Цикличность экономического развития и её особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 00:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является мониторинг основных направлений в изучении экономических циклов, а также антициклического регулирования.
Для достижения цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:
 Раскрыть понятие экономической цикличности;
 Определить виды циклов, их фазы;
 Рассмотреть основные концепции антициклического регулирования;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Цикличность экономического развития как форма проявления макроэкономической нестабильности 6
1.1 Экономический цикл: определение, фазы, виды 6
1.2 Причины циклических колебаний в экономической теории 9
2 Концепции государственного антициклического регулирования 14
2.1 Неокейнсианский подход 14
2.2 Монетаристский подход 17
3 Особенности циклического развития Республики Беларусь 21
3.1 Анализ динамики основных макроэкономических показателей 21
3.2 Экономический цикл и экономическое развитие Беларуси 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

макра.docx

— 140.21 Кб (Скачать файл)

Такая стратегия  смогла обеспечить положительные темпы роста, на фоне двузначного падения производства в соседних странах. Однако уже к середине 2009 г. стали очевидны существенные изъяны такой модели преодоления кризиса. Поддержание положительных темпов роста ВВП в таких условиях приводило к накоплению диспропорций в экономике. Во взаимоотношениях с внешним миром, искусственное стимулирование внутреннего спроса обусловливало увеличение спроса на импорт, в результате чего продолжал увеличиваться внешний дефицит. В реальном секторе предприятия вынуждены были накапливать запасы, что приводило к вымыванию их оборотных средств. Кроме того, целевая установка на сохранение роста заработной платы, в условиях снижения производительности труда, приводила к повышению удельных издержек на труд, что в еще большей мере снижало ценовую конкурентоспособность отечественных производителей.

В результате экономические власти ослабили стимулирование внутреннего спроса, пытаясь бороться с растущим дефицитом внешней  торговли. При этом возможности использования  фискальных стимулов были ограничены вследствие ухудшения ситуации с  выполнением государственного бюджета. Изменение условий внешней торговли привело к резкому снижению доходов от экспортных пошлин ввиду падения цен на нефтепродукты и снижению поступлений от НДС в результате сокращения объемов импорта. Также на доходы бюджета повлияло ухудшение положения в реальном секторе: снизились доходы от налога на прибыль и ряд неналоговых доходов. [2,c.28]

Начиная со второй половины 2009 г., когда дефицит бюджета достиг 1.2% от ВВП, правительство было вынуждено начать проводить политику по снижению расходов. Сокращение коснулось в основном расходов на экономику и на государственные программы. Все остальные статьи расходов также претерпели сокращение в сравнении с 2008 г., но не в столь незначительной степени .

По мнению некоторых исследователей особенности макроэкономической стабилизации экономики Республики Беларусь связаны с необходимостью выхода не из циклического, а из системного кризиса, при непременном учете того факта, что в условиях ее открытости на него влияют спады и мировой экономической конъюнктуры. Глубина и острота макроэкономической нестабильности обусловлена системой не только чисто экономических факторов, но демографических, политических, социологических, этических и даже психологических.

Образование некоторого институционального вакуума  также способствует обострению проблем  макроэкономической нестабильности. Идет формирование системы новых экономических  отношений распространяющихся на весь спектр становящихся и развивающихся в условиях транзитивности рынков товаров и услуг, финансов и труда. Соответственно складывается новый набор методов, мер и инструментов государственного регулирования происходящих социально-экономических процессов.[1,29c.]

Государство должно контролировать рыночные процессы, но не в форме диктата, а в системе  экономических инструментов макронастройки воспроизводственных процессов. Активное экономическое вмешательство государства должно осуществляться для исправления дефектов рынка.

Госрегулирование  реструктуризации должно идти в русле  основных мировых тенденций в  первую очередь по увеличению доли услуг ВВП до 60-70%, доли малого бизнеса  до 50% в ВВП и превалированию частной  собственности. В настоящее время  страна находиться довольно далеко от этих показателей.

Если в  нашей экономике и дальше будет  сохраняться более трети убыточных  предприятий и организаций от общего их числа, а общий уровень  рентабельности будет оставаться на уровне 10-12 %, то неизбежно нарастание инфляции издержек, сокращение совокупного  спроса, как со стороны фирм, так и со стороны домохозяйств, что окажет негативное влияние на динамику макроэкономической стабилизации. Производственные приоритеты не могут быть отданы только крупному товарному производству, хотя эффективно функционирующие крупные предприятия, особенно в сфере сельского хозяйства, должны получать реальную государственную поддержку. Это необходимо осуществлять наряду с развитием само занятости, малого и среднего предпринимательства. Всемерно следует поддержать начавшееся кооперативное объединение фермерских хозяйств, которые еще не сказали своего слова в макроэкономической стабилизации, но имеют вполне реальный потенциал для этого.[1,31c.]

