Цикличность в развитии экономики Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить «экономические циклы», их виды и фазы, рассмотреть исследования ученых, проанализировать их.
Для получения результата исследования были поставлены следующие задачи:
-раскрыть понятие экономических циклов
-рассмотреть виды циклов и их фазы
-изучить причины цикличности
-проанализировать исследования ученых
-рассчитать возможность антициклического регулирования

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………4
1. Цикличность развития экономики и ее причины………………….6
1.1 Понятие цикличности экономического развития ……………..6
1.2 Виды циклов……………………………………………………….10
1.3. Общие причины цикличности экономического развития в работах ученых-экономистов…………………………………………………………….12
2. Цикличность в развитии экономики Беларуси……………………15
3. Антициклическая политика государства. Основные модели и инструменты антициклического регулирования…………………………………….23
Заключение ……………………………………………………………..31
Список использованных источников………………………………….33

Файлы: 1 файл

ввввв.docx

— 102.40 Кб (Скачать файл)

1.3. Общие причины  цикличности экономического развития  в работах ученых-экономистов

Несмотря на то, что существует очень много работ по проблеме цикличности, до сих пор нет точной единой теории по поводу причин существования этого явления.

Многие авторы объясняли проблему цикличности как результат (отражение) процессов в сфере обращения. Такая трактовка относится к монетаристской теории.

 Наиболее обоснованно рассматривается цикл как чисто денежное явление в работах Р. Хоутри. Он считал, что изучение денежного потока - единственная причина изменения экономической активности, смены периодов процветания и депрессии. Когда денежный поток увеличивается, спрос на товары поднимается, производство расширяется, цены растут. Когда денежный поток снижается, торговля ослабевает, производство сокращается, цены падают. А рычагом передвижения денежных потоков являются банки.

Именно банковская система  способна «создавать» деньги. Она поддерживает определенный уровень резервов депозитных денег и затем увеличивает денежную массу бесконечно повторяющимся процессом выдачи денег в долг, с последующим отчислением резервного фонда из этих денег и вновь с последующей их выдачей. В основном люди не спешат снимать свои деньги с банковских счетов, но они хотят быть убеждены в том, что всегда смогут снять их со счета, когда им это понадобится. В критических ситуациях люди начинают бояться, что они не смогут получить свои деньги сразу. И тогда наступает паника - общая нестабильность экономики. [13]

Паника- это такая ситуация, при которой люди начинают переживать за судьбу своих вкладов и закрывают свои счета. Когда все вкладчики начинают требовать свои вклады, банк закрывается, поскольку он не может вернуть их всем. Это в свою очередь вызывает банкротство и производственных предприятий. Таким образом, спады, кризисы объяснялись нестабильностью финансового сектора, который при определенных условиях вызывает спад экономической активности во всех сферах национальной экономики.

Такой подход к объяснению проблемы цикличности сегодня отходит на второй план, он считается изначально поверхностным, потому что исходит из анализа только сферы обращения. На сегодняшний день цикличность рассматривается в связи не только со сферой обращения, но и непосредственно с процессом производства. В центр анализа выдвигается динамика промышленного производства, ВНП, подушевого дохода, занятости, потребительского спроса. К примеру, представители неокейнсианской экономической школы объясняют кризисы перепроизводства недостаточной склонностью к потреблению, которая отстает от роста доходов, поэтому выход из кризиса видят в стимулировании совокупного спроса.

В марксистской теории цикличность  выводится из основного противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов, что  ведет к рассогласованности действий хозяйствующих субъектов и возникновению макроэкономических диспропорций.

С точки зрения современной  теории кризисов украинского экономиста М. Туган-Барановского основными причинами циклических колебаний являются диспропорции между движением сбережений и инвестиций в отраслях, которые производят средства производства, а также несовершенство регулирующей роли рыночного механизма в сфере накопления и использования общественного капитала. [14]

Существуют психологические  объяснения циклов, связывающих деловую  активность со сменой настроений, переходами от массового оптимизма к пессимизму. Большое место психологическая  теория заняла в работах английского  экономиста А. Пигу. Под психологическими причинами Пигу понимает «перемены в человеческих мыслях, возникающие помимо тех изменений в ожиданиях, которые вызываются изменениями активных факторов, на коих строится суждение». [13, с.341]

По мнению Шумпетера «нововведениям свойственно нахлынуть приливной волной и затем отступить. Экономический цикл сводится к отливу и приливу нововведений и к тем последствиям, которые отсюда вытекают». [13, с.342]

 

 

 

 

 

 

 

                  2.Цикличность в развитии экономики Беларуси

  Решающее влияние  на темпы  экономического роста  в Республике Беларусь оказывают   следующие факторы: количество  и качество природных и трудовых  ресурсов; размеры и качество  основного капитала; научно-технический  прогресс и совокупный спрос  общества.

 Объективными факторами,  сдерживающими экономический рост в республике, являются:

-ограниченность сырьевой  и топливно-энергетической базы;

-высокая ресурсоемкость  экономики;

-сильная зависимость  от поставок сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий из России и других стран СНГ;

-неразвитость рыночной  инфраструктуры. [20, с. 117]

 Весь период трансформации  и роста экономики Беларуси  можно разделить на следующие  этапы:

1991-1995 гг.- период глубокого  затяжного экономического кризиса.

