаемая монополиями единолично
или в сговоре с другими монополиями. Пределом
этой цены является величина платежеспособного
спроса населения.
В экономике различают три вида монопольных
цен:
- Монопольно высокие. Цены по которым
монополии продают свою продукцию потребителям
с целью извлечения наивысшей прибыли.
Эти цены можно представить в виде формулы:
Цена моноп. = Издержки произв. + Прибыль экономическая + Прибыль добавочная + Сверхприбыль.
Экономическую
прибыль монополии получают так же как
и все производители данной отрасли, иначе
капитал будет перемещен в другую отрасль.
Добавочную прибыль монополии получают
из-за более высокой производительности
труда на своих предприятиях, определяемой
научно-техническим прогрессом. Издержки
производства на таких предприятиях ниже
средних по отрасли.
Сверхприбыль у монополий образуется
по причине их монопольного положения
на рынке и установления цен на свою продукцию
значительно выше ее стоимости:
- монопольно низкие - это цены, по которым
монополии закупают продукцию (как правило,
сырье) у мелких и средних немонополизированных
производителей.
- дискриминационные - это различные цены,
устанавливаемые на один и тот же товар
на разных рынках.
Экономические и социальные последствия чистой монополии
Экономические последствия
Несмотря на то что рынок в условиях монополии является равновесным, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. В условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов.
Монопольный выпуск меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокращению общественного благосостояния.
Допустим, что функция спроса D линейна, предельные издержки фирмы равны МС, в этом случае монопольный выпуск составит Qm Против конкурентного Q при соответствующих ценах РT и РK. Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительского излишка, равная площади прямоугольника А, перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площади треугольника В, и части излишка производителя, равной площади фигуры С. Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (-А - В) + (А - Q), что даст величину потерь, равную (В + С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспределении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии. Причем, даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством ее налогообложения, полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложения в условиях монополии меньше конкурентного.
При линейной функции спроса и неизменных предельных издержках (МС = АС) на уровне конкурентной цены РK (рис. 7) в условиях совершенной конкуренции потребительский излишек составит величину, равную QK(P - PK)/2. В случае с монополией он сокращается до QM(P - PM/2), а монопольная прибыль составит QM(PM - PK). Если монополисту удается установить отдельную цену для каждой единицы продукции, то он перераспределит весь излишек в свою пользу. Однако при монопольном ценообразовании происходит не только перераспределение потребительского излишка, но и его сокращение на величину, равную площади треугольника В, представляющей собой разницу между потерями потребителей и выигрышем монополиста. Разница между потерями потребителей в потребительском излишке и выигрышем монополиста называется потерями «мертвого Груза» (W) и определяется как W - (?Р?О)/2, где АР = Р - P., a АО = Q1 - Q. Определив относительную величину монопольной надбавки к цене d = (РM - PK)/PK= ?P/PK и выразив через нее эластичность спроса ED= (?Q/QK)/(?P/PK) = (?Q/QK)/d, мы можем определить AQ = EddQk и АР = Pkd. В этом случае потери «мертвого груза» будут равны W= l/2QkPkEdd2.
Потери «мертвого груза» - не единственная форма снижения эффективности в условиях монополии. Отсутствие давления конкурентных сил позволяет фирме функционировать не в оптимальном режиме, так как возникающую при этом неэффективность она может компенсировать за счет имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров, называются Х-неэффективностью. Она может про являться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное же в том, что причиной ее является не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции.
Хотя потери эффективности из-за монополии могут быть существенными, большинство экономистов склоняются к тому, что в действительности бремя монополии невелико. Связано это с тем, что, с одной стороны, чистая монополия встречается редко и чаще всего мы можем говорить лишь о монопольном влиянии, а с другой стороны, сами монополисты сталкиваются с противодействием ряда ранее упоминавшихся нами факторов, которые ограничивают реализацию их рыночной власти.
Монополия приводит не только к отрицательным последствиям - она дает и некоторые выгоды. Во-первых, позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создает более широкие возможности для инновационной деятельности фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки. Во-вторых, рыночная власть ведет к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя. В-третьих, в условиях монополии существует возможность более полного извлечения экономии от масштабов и, следовательно, производства при более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках. монополия естественный железнодорожный транспорт
Социальные последствия чистой монополии
Оценить ущерб, наносимый обществу монополизацией отраслей, или так называемые социальные издержки существования монополии, проще всего, сопоставив два состояния долгосрочного равновесия одной и той же отрасли с неизменными издержками - до и после ее монополизации. (Можно предположить - и исторических примеров такого рода достаточно много, - что монополия возникает в результате «захвата» совершенно конкурентной отрасли и превращения ее отдельных фирм в заводы монополиста.)