На экономику  Беларуси в предстоящем пятилетии  значительно будут влиять глобальные тенденции мирового экономического развития, что потребует повышения  конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, внедрения новых  технологий.

Учитывая  высокую экспортную ориентированность  белорусской экономики, темпы ее роста будут взаимосвязаны с  динамикой развития стран — основных торговых партнеров: России, Германии, Китая, Венесуэлы, Украины, на долю которых  приходится более половины экспорта белорусских товаров.

Республика  Беларусь в своей социально–экономической  политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

Вместе с  тем для динамичного развития требуется более активное совершенствование  и модернизация действующих организационно–экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

Основные  направления совершенствования  предусматривают формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных  условий для развития предпринимательской  инициативы и увеличения притока  инвестиций в экономику; развитие государственно–частного  партнерства в целях обеспечения  устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности  и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических  проблем.[8]

Динамичность  развития экономики зависит от предпринимательской  активности и инициативы. В этом приоритете заложен принцип полноценного партнерства частной и государственной  форм собственности, что достигается  совершенствованием делового климата  для всех субъектов хозяйствования — государственных и частных, отечественных и иностранных, и  в конечном итоге — созданием  безбарьерной деловой среды.

Предпринимательство станет основой развития экономики  как ее наиболее гибкая, инновационно активная, быстро реагирующая на изменения внешних факторов составляющая.

Ключевая  задача пятилетия — создание в  Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортно ориентированную, высокотехнологичную продукцию.

В этих целях  будет обеспечено формирование благоприятного бизнес–климата для отечественных  и иностранных инвесторов, что  позволит провести структурные преобразования экономики, увеличить выпуск конкурентоспособной  инновационной продукции с высокой  добавленной стоимостью, доходы предприятий, граждан и государства.

Концентрация  экономической политики на наращивании  экспортного потенциала страны позволит изменить структуру экспорта Беларуси в сторону увеличения доли высокотехнологичных  товаров и услуг, а также снижения ее энергетической составляющей; обеспечить расширение традиционных и завоевание новых рынков сбыта. Это является обязательным условием снижения уязвимости экономики к колебаниям внешнеэкономической  конъюнктуры, обеспечения необходимых  объемов поступления валютных средств.[8]

Главным механизмом реализации перехода к устойчивому  развитию должны быть национальные стратегии  устойчивого развития, использующие всевозможные мировые и национальные социально-экономические, политические, технические и др. средства. Поэтому  устойчивое развитие нашей страны может  рассматриваться лишь как элемент  устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели как реализация общих целей и задач, принципов  и направлений развития в конкретных условиях Беларуси.

Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение  уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и  духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих  поколений.

Важнейшими  задачами обеспечения устойчивого  развития Беларуси является переход  на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики  и общества:

в области совершенствования государственности – формирование сильного эффективного правового государства, обеспечивающего создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития;

в области экономики – построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования.[7]

Основными источниками  устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные  ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – «высокий интеллект – инновации - благосостояние».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Любому развитию свойственна цикличность  и экономика не исключение. Экономический  цикл представляет собой последовательную смену фаз роста, спада, депрессии, оживления. Циклы отличаются друг от друга продолжительностью, количеством  фаз. Исходя из этого, существует множество теорий циклов. Некоторые исследователи опираются исключительно на экономические факторы, другие же могут отталкиваться от политических, демографических и даже природных факторов. Объяснение столь большому количеству теорий является существование разных по течению и характеру циклов. Разным циклам не подходит одна теория, от сюда дискуссии на протяжении многих столетий и поиски всё новых теорий, в надежде найти «универсальную».

Антициклическое регулирование сводиться к контролю за рыночными процессами, стимулированию деловой активности в фазе спада или политике сдерживания в фазе подъёма. Существуют несколько концепций. Одни основаны на учения Дж.Кейнса – кейнсианский и неокейнсианский подход. Другие отталкиваются от учений «классиков» и представителях «неоклассического возрождения». Неокейнсианцы отдают предпочтение сильному государственному регулированию, ставя на передний план соответствие между совокупным предложением и совокупным спросом. В то время как монетаристы(представители неоклассического направления) выступают против вмешательства государства в рыночную экономику и оставляют за ним контроль над денежными обращениями.