Экономический кризис проявился  в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения  и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы. Кульминационной точкой падения производства стал 1995 год. По сравнению с 1990 годом (считается самым лучшим в дореформенный период) объем ВВП в 1995 году составил 65,3 %, продукции промышленности- 61,4 %, сельского хозяйства- 73,6 %, инвестиций в основной капитал- 38,5 %. Инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс .раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза. Однако первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов — либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики — не привели к ожидаемому результату. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это: смена приоритетов экономической политики в направлении достижения самодостаточности хозяйственной системы, при которой обеспечиваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расширение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условий для структурной перестройки — перелива капиталов, материальных и трудовых ресурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные.  [20]

1996-2000гг. - этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений.

Второй период трансформации экономики, за исключением сельского хозяйства, характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции. Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. Начиная с середины 1996 г., уже наметилась тенденция перехода к активной фазе структурной перестройки — начали возрастать объемы производства продукции, инвестиций, экспорта. Стал возможным переход от прежних отраслевых пропорций с преобладанием ресурсоемких отраслей, отставанием сферы услуг к новым рыночным структурам экономики с рациональным сочетанием государственной и частной форм собственности, коренной модернизацией производства, обеспечивающим выпуск конкурентоспособной продукции.

2001-2005 гг. и следующие пятилетия - переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.

Структурная перестройка осуществляется в соответствии с принятыми в стране специальными программами — Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы, Национальной программой раз­вития экспорта на 2000—2005 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другими программами путем реформирования предприятий, их реструктуризации и преобразования в акционерные общества, создания холдинговых компаний, развития и поддержки мало­го предпринимательства.

В качестве основных направлений  структурных преобразований определены:

• создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

• опережающее развитие наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

• стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;

• развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;

• повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

• разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.

Реализация рассмотренных выше направлений и мер по реформированию экономики нашла отражение в макроэкономических показателях .

Характерная особенность  первого пятилетия (1991— 1995 гг.) —  ярко выраженные спад производства и  макроэкономическая нестабильность. На это повлияло резкое сокращение традиционных рынков сбыта белорусской продукции, рост цен на ввозимое сырье и энергоресурсы, уменьшение внутреннего спроса и изменение его структуры. Высокая инфляция вызвала обесценение денежных средств всех секторов экономики. Второй (1996—2000 гг.) и начавшийся с 2001 г. третий этапы отражают результаты структурных преобразований в экономике, которые будут продолжаться несколько пятилетий. Они характеризуются целенаправленной деятельностью органов государственного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни насе­ления. Были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития страны на 1996— 2000 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы, где в качестве приоритетов определены «экспорт—жилье—продовольствие» как базовые точки роста, основные звенья структурных преобразований, обеспечивающие развитие всех взаимосвязанных отраслей, производств и экономики в целом; предусмотрены переход к проведению реформ по мере появления объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление контроля со стороны государства и трудовых коллективов за разгосударствлением и приватизацией.

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        3. Антициклическая политика  государства. Основные модели и инструменты антициклического регулирования

Государство всегда выступало  особым экономическим субъектом, так  или иначе участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается дискуссионным вопросом экономической науки. Современная экономика является «социально-рыночной» или «смешанной» (все экономические системы с появлением государства в той или иной мере являются смешанными), т.е. «государственно регулируемой». Это объясняется тем, что Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более, чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство («правительство») — институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Однако в связи с постоянным изменением конкретных обстоятельств решение этой задачи превращается в вечную проблему.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику  было различным на разных этапах ее становления и развития. В период становления рыночных отношений в 17 и 18 вв. господствовала экономическая доктрина меркантилизма, основывающаяся на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений, когда класс предпринимателей набрал силу, он начал рассматривать государственное вмешательство как помеху своей деятельности. В конце 18 в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство в экономику. Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал Адам Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития.

Однако из центральных в учении А. Смита стала идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование ее государством. Лучший вариант для государства – придерживаться политики Laisser faire (невмешательство государства). Поскольку главным координатором по А. Смиту, выступает рынок, рынку должна быть предоставлена полная свобода. [21]

Последователей А. Смита  относят к так называемой классической школе. Они полагали, что, чем меньше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционирует  рынок, т.е. тем лучше для экономики. Хотя классическая концепция и связана  с именами А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Сэя, Д. Милля и других, она вовсе не является достоянием истории. Современные неоклассические концепции (монетаризм, теория рациональных ожиданий) выводятся именно из классических воззрений на рыночную экономику.

Возврату интереса к классическим концепциям, характерному для последних  десятилетий, предшествовал, период, в  который было теоретически осознано и практически подтверждено, что  надежды только на рыночную самонастройку  могут поставить под вопрос само существование капиталистической системы.

Переворот в классических воззрениях на роль государства в  рыночной экономике был связан с  именем выдающегося английского  экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Его работа «Общая теория занятости, процента и денег» была опубликована в 1936 г. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Информация о работе Цикличность в развитии экономики Беларуси