Такое сопоставление графически представлено на рис. 8. DD на этом рисунке - кривая спроса на продукт отрасли с неизменными издержками. Как нам известно, кривая долгосрочного предложения такой отрасли в условиях совершенной конкуренции является бесконечно эластичной и проходит на уровне Р = LMC = LAC. Поэтому совершенно конкурентное долгосрочное равновесие отрасли имело бы место в точке Е с координатами (Qc, Рс). При обычной монополии, устанавливающей единую цену на продукт, долгосрочное равновесие отрасли приходится на точку В с координатами (QM PM), определяемую правилом MR = МС.
При таком выборе цены и объема выпуска общий избыток, создаваемый в отрасли (и в рассматриваемом упрощенном случае горизонтальных LМС сводимый просто к избытку потребителей), не максимизируется. Представим себе, что, продав Qm по цене Pm, монополист решает продать еще одну единицу продукта. Он вполне может сделать это, продав эту единицу по соответствующей более низкой цене потребителю с готовностью платить ниже, чем PM. Данная сделка будет Парето-эффективной, поскольку увеличит благосостояние потребителей (на приращение потребительского избытка в размере ABFG), не уменьшив благосостояния монополиста. Общий избыток при этом возрастет на величину упомянутого приращения. Такое наращивание общего избытка путем увеличения выпуска могло бы происходить до точки Е, где цена сравнялась бы с предельными издержками, а выпуск - с конкурентным. Таким образом, выбор монополиста сопряжен с чистой, т.е. ничем не компенсируемой, потерей общего избытка, или потерями мертвою груза, в размере площади ABE. Это - мера неэффективности монополии с позиций частичного равновесия.
Задача № 1
Дано: Фермер-арендатор получает 20% прибыли на 50 тыс. руб. вложенного в землю капитала. Величина прибавочного продукта, получаемого после реализации продукции, составляет 300 тыс. руб. Определите величину ренты, получаемой собственником земли.
Решение:
Рента (нем. Rente, от лат. reddita – возвращенная), доход, не связанный с предпринимательской деятельностью и регулярно получаемый рантье в форме процента с предоставляемого в ссуду капитала, а землевладельцем – в форме земельной ренты со сдаваемого в аренду земельного участка. Таким образом, земельная рента – это арендная плата, взимаемая собственником с арендатора.
По условию задачи прибыль до уплаты
ренты составляет 300 тыс. руб., а после уплаты
ренты рассчитывается по формуле:
П=К*Нпр,
где К – капитал, в данном случае – стоимость
земельного участка,
Нпр – норма прибыли, %.
П=500*0,2=100 тыс. руб
Разница между прибылью до уплаты ренты
и прибылью после уплаты ренты и составляет
величину ренты земельного собственника:
Р=300-100=200 тыс. руб.
Ответ:
Величина ренты, получаемой собственником земли 200 тыс. руб.
2. Закон предложения. Детерминанты предложения. Механизм действия неценовых факторов предложения.
Закон предложения – закон,
в соответствии с которым при увеличении
цены на товар предложение этого товара
повышается при прочих неизменных факторах.
Закон предложения может иметь исключения.
Так, для целого ряда товаров сдерживающим
фактором роста производства является
ограниченность ресурсов. При достижении
границы максимального использования
ресурсов никакой рост цен не сможет увеличить
производство, а с ним и предложение товаров.
Закон предложения имеет общепринятое
в экономической науке графическое отображение
в виде графика предложения.
График предложения – график, показывающий
зависимость величины предложения от
цены. Каждой величине цены соответствует
свое значение величины предложения.
Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)
Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2)
Q — кол-во продукции, которое готов предложить производитель
S — предложение
Факторы предложения (детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.
Неценовые факторы предложения (неценовые
детерминанты предложения) – факторы,
влияющие на величину предложения, и не
связанные с ценой товара. При изменении
неценовых факторов изменяется величина
предложения при заданных величинах цены;
таким образом, изменяется кривая предложения.
В этом случае обычно говорят о смещении
кривой предложения. При росте предложения
кривая смещается вправо, при уменьшении
– влево.
К неценовым факторам относят:
Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.
Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.
Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом. Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.