Республика  Беларусь прошла нелёгкий путь в становлении  собственной экономики. Сперва, на неё повлиял распад СССР, а это разрыв экономических связей и становление собственной экономической системы, в том числе и законодательства. Далее влияние мирового кризиса. Беларусь добилась относительной макроэкономической устойчивости лишь к 2000 году. На сегодняшний день наше государство планирует внедрение инновационных технологий, использование человеческого потенциала в развитии страны. А также создание новых предприятий производящих экспортно-ориентированную продукцию.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бондарь, А.В. Макроэкономическая стабилизация: белорусский путь/ Вестник БГЭУ. – 2003. - №2. – С. 29-32.
  2. Влияние глобального экономического кризиса на экономику Беларуси Крук Д., Точицкая И., Шиманович Г. Исследовательский центр ИПМ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://research.by/pdf/wp2009r03.pdf Дата доступа: 15.10.2011.
  3. Гусейнов, Р.М. История экономических учений/ Гусейнов, Р.М., Горбачёва, Ю.В., Рябцева, В.М. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/istoria-economicheskih-ucheniy-3/ - Дата доступа: 13.10.11
  4. Кудреев, А.В.Экономический цикл. Анализ австрийской школы. – М.: Социум.-2005. 152с.
  5. Макроэкономика: учеб. пособие/ В.А. Воробьев, А.В. Бондарь, Л.Н. Новикова [и др.]; под редакцией В.А. Воробьев. – Минск: БГЭУ, 2009. – 270с.
  6. Макроэкономика: учеб.пособие/ М.И. Плотниций, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И.Плотницкого. – М.:Новое знание, 2002. – 462с.
  7. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. – Минск, 2004 – Режим доступа: http://minpriroda.by/ru/legistation/nsur2020
  8. Основные положения программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы [Электронный ресурс]. – Минск, 2010 – Режим доступа: http://law.sb.by/1002/. – Дата доступа: 14.10.2011
  9. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь/ Итоги социально-экономического развития за январь-август 2011 г. [Электронный ресурс]. – Минск, 2011 – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/analiz_vypolnenia_parametrov/itogi-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-za-janvar-avgust-2011-g_i_0000001059.html - Дата доступа 14.10.2011
  10. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь/ О социально-экономическом развитии Республики Беларусь в январе - мае 2011 года [Электронный ресурс]. - Минск, 2011 – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/analiz_vypolnenia_parametrov/o-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-respubliki-belarus-v-janvare---mae-2011-goda_i_0000000849.html – Дата доступа 14.10.2011
  11. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь/ О социально - экономическом развитии Республики Беларусь в январе-декабре 2010 года [Электронный ресурс]. – Минск, 2011 – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/analiz_vypolnenia_parametrov/o-sotsialno---ekonomicheskom-razvitii---respubliki-belarus-v-janvare-dekabre-2010-goda_i_0000000460.html – Дата доступа 14.10.2011
  12. Подкидченко, М.П., История экономических учений/ Подкидченко, М.П., Чаплыгина, И.Г. – М.:ИНФРА-М, 2006 – 271с.
  13. Полоник, С.С., Александрович, Я.М., Богданович, А.В. Проблемы и перспективы социально-экономического развития РБ //Белорусский экономический журнал. – 2006. -№1. – с.4-22
  14. Поплыко,В.,Экономические циклы и цикличный характер развития экономики Беларуси [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://liberty-belarus.info/Kapitalizm-dlya-lyuboznatelnyh/Ekonomicheskie-tsikly-i-tsiklichnyy-harakter-razvitiya-ekonomiki-Belarusi.html
  15. Телевич, Н.М., История экономических учений/Н.М. Телевич. – Мн.:ГИУСТ БГУ, 2006. – 224с.
  16. Хансен, Э., Экономические циклы и национальный доход/ Хансен, Э. – М., 1959. – 466с.
  17. Экономическая теория: Учебник для вузов/Мочерный С.В., Некрасов В.Н., Овчинников В.Н., Секретарюк В.В. – М.: ПРИОР, 1999. – 411с.

Информация о работе Цикличность экономического развития и её особенности в Республике Беларусь