Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 00:54, курсовая работа
Целью данной работы является мониторинг основных направлений в изучении экономических циклов, а также антициклического регулирования.
Для достижения цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие экономической цикличности;
Определить виды циклов, их фазы;
Рассмотреть основные концепции антициклического регулирования;
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Цикличность экономического развития как форма проявления макроэкономической нестабильности 6
1.1 Экономический цикл: определение, фазы, виды 6
1.2 Причины циклических колебаний в экономической теории 9
2 Концепции государственного антициклического регулирования 14
2.1 Неокейнсианский подход 14
2.2 Монетаристский подход 17
3 Особенности циклического развития Республики Беларусь 21
3.1 Анализ динамики основных макроэкономических показателей 21
3.2 Экономический цикл и экономическое развитие Беларуси 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Такая стратегия смогла обеспечить положительные темпы роста, на фоне двузначного падения производства в соседних странах. Однако уже к середине 2009 г. стали очевидны существенные изъяны такой модели преодоления кризиса. Поддержание положительных темпов роста ВВП в таких условиях приводило к накоплению диспропорций в экономике. Во взаимоотношениях с внешним миром, искусственное стимулирование внутреннего спроса обусловливало увеличение спроса на импорт, в результате чего продолжал увеличиваться внешний дефицит. В реальном секторе предприятия вынуждены были накапливать запасы, что приводило к вымыванию их оборотных средств. Кроме того, целевая установка на сохранение роста заработной платы, в условиях снижения производительности труда, приводила к повышению удельных издержек на труд, что в еще большей мере снижало ценовую конкурентоспособность отечественных производителей.
В результате
экономические власти ослабили стимулирование
внутреннего спроса, пытаясь бороться
с растущим дефицитом внешней
торговли. При этом возможности использования
фискальных стимулов были ограничены
вследствие ухудшения ситуации с
выполнением государственного бюджета.
Изменение условий внешней
Начиная со второй половины 2009 г., когда дефицит бюджета достиг 1.2% от ВВП, правительство было вынуждено начать проводить политику по снижению расходов. Сокращение коснулось в основном расходов на экономику и на государственные программы. Все остальные статьи расходов также претерпели сокращение в сравнении с 2008 г., но не в столь незначительной степени .
По мнению некоторых исследователей особенности макроэкономической стабилизации экономики Республики Беларусь связаны с необходимостью выхода не из циклического, а из системного кризиса, при непременном учете того факта, что в условиях ее открытости на него влияют спады и мировой экономической конъюнктуры. Глубина и острота макроэкономической нестабильности обусловлена системой не только чисто экономических факторов, но демографических, политических, социологических, этических и даже психологических.
Образование некоторого институционального вакуума также способствует обострению проблем макроэкономической нестабильности. Идет формирование системы новых экономических отношений распространяющихся на весь спектр становящихся и развивающихся в условиях транзитивности рынков товаров и услуг, финансов и труда. Соответственно складывается новый набор методов, мер и инструментов государственного регулирования происходящих социально-экономических процессов.[1,29c.]
Государство должно контролировать рыночные процессы, но не в форме диктата, а в системе экономических инструментов макронастройки воспроизводственных процессов. Активное экономическое вмешательство государства должно осуществляться для исправления дефектов рынка.
Госрегулирование реструктуризации должно идти в русле основных мировых тенденций в первую очередь по увеличению доли услуг ВВП до 60-70%, доли малого бизнеса до 50% в ВВП и превалированию частной собственности. В настоящее время страна находиться довольно далеко от этих показателей.
Если в
нашей экономике и дальше будет
сохраняться более трети
На экономику
Беларуси в предстоящем пятилетии
значительно будут влиять глобальные
тенденции мирового экономического
развития, что потребует повышения
конкурентоспособности
Учитывая высокую экспортную ориентированность белорусской экономики, темпы ее роста будут взаимосвязаны с динамикой развития стран — основных торговых партнеров: России, Германии, Китая, Венесуэлы, Украины, на долю которых приходится более половины экспорта белорусских товаров.
Республика
Беларусь в своей социально–
Вместе с
тем для динамичного развития
требуется более активное совершенствование
и модернизация действующих организационно–
Основные
направления совершенствования
предусматривают формирование национальной
инновационной системы; создание благоприятных
условий для развития предпринимательской
инициативы и увеличения притока
инвестиций в экономику; развитие государственно–частного
партнерства в целях
Динамичность
развития экономики зависит от предпринимательской
активности и инициативы. В этом
приоритете заложен принцип полноценного
партнерства частной и
Предпринимательство станет основой развития экономики как ее наиболее гибкая, инновационно активная, быстро реагирующая на изменения внешних факторов составляющая.
Ключевая
задача пятилетия — создание в
Беларуси принципиально новых
В этих целях
будет обеспечено формирование благоприятного
бизнес–климата для отечественных
и иностранных инвесторов, что
позволит провести структурные преобразования
экономики, увеличить выпуск конкурентоспособной
инновационной продукции с
Концентрация экономической политики на наращивании экспортного потенциала страны позволит изменить структуру экспорта Беларуси в сторону увеличения доли высокотехнологичных товаров и услуг, а также снижения ее энергетической составляющей; обеспечить расширение традиционных и завоевание новых рынков сбыта. Это является обязательным условием снижения уязвимости экономики к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения необходимых объемов поступления валютных средств.[8]
Главным механизмом реализации перехода к устойчивому развитию должны быть национальные стратегии устойчивого развития, использующие всевозможные мировые и национальные социально-экономические, политические, технические и др. средства. Поэтому устойчивое развитие нашей страны может рассматриваться лишь как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития в конкретных условиях Беларуси.
Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества:
в
области совершенствования
в области экономики – построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования.[7]
Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – «высокий интеллект – инновации - благосостояние».
На основании данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Любому развитию свойственна цикличность и экономика не исключение. Экономический цикл представляет собой последовательную смену фаз роста, спада, депрессии, оживления. Циклы отличаются друг от друга продолжительностью, количеством фаз. Исходя из этого, существует множество теорий циклов. Некоторые исследователи опираются исключительно на экономические факторы, другие же могут отталкиваться от политических, демографических и даже природных факторов. Объяснение столь большому количеству теорий является существование разных по течению и характеру циклов. Разным циклам не подходит одна теория, от сюда дискуссии на протяжении многих столетий и поиски всё новых теорий, в надежде найти «универсальную».
Антициклическое регулирование сводиться к контролю за рыночными процессами, стимулированию деловой активности в фазе спада или политике сдерживания в фазе подъёма. Существуют несколько концепций. Одни основаны на учения Дж.Кейнса – кейнсианский и неокейнсианский подход. Другие отталкиваются от учений «классиков» и представителях «неоклассического возрождения». Неокейнсианцы отдают предпочтение сильному государственному регулированию, ставя на передний план соответствие между совокупным предложением и совокупным спросом. В то время как монетаристы(представители неоклассического направления) выступают против вмешательства государства в рыночную экономику и оставляют за ним контроль над денежными обращениями.
Республика Беларусь прошла нелёгкий путь в становлении собственной экономики. Сперва, на неё повлиял распад СССР, а это разрыв экономических связей и становление собственной экономической системы, в том числе и законодательства. Далее влияние мирового кризиса. Беларусь добилась относительной макроэкономической устойчивости лишь к 2000 году. На сегодняшний день наше государство планирует внедрение инновационных технологий, использование человеческого потенциала в развитии страны. А также создание новых предприятий производящих экспортно-ориентированную продукцию.
Информация о работе Цикличность экономического развития и её особенности в Республике Беларусь